Мало что может омрачить нашу радость от прибавления в семействе. Разве что некоторые формальности, безобидные с первого взгляда, но таящие подвохи и засады, способные довести любого человека до нервного срыва. Если конечно идти обычным, т.е. законным, путем. «Как вы получали детские пособия?» – этот вопрос я задаю сейчас многим своим друзьям, коллегам, участникам семинаров, которые мы проводим в разных аудиториях по всему Северному Кавказу. Наиболее частые ответы: «ищу знакомых или родственников и через них за отдельную плату, без всяких очередей оформляю документы», «вообще не связываюсь с этими мизерными суммами – больше потратишь бензина, нервов и денег на сбор справок», «все сделано так, что пока оформляешь последнюю справку, первая уже устаревает» и др.
Идея задавать такие вопросы появилась не случайно, а после трехмесячной попытки получить всего два из перечня возможных пособий (единовременное на рождение ребенка и по уходу до 1, 5 лет), шестикратного посещения всей семьей по очереди Многофункционального центра в Новочеркасске, сбора множества справок и полного непонимания, почему так запутанно организован весь процесс получения государственной услуги. «Здесь читать, здесь не читать, а здесь рыбу заворачивали» — лучше и не скажешь о памятках, выдаваемых ОМОНОМ. За 3 месяца что-то из перечня исчезало, что-то добавлялось, вычеркнутое становилось вновь необходимым. Не могла сразу понять — почему не дается нужная информация в соответствии с нашей жизненной ситуацией (дочь студентка, зять работает), и зачем дается ворох ненужной, запутывающей, не относящейся к нашему случаю. Почему при каждом обращении «в одно окно» прием ведут разные люди, которые «не помнят нашу жизненную ситуацию» и не знают, какие справки требовались в прошлый раз, сколько раз мы обращались, какова стадия оказания услуги, в чем причина задержки. В один из очередных приходов я была удостоена фразы: «У нас многодетные мамочки быстро собирают документы, а вы с высшим образованием и не можете разобраться». Обидно мне стало. За себя, за государство. Ведь это ясно, что не каждая мамочка доберется до благополучного финала и победно получит полный комплект пособий. Представила, сколько экономит на детях государство под маской заботы о них. Мамы сидят с детьми, папы работают из всех сил, чтобы прокормить внезапно увеличившееся семейство, бабушки-дедушки не у всех рядом, да и когда вообще разбираться с этими госуслугами, когда нужно успеть заработать налоги для тех, кто эти услуги оказывает. А вот как они это делают – об этом мы лишь возмущаются и не готовы, как правило, тратить на это время и силы. Потому и проблем в этой сфере масса. О том, что сфера государственных и муниципальных услуг – одна из наиболее коррумпированных в государстве и причина наиболее массового недовольства граждан.
Об этом признается на федеральном уровне: «Главная цель всей нашей общей работы – создать сервисное государство. .. Установление конкретных и проверяемых обязательств государственных и муниципальных органов перед гражданами в области качества предоставляемых услуг – это стандарты и административные регламенты, упрощение административных процессов и организация межведомственного взаимодействия, исключающего лишние процедуры для граждан и бизнеса, развитие новых «интерфейсов» взаимодействия граждан и органов власти, установление системы ответственности должностных лиц за неисполнение порядка предоставления услуг» (из доклада Э.С. Набиуллиной «Развитие государственного управления в России» на международной конференции 22 марта 2012 г.). Проблема обозначена на региональном уровне. Анализ обращений граждан в правительство Ростовской области показал, что только за 1 квартал 2012 г. 38 обращений жителей области касались начисления и выплаты детских пособий.
«Нормальных» героев всегда ведут в обход?
