Сегодня: 20 апреля 2837, Понедельник

Однажды я возвращался на машине в город со стороны поселка Донского. Был теплый летний вечер, правда, довольно ветреный. Когда я проехал Кривянскую, передо мной открылся наш красавец Новочеркасск в лучах заходящего солнца. Блистали золотые купола собора, высились среди зелени дома. Но что-то показалось мне необычным в этой, в общем-то, привычной картине. Потом я присмотрелся и увидел то, на что раньше не обращал внимания, – город был как будто бы в какой-то светло-серо-коричневой вуали отличающейся от предзакатного неба. Я понял – это была пыль!

Увиденное побудило меня написать эти строки.

 

…Скажите, из какого класса гимназии вас вытурили за неуспешность? Из шестого?
–  Из пятого, – ответил Лоханкин.
–  Золотой класс. Значит, до физики Краевича вы не дошли?

И.Ильф, Е. Петров. Золотой теленок

Создается такое впечатление, что работники ЖКХ и дорожных служб города Новочеркасска в своем образовании не дошли даже до 5-го класса. Совершенно непонятно, когда, где и у кого они учились. И учились ли вообще.

 

Их работа давно стала притчей во языцех. Вспомним хотя бы пресловутую укладку асфальта в дождь и снег. За много десятилетий эта тема уже порядком надоела. Что асфальт «не пристает» к воде и грязи, знают все, кроме самих укладчиков асфальта. Ну, не учили их этому! И поэтому они продолжают спокойно и планомерно заполнять лужи асфальтом.

 

Когда-то Новочеркасск был небольшим и чистым южным городом. Пока его не стали благоустраивать. Первое, что сделали благоустройшики, – это заасфальтировали булыжные мостовые. Не будем говорить о качестве асфальта, это отдельная тема. Сейчас о другом.

Асфальтирование города в исполнении наших дорожников нарушило весь ливневый водосток. Если раньше при сильных дождях ручьи текли вдоль проезжей части по специально сделанным углублениям, то после укладки асфальта потоки воды полились по всей ширине дороги, захлестывая тротуары и аллеи. Ярчайшим тому примером является одна из центральных улиц города –  Пушкинская. Особенно на интервале между улицами Дубовского и Комитетской.

 

Не знают коммунальщики и дорожные мастера один из основных законов физики 5-го класса средней школы: «Жидкость или сыпучая субстанция всегда перемещается (течет, сыпется) сверху вниз». Не знают, не доучились!

Если бы знали, то не настилали бы и по сей день дорожное полотно выше уровня тротуаров и аллей. И не приходилось бы пешеходам с риском для обуви и одежды балансировать между лужами или выходить на дорогу, где воды зачастую гораздо меньше, чем на тротуаре.

 

Есть у нас в городе много открытого грунта. Особенно газонов между проезжей частью и пешеходной. Отгорожены они бордюрами и засеяны газонной травой. Все, вроде бы, как надо, но, опять же, из-за незнания физики земля на этих газонах ЖКХ-шниками насыпана выше бордюров, а где бордюров нет, просто выше пешеходного полотна.

А законы физики не зависят от их знания коммунальщиками и работают сами по себе. Вот и пересыпается земля через поребрики на дороги и тротуары. При сухой погоде превращается она в пыль и поднимается вверх колесами автомашин и обувью людей, а в дождь становится классической жидкой грязью.

Задуматься бы над этим ЖКХ-шникам, пораскинуть бы мозгами, да видно, нечем. Каждый год, как пчелы, с маниакальным упорством они перекапывают землю на газонах, и там, где она, не дай Бог, ниже бордюра или пешеходного асфальта, досыпают ее до значительного возвышения. Потом землю рыхлят граблями почти до пылеобразного состояния, потом опять засевают травой и уходят с чувством выполненного долга.

После этого все идет по хорошо известному пути: земля пересыпается через бордюр на дорогу или на тротуар, а далее превращается в пыль и грязь и т.д.

 

Не будем взывать к благоразумию работников нашего ЖКХ – это бесполезно. Но неужели отцам города, вроде бы грамотным людям, непонятно, что землю на открытых участках улиц надо насыпать ниже бордюров, а перекапывать ее каждый год не надо? Что основным источником пыли и грязи в городе является «вырвавшийся на свободу» земляной грунт? Что его нужно не добавлять, а наоборот, убирать лишний?

В конце концов, наши городские головы часто бывают за рубежом. Они восхищаются чистотой тамошних городов, перенимают опыт. Какой? Неужели они не видят, что у них газоны не перекапываются годами и десятилетиями, что не мешают «забугорные» ЖКХ-шники расти траве, которую однажды посеяли, а только подравнивают ее и подстригают?

