Сегодня: 19 апреля 8620, Среда

Как мы уже рассказывали читателям «Частной лавочки», 30 мая, в канун Дня защиты детей в Новочеркасске прошла межрегиональная конференция «Права ребенка и семья в социально опасном положении: от декларации к реальной защите». Конференция была организована в рамках социально значимого проекта “Права ребенка – от осознания к реальной защите». В рамках этого проекта выходит и наш «ЮНГА».

Понятно, что на конференции принято выступать: рассказывать о сделанном, о проблемах, которые возникли на пути. И 30 июня выступали многие и много: все, для кого слова «Ребенок в опасности!» — не пустой звук.

Понятно, слово дали и юристам Детской юридической консультации. Перед участниками конференции выступила адвокат Н.И. Плахова. Она рассказала о достигнутых результатах, об успехах, трудностях, с которыми юристы столкнулись в работе. Сегодня мы публикуем (с небольшими сокращениями) рассказ Натальи Ивановны.

Наверное, этот материал предназначен для взрослых читателей. Хотя… Один ныне взрослый читатель «ЧЛ» в детстве не пропускал ни одной радиопередачи о воспитании детей и делал из них соответствующие выводы. Он так «подковался» в этих вопросах, что его мама была просто вынуждена догонять своего ребенка! А поскольку радиоточка была в те времена одна на всю квартиру, то они слушали каждую передачу вместе. Сначала сидели молча по разным углам, но вскоре уже спорили, обсуждали – на равных. И хороший вырос парень – результат заинтересованного взаимодействия большого и маленького «человеков». Так что читайте сегодняшний выпуск «ЮНГИ», взрослые, и не мешайте читать детям. Итак…

ЗАЧЕМ  И  ПОЧЕМУ?

В любом государстве от нарушений права, игнорирования законов, неразвитой экономической системы страдают, прежде всего, дети – в силу своей физической слабости и правовой незащищенности. Неграмотные в правовом отношении родители не всегда могут дать необходимые знания и навыки, со стороны школы и школьного воспитания также нет особой поддержки «маленькому человечку», и потому, столкнувшись с «взрослыми» правовыми проблемами, ребенок видит перед собой два варианта их решения: стать агрессивным и своим противоправным поведением доказывать свою правоту или же смириться с несправедливостью и принять факт нарушения его прав как должное и неотвратимое.

Мы уже давно пришли к выводу о необходимости создания в Новочеркасске правовой консультационно-просветительской системы для детей и подростков. За время реализации вышеуказанного проекта созданная совместными усилиями всех участников проекта Детская юридическая консультация (ДЮК) прочно утвердилась и адаптировалась в условиях Новочеркасска как правовая консультационно-просветительская система, помогающая разобраться детям и подросткам в волнующих их правовых  вопросах. Такая система в целом зарекомендовала себя как работоспособная и нужная детям и подросткам, а также родителям, особенно в семьях, находящихся в трудном и тяжелом социальном положении.

СКОЛЬКО  СДЕЛАНО-ПЕРЕДЕЛАНО…

За период с сентября 2014 года по май 2015 года нами было проведено в общей сложности более 30 выездных мероприятий в форме беседы и игровой форме с учениками городских школ №№ 1, 5, 9, 12, 15, 24, 20, в школе-интернате № 28, в коррекционном интернате г. Новочеркасска. В основном беседы проводились в самих школах, а также на базе  Центральной детской библиотеки им. А. Гайдара, которой мы очень благодарны за долговременное и успешное сотрудничество, а также большой энтузиазм, проявляемый работниками библиотеки.

На выездных мероприятиях нами предлагались к обсуждению различные темы, такие как «Основные права и обязанности», «Мои права в семье. Ответственность родителей и детей», «Могу ли я работать, где и сколько?», «Защита прав ребенка и обеспечение безопасности в школе, дома и на улице» (в форме ситуационной игры), «Преступление и наказание. За что я в ответе?» с демонстрацией фильма «Клетка» о жизни подростков в исправительной колонии, а также другие темы и вопросы, которые волнуют нынешнюю молодежь.

Важно отметить, что нами разработана очень интересная новая форма общения с детьми и подростками. Это так называемые конфиденциальные консультации через систему «почтовых ящиков», установленных в библиотеке им А. Гайдара.

