Сегодня:

В эти дни в России отмечается тысячелетняя годовщина со дня кончины Великого равноапостольного князя Владимира Святого и дата принятия Русью христианства. Конечно же, центр по работе с книжными памятниками центральной городской библиотеки им. А.С. Пушкина не может пройти мимо этих знаменательных событий. В отделе открыта выставка литературы «Земля моя Святая Русь», на которой представлены уникальнейшие документы, так или иначе касающиеся тех далеких событий.

Начну с нашего любимого издания – четырехтомника  Александра Нечволодова «Сказания о русской земле». Сам автор являлся действительным Членом Императорского Русского Военно-Исторического Общества. Четырехтомник посвящен русской истории с самых древних времен и заканчивается воцарением династии Романовых. Интересно, что данное издание рекомендовано для ВСЕХ (выделено мною) учебных заведений Российской империи. Это большая редкость, так как обычно для определенного вида учебных заведений издавались определенные учебники.

В первом томе (издан в 1913 году) рассказывается о Руси с древнейших времен до расцвета русского могущества при Ярославе Мудром. Книга является образцом полиграфического искусства — прекрасный переплет, снабжена огромным количеством рисунков, карт и планов. Здесь помимо изложения исторических фактов приводятся стихотворения, былины, материалы летописей, касающиеся рассматриваемого события.

О Владимире автор рассказывает много и интересно. Очень подробно он останавливается на его детстве, юности, первых опытах правления и, конечно же, пишет о языческих годах жизни Великого князя, легендах и исторических фактах принятия Владимиром христианства, а затем и крещении им всей Руси. Очень много иллюстраций: и художественных, и фотографий исторических находок, сделанных при раскопках Десятинной церкви в Киеве в 30-х годах ХIХ века митрополитом киевским преосвященным Евгением.4,1

Были обнаружены фрагменты дворца, древний колокол, но, самое интересное — две могилы. В одной, из красного шифера, лежали останки, принадлежащие, по всем данным, Святой Ольге. Как пишет автор издания, при раскрытии могилы  митрополитом Евгением в первое мгновение, пока воздух еще не коснулся останков, можно было увидеть облик лица Княгини, который затем быстро рассыпался. Там же находилась и могила с останками Святого Владимира. Дальше цитирую издание: «…не хватает честной главы, хранящейся в Великой Церкви Печерской лавры, и ручных кистей, одна из них, как известно, находится в соборе Святой Софии в Киеве…».

Большой интерес представляет и другая иллюстрация — изображение креста Х века греческой работы, найденного в братской могиле у основания предполагаемого дворца Святого Владимира. Историки предполагали, что этот крест привезен кязем Владимиром из Корсуни и был передан им в Десятинную церковь. Весьма вероятно, что этот крест был водружен на берегу Днепра во время крещения Руси. «Крест выкован из железа и покрыт листовым серебром со всех сторон, по углам его были мощи под стеклом, одно из них сохранилось. По краям видны  очки для драгоценных камней, в середине изображение Святого Феодора. Хранится в Киевском городском музее».

О самой Десятинной церкви мы узнали из книги Н. Полевого «Очерки русской истории в памятниках быта», также экспонируемой на нашей выставке. Эта церковь была построена Владимиром Святым и посвящена Богородице. А название «Десятинная» она получила из-за того, что Владимир пожертвовал десятую часть своих доходов на ее благоустройство и потребовал того же от своих наследников.

Работа Полевого интересна тем, что в ней подробно описано устройство Русского государства эпохи первых киевских князей, быт и культура наших предков.

Об этих изданиях можно рассказывать часами, но перейдем и к другим книжным экспонатам  нашей выставки.

Еще одно многотомное издание – «Русские деятели в портретах», изданное редакцией исторического журнала «Русская старина». Третий том открывается очень краткой биографией Владимира Святого. Здесь же приведен один из наиболее удачных его портретов, нарисованных профессором Ф.Г. Голициным.

Журнал «Древняя и новая Россия» в 1875 году также останавливается на жизни Князя Владимира и принятии им христианства. Произошло это, как мы знаем в  Херсонесе. Сейчас после присоединения Крыма к России в эфире были показаны несколько сюжетов об этом месте. К сожалению, время и войны не пощадили это святое место. Сегодня там стоит современный храм. А вот читая журнал, мы можем многое узнать о Херсонесском монастыре, построенном на месте крещения Владимира. Монастырь был возведен во второй половине ХIХ века, и путешественник П. Мартынов оставил подробнейшее его описание, фотографию и планы, а также поделился  своими впечатлениями о его посещении.

В преддверии 900-летия кончины князя Владимира в Российской империи вышло немало работ, посвященных этому историческому деятелю. Многие из них представлены на нашей выставке.

Очень много иллюстраций в журнале «Задушевное слово». Этот журнал рассчитан на детей старшего возраста, поэтому материал в нем изложен очень доступным языком и сопровождается различного рода наглядными изображениями.