Обилие видоизменяющихся памяток, отсутствие внятной информации о размере каждого пособия и необходимому перечню документов по каждой «жизненной ситуации» (в федеральном законодательстве это называется подуслуга), запрос непонятного количества справок привели к необходимости найти первоисточник, базовый документ, который бы регулировал отношения потребителя и поставщика услуг. Этим документом является административный регламент. Кто еще не знает об их существовании, пора знакомиться. Этот документ может сделать получение любой услуги от органов власти и местного самоуправления спокойным, качественным, взаимоприятным. В нем описано все: от того, сколько вы можете просидеть в очереди и на каких стульях, какие документы должны предоставить и куда жаловаться в случае возникновения проблем. Именно регламент не позволяет увести человека в обход, запросить невообразимое, повесив на стенде устаревшую памятку с длинным перечнем документов, которые невозможно собрать нормальному работающему человеку. В наше время доверять чиновнику – себе вредить.
Не владеете информацией – ваши проблемы. В интернете, кстати, тоже не все разложено по полочкам и актуально на конкретный момент. Решив основательно разобраться в детских пособиях «прошерстила» кучу сайтов. Наиболее внятно и конкретно изложена информация на форумах для мамочек. Но, эта информация нуждается в проверке.
Хотя логичнее, казалось бы, получать информацию в первоисточнике – МФЦ или ОМОНе (кому как больше нравится). Информирование – это обязанность поставщика услуги. Но кому же станет интересно лишаться «мутной воды», в которой ловятся «золотые рыбки»? Разрабатывать и представлять гражданам блок-схемы, т.к. алгоритм грамотных действий человека, получающего услуги – это входит в его обязанности, согласно Постановлению № 373 «О …..». Какие блок-схемы или популярная сегодня инфографика? В помещении ОМОНА я не нашла даже самого Регламента. Сотрудники долго его искали, рассказывали о том, что это документ для внутреннего пользования. Получив его, стало ясно, что как минимум пунктов 10 в нем были нарушены. А более внимательное изучение помогло обнаружить, что и сам регламент не соответствует требованиям федерального закона № 210 по нескольким параметрам: перечисленный перечень документов в нем также был избыточен, не предусматривалась процедура досудебного обжалования. Цитирую Э.Набиуллину и ее доклад, размещенный на официальном сайте: «В ходе подготовки обеспечения перехода на межведомственное взаимодействие было выявлено 264 избыточных документа». С декабря 2011 г. законодательно был закреплен важнейший механизм досудебного обжалования действий и решений государственных и муниципальных органов, а также введена ответственность чиновников за несоблюдение порядка и сроков предоставления услуг. Законом закреплен особый статус такой жалобы и сокращенные сроки ее рассмотрения. Кодексом об административных правонарушениях установлена ответственность чиновников и сотрудников МФЦ за несоблюдение порядка предоставления услуги (от 3 до 10 тысяч рублей) и в особенности за нарушения порядка рассмотрения жалоб (от 20 до 30 тысяч рублей). В нашем случае с получением детских пособий именно так и произошло.
Обвинить напрямую никого в коррупции не могу, т.к. взятку давать не собиралась, а вот условия для мздоимства, питательная среда – созданы просто идеально. В суд подать? На всякий случай в ответе Управления труда и соцразвития администрации г. Новочеркасска читаю – «31.12.2011 г. МФЦ был ликвидирован, вновь созданный МАУ «МФЦ» не является правопреемником и не имеет доступа к его информационной системе. С 1 января 2012 г. прием документов для предоставления социальный услуг гражданам города осуществляет отдел многофункционального обслуживания населения — ОМОН».
Процедура досудебного обжалования не содержится в действующем регламенте, так что прямая дорога мне в прокуратуру. Что и сделала, написав в интернет-приемной на сайте прокуратуры Ростовской области две жалобы. Жду ответа. Очень мне понравились слова на сайте прокуратуры «Одной из основных задач органов прокуратуры на современном этапе является противодействие проявлениям коррупции. Прокуроры ориентированы не только на проведение проверок исполнения законов о государственной и муниципальной службе, но и на выявление коррупционных проявлений, а также порождающих их причин и условий». К последним, на мой взгляд, и относятся нарушения Министерством труда и социального развития Ростовской области и МФЦ г. Новочеркасска федерального законодательства.