 

Последнее время особую остроту для горожан, живущих в отдельных домах, стала принимать проблема осенней уборки опавших листьев на улице около их домов. Раньше как было: сгребали коммунхозовские рабочие листья в кучи, потом машины специальные ездили и убирали эти кучи. Все было централизованно. Теперь не так.

Решили наши городские власти облегчить непосильный труд коммунальщиков. Постановили, что теперь сами жильцы должны листья на улицах около своих домов убирать. Но собранные листья нельзя на улице оставлять. Надо их во дворы заносить или в дома. Потом машину вызывать специальную, оплачивать ее и вывозить собранные листья. Опали листья, нагреб два ведра – неси в дом и вызывай машину. Потом опять греби…

Не нагребешь, не вывезешь – оштрафуют!

А около нежилых зданий сами ЖКХ-шники листья не убирают. Их за это не штрафуют! Так и лежат неубранные прошлогодние листья немым укором нашим труженикам чистоты.

 

Горожане говорят, что Новочеркасск имеет три устойчивых состояния: грязь сухая (она же пыль), грязь мокрая (она же просто грязь), а о третьем состоянии хочется сказать особо.

Зима в Новочеркасске всегда наступает ежегодно и неожиданно. Поэтому не бывают к ней готовы коммунальные службы. Никогда. Прошедшие годы показали, что зима у нас всегда идет по одной и той же схеме: сначала мороз, потом снег, затем дождь или оттепель и опять мороз.

Новочеркасские зимы обнаруживают стабильное незнание нашими ЖКХ-шниками еще одного постулата элементарной физики: «При понижении температуры ниже нуля градусов вода переходит в твердое состояние (превращается в лед)».

Снег у нас последние лет 25 почему-то стало не принято убирать. Ни с дорог, ни с тротуаров. Разве что с центральных улиц, да и то не всегда. Вот и превращается в лед каша из снега, воды и грязи. Посыпать его песком тоже желающих мало. Ходят по голому льду люди, руки-ноги ломают, головы разбивают. Машины тоже по льду ездят, сталкиваются друг с другом, столбы и деревья пересчитывают.

 

Рассказывали, что в начале 90-х годов, когда упал «железный занавес», ученые из НПИ придумали какой-то феноменальный шнековый ледорез. Этот ледорез с тротуаров и с дорог лед любой толщины срезать мог. Обрадовались ученые, решили, что деньги большие могут заработать на его продаже. Предложили ледорез какой-то скандинавской стране, где зимы долгие и снежные, а те отказались. Говорят, у нас льда не бывает – снег убираем вовремя, не даем ему в лед превратиться.

А у городских хозяйственников денег на чудо-ледорез тогда не нашлось. Так и забыли со временем про него. Как бы он пригодился теперешним коммунальщикам! Это если бы захотели!

 

Итак, третье устойчивое состояние Новочеркасска – это грязь замерзшая.

 

И еще про зимние изощрения наших коммунальщиков. Последнее время стали они с сосульками на крышах бороться. Срываются сосульки с крыш и калечат людей, даже жертвы есть. Но не к лицу нашим ЖКХ-шникам  просто так с крыши сосульки сбивать, и придумали они свой способ – перекрывать тротуары лентами, чтобы пешеходы под сосульками не шлялись. Вот и приходится людям выходить на проезжую часть улиц. А по ней мало того, что машины идут, так она еще и льдом покрыта, и сугробы снежные по краям.

 

В общем, прибавляют ЖКХ-шники работы нашим врачам, особенно травматологам.

 

И последнее. Состояние тротуаров  и дорожного покрытия на улицах (не на центральной) можно охарактеризовать одним словом: музейное. Не тронутое десятилетиями, а в некоторых местах просто девственное, с момента создания. Вспоминается рассказ одного из участников приема в Новочеркасске в конце 80-х годов представителей немецкого города Изерлона. Он рассказывал, что посмотрели немцы на наши дороги и тротуары, поохали и сочувственно сказали: «Да! Сколько же разрушений принесла война Новочеркасску!».

Вот так и доселе живем. Бережем раритеты!

 

Прочитал я как-то, что человек – это искусственно привнесенный на нашу планету вид живого существа, потому что вся его деятельность на Земле направлена на самоуничтожение. Прочитал и задумался: а ведь правда!

Разве деятельность наших хозяйственников – не подтверждение этому?!

В конце концов, должен же кто-то ответить за безобразия, которые вольно или невольно творят в нашем городе коммунальщики? Почему ужасающая экологическая обстановка, сломанные руки и ноги жителей, разбитые дороги и тротуары остаются без внимания власть предержащих? Прекратится ли когда-нибудь этот беспредел?

Похоже, что у работников нашего ЖКХ есть только одна статья ответственности – за коррупцию.

Владимир Боляев