Необходимо отметить, что в отделе имеется огромное количество учебников по истории Отечества, а также отдельные  издания, посвященные тем или иным историческим деятелям или конкретным событиям. Причем, все это написано простым языком и поэтому доступно очень широкому кругу читателей. Сегодняшние авторы учебника по Российской истории могут прекрасно использовать работы своих предшественников: историческая наука и историческое образование от этого только выиграют.

Одной из «жемчужин» нашего фонда является изданный в 1888 году монументальный фолиант «Киев прежде и теперь». Составитель — инспектор классов Киевского Института благородных девиц, издатель – содержатель парового Лито-Типографического заведения С.В. Кульженко. Книга издана в городе Киеве.

Как пишут авторы, книга посвящена «Матери городов Русских» Киеву и открывается изображением памятника Святому Владимиру (1853 год). В первых главах повествования подробно рассказывается история возникновения и развития колыбели русской государственности, жизнь города, его первые правители. Конечно же, очень много внимания уделено Владимиру Красному Солнышку, его жизни и делам. Приведены планы города тех лет, фотографии и литографии сохранившихся памятников от той далекой эпохи.

В 1888 году в России широко отмечали 900-летие принятия Русью христианства. Поэтому многочисленные газеты и журналы были посвящены этому важнейшему историческому событию.  В нашем отделе имеется много периодических изданий по богословию, истории религий и, в частности,  христианства. Часть из них также представлена в нашей экспозиции.

Интересные статьи напечатаны в различных журналах другой направленности.

Сегодня хочется привести пусть объемную, но очень актуальную цитату из журнала «Исторический вестник» том ХХХIII за 1888 год. В материале рассказывается о праздновании 900-летия крещения Руси.  Даты указаны по старому стилю.

«Пятнадцатого  июля вся верующая православная Русь праздновала годовщину принятия христианства. Великое историческое событие совершилось девятьсот лет тому назад. С той эпохи как славянские племена сплотились в одно государство, под управлением русских  князей, Русь оставалась в язычестве всего столетие с четвертью, да и то языческим было только правительство, а народе давно уже встречались приверженцы Христова учения. Были они и  в княжеской семье, а в правление Владимира, в его стольном городе, были и христианские церкви задолго до крещения князя с его дружиною. Этим и объясняется то, что народ охотно последовал примеру своего владыки и без сопротивления крестился в струях Почайны Волхова и реках Червонной Руси, куда князь перенес вскоре свою апостольскую деятельность.

В то время, как западные миссионеры с огнем и мечом вносили учение любви и смирения в земли языческие, а Карл Великий  гораздо больше истребил, чем окрестил саксонцев, Владимир объявил, что ему «будет противен» тот, кто не захочет креститься — и вся Русь сделалась христианской. Последнее проявление нехристианской гордости войнолюбивого князя состояло в том, что он захотел завоевать истинную веру и, взяв у греков Корсунь, потребовал вместе присылкою священников в жены себе и сестру византийских императоров.

Принятие христианства с Востока, а не с Запада, было, в то же время  актом политической мудрости. Вступая в близкие и родственные сношения с империей, начинавшей терять свое государственное могущество, Русь делалась поддержкой и преемницей византийских преданий. Усобицы удельного периода, затем татарское иго и тяжелая эпоха собирания русской земли Москвой, надолго помешали Руси сделаться прямою наследницей Византии, когда она  подпала под владычество турок, но это наследство, по неизбежному ходу исторических событий, все-таки принадлежит ей в будущем. Об этом говорит не только внутреннее убеждение каждого истинно русского человека, но даже предания самих мусульман. Храня в чистоте догматы и обряды восточного христианства, искаженные западной римской церковью, Русь, не жалея крови своих детей, содействовала к водворению государственной самостоятельности своих единоверцев: греков, сербов, румын, черногорцев, болгар, в то время, когда славянские племена, принявшие католичество, не пользуются политической свободой, как чехи,  словаки, хорваты, словенцы.

Это различие невольно бросается в глаза, и на него, прежде всего, обратила внимание иностранная публицистика, получив сведения, что, вступая в десятый век своего присоединения к христианским державам, Россия празднует эту годовщину. Напрасно было объявлено, что праздник этот — как оно было и на самом деле — не имеет никакого политического значения, а чисто религиозный, церковный праздник, что на нем будут только гости, а не представители чужих племен и народностей. Западная Европа подозрительно отнеслась к этому празднику, что, конечно, нисколько не помешало его торжественности.

Начался он еще с празднования дня св. Ольги, за три дня до тезоименитства св. Владимира. К 15-му июля приурочен был и день крещения киевлян, не указанный летописями. В Ольгин день открыт был памятник, увековечивающий и другое знаменательное событие:  воссоединения южной Руси с северной.