Как они работают? Любой ребенок, да и взрослый, при желании, может оставить свой письменный вопрос, опустив его в ящик для вопросов и через некоторое время получить письменный ответ на него от юриста в запечатанном конверте из другого почтового ящика для ответов. По такому же принципу мы работаем и с письменными вопросами детей, полученных на выездных встречах. Использование этого метода общения с детьми позволяет добиться наибольшей искренности в вопросах, получить именно те вопросы, которые действительно волнуют конкретного ребенка. Ведь в аудитории он может постесняться задать тот или иной вопрос, боясь насмешек, придирок сверстников, а может, в некоторых случаях, и учителей. Мы надеемся, что такая форма индивидуальных консультаций приведет к хорошему результату.

За время работы по проекту  нами подготовлено более 80 письменных ответов и 3 ответа по е-mail. Основные вопросы касаются прав ребенка в семье, ответственности родителей за детей, трудовых прав несовершеннолетних, ответственности за преступления, ответственности учителей за грубое отношение к ученикам, обязательности ношения школьной формы, прав ребенка по распоряжению имуществом, приобретенным родителями, законов, которые  необходимо знать.

Надо сказать, что нами разработан абсолютно новый вид социальной услуги, которую не оказывают ни государственные, ни муниципальные организации в сфере правоохранительной деятельности или образования.

Таким образом, обратившийся в Детскую юрконсультацию ребенок получает следующие услуги:

* Письменную и/или устную правовую консультацию;

* При желании ему помогут подготовить документы в органы государственной власти и местного самоуправления, а также в правоохранительные органы;

* Ребенок может принять участие в выездных заседаниях, беседах ДЮКа, получая при этом правовую информацию по различным областям российского права в доступной (адаптированной по возрасту) ему форме.

* На личных приемах оказывается правовая помощь детям и взрослым по вопросам защиты прав ребенка. Так, за период работы Детской юридической консультации юристами проекта принято более 20 человек взрослых по таким вопросам, как алиментные обязательства супругов, детей, определения места жительства ребенка, изменения фамилии, имени и отчества ребенка, льгот малообеспеченным семьям, уголовной ответственности в отношении ребенка, лишения родительских прав, гарантий родителям, воспитывающим детей, при увольнении в связи с ликвидацией предприятия, определения порядка пользования жилым помещением и др.

Для популяризации деятельности нашей консультации ежемесячно выходит приложение к газете «Частная лавочка»  — Вестник Детской юридической консультации «ЮНГА». В нем мы публикуем репортажи-отчеты по итогам выездных мероприятий, наиболее интересные вопросы и ответы детей (естественно, изменяя персональные данные ребенка). Также на страницах газеты рассказываем о правах, гарантиях, льготах лиц, которых социологи относят к категориям, находящимся в трудных жизненных ситуациях. Рассказываем о новеллах российского законодательства, его изменениях в области защиты семей, материнства и детства.

ПРОБЛЕМЫ  И  ТРУДНОСТИ

Какие задачи стояли перед нами при реализации проекта? Это:

— добиться повышения правовой грамотности детей и подростков; дать им основы конкретных юридических знаний; способствовать осознанию ими того, что они как члены человеческой семьи обладают всеми правами и свободами; научить детей вырабатывать правильную линию поведения в сложных жизненных ситуациях, научить их защищать свои права — в строгом соответствии с Законом;

— привлечь внимание общества к проблемам ущемления прав ребенка, их неполной реализации. Своими действиями пытаться поспособствовать принятию конкретных мер по улучшению положения ребенка в обществе, в семье, в школе;

— использовать возможности СМИ в деле правового образования и просвещения;

— привлечь внимание других СМИ, в том числе электронных, к освещению проблемы защиты прав юных граждан.

 

И вот при решении данных задач мы столкнулись с определенными трудностями, о которых мне хотелось бы вам сегодня поведать.

  1. Беседы с «оглядкой»

Начало нашей работы проходило, конечно, трудно. Я связываю это, прежде всего, с низкой инициативностью работников образования. Пока мы наладили отношения с участвующими в проекте школами, прошло, надо сказать, немало времени. Несмотря на рекламу деятельности ДЮКа в газете, общую информированность образовательного сообщества в городе, нас так и не пустили в детские дома г. Новочеркасска. Отсюда я делаю вывод о том, что, видимо, там есть что скрывать. Надо сказать, что мы действительно неплохо ладим с детьми и дети могут изложить нам ту ситуацию, которая их не устраивает в закрытых учреждениях.

