Сегодня: 19 января 4162, Вторник

Рабочее совещание на тему «Развитие механизмов государственно-частного партнерства и концессий в сфере информационных технологий для региональных и федеральных проектов» проходило 4 декабря в режиме видеоконференции

Участники совещания обсудили пакет законодательных изменений, которые призваны увеличить темпы привлечения частных инвестиций в реализацию региональных проектов цифровой экономики, а также повысить их коммерциализацию и эффективность.

А.Г.Кобилев

В видеоконференции приняли участие депутат Государственной Думы РФ, Председатель Комитета ОКМО по муниципально-частному партнерству  Алексей КОБИЛЕВ, замминистра Минстроя России Александр КОЗЛОВ, замдиректора Департамента градостроительной деятельности и архитектуры Сергей ГОНЧАРОВ, руководитель центра развития инвестиций и ГЧП в цифровой экономике НИИ «Восход»  Надежда КОСТРЮКОВА, руководитель департамента развития законодательства в сфере энергетики и инноватики Федерального государственного учреждения «Российское энергетическое агентство» Министерства энергетики Российской Федерации Алексей ТУЛИКОВ,  начальник  отдела ГЧП Департамента развития сектора экономики Минэкономразвития  Виктор ЧУДОВ и  другие заинтересованные в развитии государственно-частного партнерства лица. Модератором мероприятия выступил член Совета Федерации Константин ДОЛГОВ.

 

Понимая важность вносимых изменений, заинтересованные в предлагаемых законодательных новеллах специалисты и политики высказали свое мнение по формулировкам законопроекта.

В своем выступлении депутат Госдумы РФ Алексей КОБИЛЕВ обратил внимание участников, что с принятием 173-ФЗ созданы возможности для заключения концессионных соглашений в отношении объектов ИТ, включая государственные и иные информационные системы.

Текущая нормативно-правовая база предусматривает возможность заключения соглашений в отношении объектов ИТ, в том числе государственных информационных систем. Оператором таких систем становится концессионер. Но остались не учтенными особенности создания и ввода в эксплуатацию систем, создаваемых на основании концессионного соглашения. Отсутствие положений, учитывающих такие особенности, создает определенные барьеры и риски.

Несмотря на это, по состоянию на начало сентября 2020 года, Минкомсвязи насчитывает более 35 потенциальных концессионных проектов в сфере создания государственных ИТ-систем на федеральном и на региональном уровнях.

«Хочу отметить, что модель ГЧП, равно как и МЧП, является распространенной формой взаимоотношений для сфер, которые являются драйверами развития государственных институтов региональной экономики. Финансирование из госбюджета таких высокозатратных направлений, как цифровизация госуправления, находит серьезные препятствия в дотационных регионах. Да и не только в них – даже регионы-доноры сталкиваются с необходимостью в первую очередь финансировать социальные проекты и откладывают на потом задачу по формированию собственного цифрового пространства.

Но затраты на создание или модернизацию, а также на повышение эффективности государственных цифровых сервисов может брать на себя бизнес, который планирует возвращать затраты за счет коммерциализации созданного им продукта. Какие направления могут быть переданы бизнесу? В первую очередь, это транспорт, сфера услуг, в том числе ЖКХ, телекоммуникации, здравоохранение и безопасность. И здесь механизм МЧП начинает буксовать в равной степени, как в IT проектах, так и в любых других сферах», — говорит КОБИЛЕВ, продолжая, что «в нынешнем контексте институт МЧП остро нуждается в упрочнении своего законодательного статуса и финансового положения».

Среди очевидных проблем – действующее законодательство – считает Алексей КОБИЛЕВ. В проекте изменений в Федеральные законы № 115 и № 224, готовящихся Министерством экономического развития РФ, есть определенные изъяны, которые пока что не нашли отражения в проекте, но крайне важны для работы именно механизма МЧП, будь то в сфере ИТ или любой другой:

«Во-первых, требуется законодательно закрепить финансовые гарантии концессионера, дать права выступать в роли поручителя субъекту федерации по кредитным обязательствам муниципального образования. Данная мера разрабатывается в Министерстве экономического развития в отношении проектов в сфере ЖКХ. Мы же предлагаем распространить данную норму на соглашения всех видов и сфер;

второе —  важно определить сложившиеся в деловом обороте и в судебной практике понятия капитального гранта, платы концедента и минимального гарантированного дохода.

Для этого предлагается дополнить Закон № 115-ФЗ новой статьей 10.1 «Финансовое участие концедента в исполнении концессионного соглашения», в которой предлагается разграничить обязанность концедента по софинансированию расходов концессионера до завершения создания и (или) реконструкции объекта (капитальный грант) и обязанность концедента по возмещению затрат концессионера (выплате ему доходности) после завершения создания объекта, то есть на этапе эксплуатации (плата концедента);

и, кроме этого, необходимо отметить, что изменения в 115 и 224 законах также потребуют корректировки корреспондирующих норм: 131-ФЗ закона и  184-ФЗ.

Также среди других проблем остается неурегулированным вопрос создания единой системы оценки эффективности и KPI реализации проектов ГЧП/МЧП, без которых довольно сложно ориентироваться и отслеживать прогресс в работе данного механизма.

Перед нами остро стоят вопросы: регулирования имущественных отношений в рамках проекта МЧП, создания электронных торговых площадок, региональной инфраструктуры для отбора проектов МЧП в виде проектных офисов, системы обучения кадров и персонала технологиям работы с проектами МЧП и множество других задач на пути к построению эффективного и, главное, работающего механизма», — заявил парламентарий, добавив, что он, со своей стороны готов поддерживать изменения в законопроект со всеми принятыми замечаниями, которые войдут в резолюцию состоявшейся видеоконференции.