По данным Росгидромета, в Новочеркасске по результатам многолетних наблюдений фиксируется высокий уровень загрязнения атмосферного воздуха. При этом случаи экстремально высокого и очень высокого загрязнения воздуха не отмечались. В структуре выбросов в атмосферный воздух города существенную роль играют выбросы от автомобильного транспорта
Раз в 2 года Федеральная служба государственной статистики (Росстат) публикует бюллетень «Основные показатели охраны окружающей среды», где, среди прочего, представлены данные по выбросам загрязняющих атмосферу веществ стационарными источниками и автомобильным транспортом. На сегодня самым новым является бюллетень 2019 года выпуска с данными на 2018 год. В нем ситуация такова – в ТОП 60 входит и Новочеркасск, но он находится посредине, занимая 21-е место.
Однако, по информации и.о. заместителя главы администрации Новочеркасска Игоря ТИШКУНОВА, хотя уровень загрязнения города и высок, но в 2019 году он ниже, нежели в 2018 году. Следующий выпуск Росстата выйдет в 2021 году, в нем будут данные на 2020 год.
В последние годы появляется все больше научных исследований, доказывающих взаимосвязь между уровнем загрязнения воздуха и количеством легочных, сердечно-сосудистых заболеваний …
Но серьезная проблема загрязнения воздуха и в том, что результаты наблюдений и «экологической информации» зачастую непонятны населению. Кроме того, как подчеркивают экологи, одни загрязнители опасны при разовых «залповых» превышениях, а другие — при долгосрочном накоплении. Разобраться в показателях самостоятельно действительно непросто.
Несмотря на то, что, по сути, вопрос загрязнения воздуха практически всегда является локальным, методы борьбы с этим явлением становятся все более универсальными и глобальными. Ключевые компоненты — промышленные выбросы и выбросы автотранспорта становятся равнозначно важными для самых разных регионов. В городах, где работают загрязняющие промышленные предприятия, меры регулирования, как правило, сводятся к мотивации компаний совершенствовать системы очистки.
Что касается Новочеркасска, то Игорь ТИШКУНОВ, озвучивая депутатам горДумы информацию об экологической ситуации в городе, сообщил, что все выбросы промышленных предприятий находятся в рамках допустимых.
Однако улучшить состояние атмосферного воздуха можно дополнительным озеленением. Крайне важное направление касается городской планировки, в частности сохранения от застройки так называемых коридоров выдувания и озеленения. Так, ВОЗ призывает власти создавать в городах как можно больше зеленых зон, снижающих уровень загрязнения воздуха и позволяющих легче пережить волны жары, выпадения экстремального количества осадков, а также в целом повышающих жизнестойкость городов по отношению к экстремальным погодным явлениям.
Вторым направлением по улучшению атмосферного воздуха ТИШКУНОВЫМ названо качество уборки городских улиц.
И, наконец, третье направление – увеличение доли экологически чистого транспорта в общем объеме транспорта общественного. Для Новочеркасска это увеличение доли трамвайного движения.
Заметим, что трамваи уже не редкое явление на городских маршрутах, однако развитию этого эко-транспорта значительно помогло бы доступное расписание движения. Например, мобильное приложение, согласно которому можно не выходя из дома увидеть, когда трамвай подойдет к ближайшей остановке.
Однако есть и долгосрочные позитивные эко-направления. Ростов-на-Дону и Новочеркасск могут быть включены в федеральный проект в период с 2023 по 2030 годы. К их реализации возможно привлечение средств федерального, областного и местных бюджетов, инвестиций.
В перечень мероприятий, направленных на снижение загрязнения атмосферного воздуха, могут войти увеличение доли экономичного и экологичного транспорта, развитие дорожной инфраструктуры, расширение использования газомоторного топлива, ускоренная газификация домов и предприятий, строительство и реконструкция тепловых электростанций, модернизация промышленных предприятий, озеленение и благоустройство городов.