При этом нас очень хорошо приняли в интернате и коррекционной школе, где замечательные, открытые, очень любопытные дети. Администрации этих учебных заведений, видимо, скрывать нечего.

Всего по плану проекта было заявлено 8 массовых выездных мероприятий. В результате нами было проведено более 30 для того, чтобы представить свою деятельность, собрать необходимый материал для работы, определиться с категориями вопросов, которые вызывают наибольший интерес у целевой аудитории.

Конечно, выездные беседы, проводимые в школах – очень полезная вещь. Присутствуя на них, дети получают правовую информацию от профессионалов. Но и здесь есть свои минусы. В частности, присутствие педагога во время беседы с юристом. Дети не раскрываются полностью, не передают открыто свое наболевшее. Это, знаете, как по аналогии с трудовым законодательством. Когда на предприятие к работодателю приезжает инспектор из трудовой инспекции, он проводит беседы с работниками. Присутствие представителя работодателя при этих беседах законом запрещено, так как работник не может (естественно) изложить инспектору свои претензии к работодателю.  Но это определено законом. В нашем же случае, мы прекрасно понимаем, что на время проведения беседы законным представителем детей является именно педагог. И надо сказать, что и дети это понимают. На мои вопросы о присутствии педагога отвечают: «Пусть будет для вашего спокойствия. А то потом скажут, что вы нам что-то не то говорили». И с этим нельзя не согласиться. Но именно этот фактор достаточно сильно мешает полноценному общению аудитории с юристом. Но мы с этим также справились. И вот как. После беседы ребята подходили и задавали свои вопросы как в устной форме, так и письменно.

Однажды мы проводили встречу в форме игры. Есть у нас такая разработанная модель с различными правовыми ситуациями, при которых командам даются варианты выбора. Так вот я курировала одну из групп. Наблюдала за тем, как ребята обсуждают варианты ответа. Задала вопрос: «Почему вы отвечаете именно так?» И получила ответ: «Мы бы ответили по-другому, но (назовем педагога Натальей, например), но Наташке этот ответ больше понравится. Она будет довольна». Делайте выводы, уважаемые педагоги.

Что еще можно выделить из этой формы общения?

Моя коллеги отмечает низкую активность детей во время беседы. Особенно, если мы задаем вопросы, которые требуют от ребенка умственных усилий, просим мотивировать свою позицию. Я бы это характеризовала как отсутствие любопытства. Кстати, мы установили, что мальчики гораздо активнее принимают участие в беседах, чем девочки. Но в целом, все-таки, активность детей понижена.

  1. В паутине Интернета

Знаете, мы принимали участие в подобной деятельности по правовому просвещению детей порядка 12-15 лет назад. И я шла первый раз в школу с мыслью о том, что при сегодняшнем развитии детей (при том, как они используют информационные технологии – компьютеры, гаджеты, телефоны и т.п.) я растеряюсь, они меня «забьют» вопросами, на которые я, возможно, не смогу сходу ответить.  Ничего подобного не произошло. Какие были дети 15 лет назад, такие они и сейчас.

Надо сказать, что большую активность проявляют молодые люди. У нас была великолепная дискуссия по вопросу «Мама контролирует или заботится? Где грань контроля и заботы». При этом я получила истинное удовольствие от общения с учениками с правильно поставленной речью, способностью формулировать свои мысли, доказывать их эмоционально.

В другой раз ученик старших классов абсолютно меня сконфузил. Я несколько дней ходила, переваривая полученную информацию. Я пришла, представилась, в двух предложениях рассказала, для чего пришла, и тут молодой человек мне говорит: «А зачем вы пришли? Мне вот ничего не нужно. Я всю информацию черпаю из интернета. Сейчас гласно – интернет. А вы нам ни к чему. Если будет какой вопрос – все можно получить из интернета». И я понимаю, что если дальше так пойдет развитие всемирной паутины, мы с вами и разговаривать друг с другом без клавиатуры разучимся.

Я крайне отрицательно отношусь к социальным сетям, никто меня еще не смог убедить в полезности и важности этого явления. А вот дурное его влияние налицо.