Воссоединение это совершилось, как известно, при малороссийском гетмане Богдане Хмельницком, конная статуя которого воздвиглась теперь на Софийской площади Киева. Хмельницкий изображен в полном гетманском наряде, левою рукою сдерживает он коня, въехавшего на курган, а булавою правой руки указывает на северо-восток по направленно к Москве.

На сторонах кургана надписи: «Единая, неделимая Россия Богдану Хмельницкому 1654—1888» и «Волим под царя восточного православного» —  слова народа на Переяславской Раде. Известно также, что через 32 года после принесения малороссами присяги России, ей был возвращен от Польши и Киев, 366 лет находившийся во власти сначала Литвы, потом Польши.

Празднование крещения Руси в этом городе, пережившем столько тяжелых эпох со времени разрушения его монголами в XIII веке, продолжалось три дня. Кроме обычных молебствий, крестного хода, парада, иллюминации, обеда приезжим гостям и депутациям, город показывал им достопримечательности древней столицы и ее окрестностей. А гостей было немало.

Празднику в Петербурге не помешал и проливной дождь, встретивши крестный ход всего петербургского духовенства на пути его от церкви князя Владимира у Тучкова моста к Исаакиевскому собору, Дворцовой площади и Иордани, устроенной на Неве для водосвятия. Картина этого крестного хода была грандиозна, особенно на Дворцовой площади, где при богослужении присутствовали Высочайшие Особы, войско и стотысячная масса народа, которому раздавали бесплатно брошюры с описанием жизни и изображением князя Владимира. Таких брошюр вышло немало к этому дню, хотя все они не отличаются ни историческими, ни литературными достоинствами.

Вечером было торжественное заседание славянского общества, на котором было немного публики, зато говорилось очень много речей. Лучшей была речь редактора австрийской газеты «Парламентер» Живного, которого австрийские суды еще недавно, хотя и безуспешно, пытались осудить за славянские тенденции. Г. Живный высказал мысль, что славянский народ пришел уже к убеждению, что духовная просветительная жизнь народа, основанная на истинной почве народности, составляет идеал патриотов — идеал, которого славянский народ никогда не променяет на политически стремления с государственными целями. За тысячу лет перед нами славянский народ был единым: он был объединен Кириллом и Мефодием, как в церкви, так и в отношении к письменности и литературному языку и это единство утверждено на Востоке князем Владимиром. Всегда и везде, где оно было нарушено, славянство стремилось восстановить его и при том не для политических и государственных целей, но для мирного просветительного труда в духе народном.

Славяне не только образуют единый исторический организм по физическому типу, но проявляют еще большее единство со стороны духовной, как например, в наречиях, в области поэзии, искусства музыки, народных песен и т.д.

Речь доктора Живного была встречена единодушными и долгими рукоплесканиями. Затем, прочтен был гимн св. Владимиру, написанный К.К. Случевским и положенный на музыку В.И. Главачем. Гимн этот быть исполнен хором и по желанию присутствовавших повторен. Затем слово было предоставлено О.Ф. Миллеру, очертившему историческое влияние христианской религии на народные мировоззрения. При Владимире новая вера сразу переродила язычников и сделала их нравственнее и добрее об  этом говорить летописи и законодательства тогдашних времен, отрицающие убийства, милующие виновных и основанные на христианской любви…».

Далее автор заметки задает вопрос «Какие существенные следы оставит после себя это беспримерное в летописях истории русское празднование годовщины христианской Руси — покажет ближайшее будущее». Празднование этой даты в 2015 году и в Москве, и в Киеве, и в Минске показывает, что православный народ един и, будем надеяться на скорое установление мира и дружбы на всех славянских землях.

Накануне этих двух знаменательных дат, о которых я рассказываю, журнал «Родина» в номере 7 опубликовал много материалов о князе Владимире Святом, получившим в народе прозвище «Красное Солнышко». Современные историки пытаются оценить роль и значение этого деятеля в истории государства и в истории православной церкви.

И закончить свою презентацию выставки мне хотелось бы цитатой из статьи докторов исторических наук С. Алексеева и О. Плотниковой в этом журнале: «Несколько поколений русских историков звали его Владимиром Святым. Позднее из былин в ученые труды поднялось фольклорно-языческое «Красное Солнышко». Но во все времена суждения о Крестителе Руси не были однозначны. И как иначе, если он жил на тектоническом разломе двух эпох — языческой и христианской. Если начинал свой жизненный путь как буйный языческий воитель, а закончил праведным христианином».

Где кончаются мифы и начинаются реальные факты о человеке, который ушел из жизни 1000 лет назад? Ответ на этот вопрос мы и попытались дать в нашей экспозиции на основе литературы, имеющейся в фондах центра по работе с книжными памятниками.

Выставка будет работать до конца 2015 года, и все желающие могут с ней ознакомиться. Принимаются заявки на экскурсии. Тел. 24-34-90.

Ждем вас по адресу: г. Новочеркасск, ул. Буденновская, 141.

Ирина Касаркина,

заведующая центром по работе с книжными памятниками ЦБС

г. Новочеркасска.