Сегодня: 27 ноября 4778, Понедельник

    Ну очень французская комедия

 

Закрытие 192-го театрального сезона Новочеркасского драматического театра происходило настолько же феерично, насколько и неожиданно. Полагаю, многие дамы, пришедшие в воскресенье, 28 мая, в театр, пожалели, что не надели вечерние платья, а мужчины не отказались бы от смокинга…

Тем вечером театр, вопреки Станиславскому, начался не с вешалки, а прямо  с улицы. Ностальгически звучал французский шансон, и у прохожих не было ни единого шанса остаться в мыслях о хлопотах уходящего дня – романтическое настроение, словно «пурпур вечернего заката», уносило (не на берег Невы, конечно) под своды Эйфелевой башни. Герои спектаклей на правах хозяев лично встречали каждого гостя, выстроившись вряд у парадного входа. Красная ковровая дорожка покрывала ступени старейшего театра на Дону. По  ней, словно гости Каннского фестиваля, поднимались зрители в фойе, где с порога окунались в атмосферу колорита самого знаменитого района Парижа – Монмартра. Выставка работ старейшего театрального бутафора Николая Ялиты, инсталляции в темах, состоявшихся в уходящем сезоне премьер и даже маленькое, уютное уличное кафе, которых множество на Монмартре. А где же… ну, конечно! – вот и они – «визитная карточка» Парижа, милые и весёлые мимы. Словом, к началу самого действа публика не раз восклицавшая: «О-ля-ля!», была готова к «десерту».

 

Клод Манье считается классиком комедии положений. Самая известная экранизация его пьесы «Оскар» влюбила в себя зрителей всего мира, благодаря непревзойдённому Луи де Фюнесу. Этот маленький и гениально смешной человек, лишь только появлялся на экранах, публика разражалась громовым хохотом, и остальным актёрам уже можно было не особо стараться. Пьеса «Блэз» в России ставилась не так уж и часто и, безусловно, русская театральная школа в корне отлична от французской. Поэтому, было интересно сравнить и осознать, спасибо You Tube за предоставленную возможность. Итак, небольшой обзор. В 1991 году театр им. А.С. Пушкина поставил «Блэз» с Вадимом Ледогоровым и Марией Зубаревой в главных ролях. Актёрский ансамбль блестящий, но французской комедии я не увидела – максимум, милый спектакль для семейного просмотра. Может всё-таки, Луи де Фюнес покоя не даёт?.. Ищу дальше. Режиссёр «Папиных дочек» Сергей Алдонин замахнулся «на классика, понимаешь», комедии положений и… промахнулся, ибо Оскар Кучера и Лиза Арзамасова вместе с остальными актёрами показали зрителю, скорее клоунаду, плохую пародию на Луи де Фюнеса, чем то, о чём, собственно сама пьеса. Нашла ещё пару-тройку примеров, и тоже не впечатлили. История о бедном, бесхарактерном, художнике, попавшем, как кур в ощип, в щекотливую ситуацию, которого спасает простая провинциальная девушка, престарелом ловеласе, его женщинах и опасности адюльтеров вышли как-то не по-французски. Да и сценография, мягко говоря, примитивная.

На сцене нашего театра пьеса получила своё воплощение под названием «Париж создан для любви». Поставил спектакль режиссёр Русского драматического театра Литвы Юрий Попов. На его счету сотня спектаклей, поставленных и в России, и за рубежом. Режиссёрский глаз вкупе с опытом прямым попаданием вычислил в актёрах Новочеркасского театра героев пьесы. И, если Клод Манье задумал свою Мари в образе «милой бретоночки», то наша Мари (Екатерина Бычкова) и получилась необыкновенно милой, очень нежной и женственной. Такая девушка лишь на первый взгляд немного неуклюжа и провинциальна. В ней есть то самое женское начало, которое способно согреть самую мятущуюся и непостоянную мужскую душу, а ведь художники – они такие! Роман Пуличев – Блэз д,Амбрие – не очень талантливый художник, имеющий связь с легкомысленной, но красивой манекенщицей (Эвелина Руденко), так отчаянно нуждается в деньгах, что идёт на поводу у любовницы и пускается в немыслимую авантюру. Парочка задумала заполучить денежки богатого бизнесмена, имеющего на выданье глупую, некрасивую дочку.  С этой целью они находят уютную квартирку, возможно даже на Монмартре, где и происходит вся эта запутанная, курьёзная и очень французская история. Хозяйка квартиры – Ариана Кларенс  (Ольга Ситникова ), как и заявлено в пьесе, получилась именно взбалмошной женщиной. Она ведома собственными желаниями и страстями, не задумывается ни о последствиях, ни о других людях. Её жизнь наполнена единственным смыслом и правилом — как, а вы разве не знали, что я хочу вот этого?! Хотя, нет, уже совсем другого… Семейка Карлье – сластолюбивый богач Клебер (засл. артист РФ Александр Коняхин), его супруга — спесивая, неуравновешенная, но также охотница за запретным плодом (Олеся Гаврилова). Ещё его дочь (Ольга Смолянникова) – круглая дурочка, единственное достоинство которой – богатое приданное, которым готов одарить Карлье любого, кто избавит его от надоевшей великовозрастной дитяти. А дитятя-то непроста, и губа – не дура! Оччень уж ей хочется заполучить в постель этого художника… Ну и, куда ж без горячей любовницы! Несказанно повезло режиссёру, потому что у нас есть Екатерина Пуличева. Типаж один-в-один, темперамент, пластика, огонь в глазах, — всё, как и полагается прекрасной испанке. Весь актёрский состав понравился очень! Роману Пуличеву удалось создать образ обнищавшего интеллигента, неспособного содержать себя самого, абсолютно ведомого, но… имеющего и чувство собственного достоинства, и понятие морали. При этом его герой очень вовремя и, как всегда, виртуозно оказывается смешным, временами даже трогательным. Однако, при всей предсказуемости французской комедии, его предложение руки и сердца милой Мари показалось неожиданным, как будто я пропустила пару мизансцен, где чувства развивались бы и обретали отчетливые намерения. Но, это всё-таки, задача режиссёра, хотя, речь ведь идёт о Париже! Ах, Париж, Париж…

Талантливая игра актёров обрамлена в совершенно потрясающую сценографию. В ней особое место занимают декорации. Автор – уже много знакомый нам лауреат Национальной театральной премии «Золотая маска» Степан Зограбян. Получилась типичная французская квартирка с выходом на смотровую площадку через окно под потолком – неповторимый французский колорит.  Не менее прекрасны костюмы (София Зограбян) – тот самый случай, когда дочь достойна своего отца! Художник по свету Ирина Вторникова – также давний друг и творческий партнёр нашего театра дополнила и завершила гармоничную атмосферу французского быта и колорита. Словом, если Вы, уважаемый читатель, любите курьёзные, смешные, очень динамичные авантюрные истории – этот спектакль станет одним из Ваших любимых. 193-й театральный сезон именно им и будет открыт, так что, приходите и получите массу удовольствий от встречи с очень французской комедией.

Прелести французской жизни познавала

Ирина Гаврилова