Когда ребенок просит маму или папу проверить, как он подготовился назавтра к школе, как выучил стихотворение – получает отказ, потому что мама или папа «сидят» в интернете, переписываются с каким-то одноклассником или знакомым, который, получается, им важнее, чем собственный ребенок.

На этой почве также выявились и «специальные» вопросы детей: «Наша учительница взломала мою страничку в соцсети и всем в классе рассказала о моей личной жизни». Известны также и случаи суицида в России, когда учительница показала родителям информацию с этих страничек.

Вот здесь мы уже и рассказываем детям о том, что прежде чем выкладывать в интернет на всеобщее обозрение какую-либо информацию о себе, необходимо подумать о том, что она может быть использована против тебя.

  1. Читать не приучены

Я уже говорила о том, что мы используем печатное СМИ. Но и здесь есть некоторые как положительные моменты, так и трудности. Положительные – это то, что наша деятельность совершенно открыта, освещается со всех сторон. Наличие газеты в большой мере способствует правовому просвещению. Читать информацию (и читают) могут не только дети, но и их родители, или они совместно. Возможно обсуждение прочитанного, что также даст хороший эффект.

Из отрицательного. Всем известное падение интереса к периодической печатной продукции. Это явление общероссийское, можно сказать, что и мировое в связи с засильем электронных СМИ, интернет-изданий. Я помню из своего детства папу и дедушку, которые каждый день из почтового ящика доставали кипу газет, журналов, «Веселые картинки», «Мурзилку» и «Юного натуралиста» для меня. В школе – хочешь, не хочешь – подпишись на «Пионерскую правду». И в этом была польза, рациональное зерно. Сейчас очень трудно заинтересовать ребенка периодикой, если это не глянцевый журнал с какими-то поп-звездами. Одна из причин и в том, что и молодые родители как-то прожили этот момент, сами не читают и детей, соответственно, не учат.

Что касается вообще реакции общественности в целом на нашу деятельность в проекте (в том числе и публикации), то тут нужно отметить, что мы получаем как положительные, так и отрицательные характеристики в свой адрес. Ну, положительные – это не так интересно, а вот на отрицательных хотелось бы остановиться.

Меня волнует, прежде всего, политизированное отношение к деятельности. Несмотря на большой подъем работы НКО в России, поддержку со  стороны Правительства РФ и Президента РФ (мы видим его в новостях с НКОшниками, обсуждающего проблемы общественных организаций), у обычного населения до сих пор бытует понятие: если участвует в проекте (и еще страшное слово «грант»), то работает на Америку. Мы неоднократно сталкивались с мнением своих коллег о том, что мы разлагаем молодое поколение, вот именно от таких, как мы, «просвещенцев» все и проблемы-то в стране. И звучал рассказ о том, что российский проект абсолютно не имеет никакого воздействия. Я не знаю, может быть стоит просто слово «грант» заменить каким-либо другим. Но я считаю, что наличие отрицательных реакций говорит о том, что о проекте знают, информацию, публикуемую в СМИ, обсуждают.  И это хорошо. Значит, есть результаты.

Очень сильная негативная реакция была после одного из номеров «ЮНГИ», где мы освещали тему психического и физического насилия, рассказывали о методах противодействия насилию  и т.п. Я получила просто шквал неодобрения от родителей. И выяснила просто шокирующую информацию. Я провела опрос среди знакомых, коллег на предмет того, били ли они своего ребенка. И 90 % из них ответили, что били. При этом 80% так и не смогли мне пояснить, за что именно. Самые популярные ответы: «Для профилактики»  или «Было плохое настроение, а он под руку попался, не хотел делать уроки…». Вот такие результаты нашей работы.

ВМЕСТО  HAPPY  END

Моя коллега на одной из бесед проконсультировала ребенка по вопросу семейного права. Он рассказывал: «У родителей очень плохие отношение друг с другом. Они разводятся. А я не хочу того, чтобы они разводились». Через некоторое время адвокат вновь приехала в школу на беседу, этот ребенок подошел, сказал спасибо: «У нас все хорошо. Я посадил родителей за стол. Сказал им о том, что я уже не маленький, мне 10 лет и я сам буду решать, с кем мне жить и воспитываться, и предложил им подумать. Сейчас у нас все хорошо».

Наталья Плахова,

юрист Детской юридической консультации.