Сегодня:

В этом году исполнилось 85 лет со дня рождения Игоря Христофоровича Мусатова. Его коллеги, друзья собрались недавно по этому поводу, вспоминали, рассказывали…

Игорь Мусатов

Игорь Мусатов

родился в городе Бийске 15 января 1931 года. После окончания НПИ в 1954 году начал трудовую деятельность на НЭВЗе инженером СКБ, затем — начальником отдела полупроводников ВЭлНИИ. Молодой специалист Мусатов был грамотным инженером и отличным руководителем. На его счету ряд новаторских предложений в области электровозостроения. Возникшая ещё в студенческие годы любовь к созданию документальных кинофильмов позволила ему создать на заводе любительскую киностудию. Вместе с энтузиастами-кинолюбителями им было подготовлено несколько киносюжетов о разных сферах жизни электровозостроителей. Но крупными его работами стали ленты, посвященные 25-летнему юбилею НЭВЗа и Всесоюзной конференции по электровозостроению в 1958 году, на которой было принято решение о создании на базе НЭВЗа Всесоюзного научно-исследовательского института электровозостроения (ВЭлНИИ).

В 1964 году Мусатова пригласили во вновь созданный Научно-исследовательский институт постоянных магнитов (НИИПМ) ПО «Магнит» начальником отдела физико-механических исследований. Начинать пришлось всё с «нуля»: работал на энтузиазме, иногда и в ночное время, и в выходные. Осваивались новые площади в строящемся на Черёмушках здании, приобреталось и монтировалось оборудование, одновременно проводились, научно-исследовательские  и опытные работы, разрабатывались новые силовые и новые технологии изготовления постоянных магнитов. Из нескольких разработок Мусатова – его изобретение «Устройство для получения монокристаллов из магнитных сплавов», было внедрено в ПО «Магнит» во ВНИИЭМ (г. Москва), НПО «Магнетон» (г. Владимир). Непреодолимая тяга к кинолюбительству позволила Игорю Христофоровичу при поддержке генерального директора ПО «Магнит» Н.А. Пересынкина создать в объединении киностудию «Квант», которой он посвятил себя до конца жизни. Здесь в полной мере открылись многие грани талантливого инженера, кинооператора, режиссёра, сценариста, поэта, чтеца, дизайнера и организатора. Некоторые его разработки были гениальными в индустрии любительского киноискусства, опережали своё время, и вместе с тем просты, доступны и до сих пор используются во многих студиях страны. Ряд из них отмечены наградами на разных уровнях страны.

Игорь был талантлив во всём. Мог стать крупным учёным. Обладая абсолютным слухом, прекрасным голосом, красивой внешностью, он мог стать знаменитым артистом. Прекрасно читал стихи и сочинял их сам, хорошо рисовал. Был и физиком, и лириком, и романтиком. Бог и родители одарили его многими талантами, удивительной любовью к прекрасному.

Мусатов был прирождённым организатором и аккумулятором всего. Участвовал в организации городского клуба кинолюбителей и был его постоянным членом. Ему принадлежит идея и организация прекрасной фотовыставки «Женский портрет». Многие его киносюжеты и зарисовки стали настоящими шедеврами и восхищают по сей день. Мусатов хорошо разбирался в архитектуре Новочеркасска – города, в котором он жил, работал, любил, и образ красоты и самобытности которого он оставил в своих фильмах. Среди них: «Здравствуй, Новочеркасск», «Первая на Дону», «Магнитчики», «Электровозостроительному заводу – 25 лет». Дипломами Министерства Культуры РСФСР удостоены фильмы «Солнце в ладонях» и «Реквием», посвящённый 40-летию Победы в Великой Отечественной войне. Его фильмы были светлыми, тёплыми, добрыми, они учили любить свой город и Отечество. Игорь Христофорович – человек, оставивший нам в наследство в своих фильмах невероятное жизнелюбие и любовь к прекрасному.

Его тыл, его семья столь же прекрасны, как и его фильмы. Его спутница, Зоя Васильевна —  из донского казачьего рода. Замечательный, прекрасный человек. Создавая творческой работе своего мужа все условия, сама была высокоинтеллектуальным, разносторонним, образованным и одарённым человеком. Работая инженером, получив дополнительное образование, была редактором всех научных трудов и многих научно-исследовательских статей, издаваемых НИИПМ. На базе дневников своего отца – казака станицы Бессергеневской, подготовила и вместе с сыном издала бесценную, прекрасную 3-томную эпопею о донских казаках, охватившую период до, после и во время Революции. В семье Мусатовых выросло двое замечательных детей и уже пятеро внуков.

Кто знает, смог бы состояться и реализоваться бесконечно талантливый Игорь Христофорович без такого крепкого тыла, который создала ему его верная любящая Зоя Васильевна. Они оба уже ушли из жизни, но никогда не уйдут из памяти новочеркасцев и Новочеркасска, который они любили и которому посвящали своё замечательное творчество и свои прекрасные души.

*     *     *

Такие вот строки прислали в редакцию коллеги, друзья Игоря Христофоровича. Они написали о многом, но забыли еще одну славную страницу из жизни Мусатова и жизни Новочеркасска. Игорь Христофорович стоял у истоков новочеркасского телевидения.

… Он учил нас снимать – начинающих телевизионщиков только открывшегося 5-го канала. Все выученные им видеоператоры до сих пор помнят шутливое мусатовское «жмать кнопку камеры». А как он читал стихи! Мы делали тогда и радиопередачи – для проводного радио. Помню, делали новогоднюю. И я предложила Игорю Христофоровичу записать для нее не стихи, а прозу – отрывок из моего любимого «Детства Никиты» А.Н. Толстого. Это было что-то невероятное…

Однажды мы приехали с ним на съемку, и ему стало плохо. Он испытывал сильную боль, кажется, это было ущемление грыжи. Он терпел и снимал, потом полежал и снимал снова. И снова терпел, и снова снимал…

Он был наш Мэтр, мы относились к нему, как к Богу.

А потом – это было дико и неожиданно – он умер. После очередной съемки, работая уже на 21-м канале. В соборе, где его отпевали, было жутко холодно.  И мы, группка его коллег, казались тогда в огромном храме песчинками, потерявшимися и потерявшими Друга.

Это было огромное счастье, дар судьбы – быть с ним рядом. Спасибо судьбе за это.

Елена Надтока.