Сегодня:

Организация утилизации и использования золошлаковых отходов Новочеркасской ГРЭС является одним из актуальных вопросов, напрямую связанных с возможностью улучшения экологии города и развитием крупного энергетического предприятия

Небольшое пояснение для тех, кто не в курсе рассматриваемой проблемы: любой из вас видел, как топят печь, и знает: от сжигания угля остается зола. А если в «печке» ежедневно сжигается несколько железнодорожных составов угля? Куда девать остающиеся после сгорания золу и шлак?

Для начала, наверное, стоит подумать, как ее с территории предприятия удалить. На крупнейшей на Юге России угольной электростанции — филиале ПАО «ОГК-2» —  Новочеркасская ГРЭС, классическая технология: образовавшаяся при сжигании топлива зола и шлак смешивается с водой, а затем эта масса по трубам, «поддерживаемая» насосами, отправляется на место «постоянного жительства» — золошлакоотвал. Затем вода, ранее «принесшая» золу, некоторое время отстаивается, и вновь — опять по трубам — возвращается на предприятие, чтобы, смешавшись с новой партией золы, повторить свой путь.

Мы так подробно останавливаемся на технологии, чтобы дать понять, что «действующий» золоотвал для окружающей среды не опасен. Зольные частицы не поднимаются в воздух, поскольку постоянно взаимодействуют с водой. Для того чтобы в дальнейшем прекратить пыление и отработанных уже секций энергетики,  применяют биологическую рекультивацию территории.

На первом этапе площадка покрывается плодородным слоем почвы, затем засеивается смесями многолетних трав для его естественного закрепления. Для новых посадок организуется полив, внесение почвенных удобрений. Благодаря этим мероприятиям пыление золоотвала прекращается, и на земле вырастают кустарники, деревья, заселяются птицы, звери. Городскими и областными санитарными службами постоянно отслеживается состояние окружающей среды в районе размещения золоотвала. За всю историю проведения исследований качества атмосферного воздуха в зоне влияния золоотвала, превышений установленных предельно-допустимых концентраций (ПДК) пыли не выявлено.

Новочеркасская ГРЭС, начавшая работу в 60-е годы прошлого столетия, одна из первых в стране, оборудование которой рассчитано на сверхкритические параметры работы. Энергетическое оборудование и технологии позволяют ей использовать для выработки электроэнергии низкокалорийное топливо – антрацитовый штыб Донбасса, это топливо с очень высокой зольностью. Поэтому за многие годы накопился большой объем золошлаковых отходов.

С.Д.Кухмистров

В текущих условиях вместимость золоотвала ГРЭС практически исчерпана. Из-за отсутствия земель для строительства новых хранилищ сейчас принято решение о поэтапном, поярусном наращивании дамб для складирования золошлаков в существующих секциях. Для этого получено соответствующее разрешение Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации. Все работы ведутся в строгом соответствии с экологическими требованиями, о чем свидетельствует заключение Северо-Кавказского управления Росприроднадзора.

Положение дел кардинально могла бы изменить организация масштабной реализации золошлаковых отходов для нужд потребителей. Сложившаяся ситуация парадоксальна, поскольку золы и шлаки – отличное сырье для строительства. И в ряде российских регионов эта работа уже активно ведется.

Специалисты Института химии твердого тела и механохимии РАН разработали технологию производства так называемого низкотемпературного керамзита – материала, особо подходящего даже для суровых сибирских условий. Большую ценность золошлаковые отходы имеют в сельском хозяйстве при производстве удобрений. Очень перспективной является глубокая (комплексная) переработка ЗШО с получением глинозема, кремнезема, концентрата железа и целого ряда редкоземельных материалов. Золы также применяются в качестве минеральных добавок в сухие строительные смеси, используются как активные минеральные добавки для цементов.

Наблюдения за опытными участками дорог, построенными в разное время в нашей стране и за рубежом, подтверждают возможность использования золошлаков во всех видах дорожных покрытий и для любой транспортной нагрузки, они характеризуются высокой прочностью, морозостойкостью, долговечностью. В первую очередь – для строительной индустрии, где они могут использоваться в дорожном строительстве, при производстве товарного и ячеистых бетонов (газобетон и пенобетон) и бетонных изделий. За рубежом отходы ТЭС также активно используются в качестве основы для стройматериалов, для рекультивации земель, в сельском хозяйстве, химической промышленности.

Новочеркасская ГРЭС сегодня технически готова к организации масштабной реализации золошлаковых материалов и значительному увеличению объемов отгрузки сырья потребителям. На электростанции совместно с учеными Испытательного центра «Академстройиспытания» Академии строительства и архитектуры Донского государственного технического университета разработаны и сертифицированы технологии, позволяющие использовать золошлаковые материалы для производства более 20-ти наименований продукции (цемента, композитных смесей, дорожного полотна, пеностекла и т.д.).

К сожалению, предприятию решить вопрос в одиночку не представляется возможным, необходима заинтересованность со стороны потенциальных потребителей золошлаков, которых немало среди предприятий города и области, но активности они не проявляют. А ведь широкое применение золошлаковых отходов Новочеркасской ГРЭС может дать новые перспективы развития целого ряда отраслей донской экономики, а также решить экологические вопросы, связанные с реконструкцией золошлакоотвала и озеленением санитарно-защитной зоны предприятия.

Сергей Кухмистров, директор филиала ПАО «ОГК-2» — Новочеркасская ГРЭС