Сегодня:

35 лет музею Крылова

Год культуры музей истории донского казачества знаменует не только своим 115-летием, но и чередой знаковых мероприятий и событий. В их числе — 35-летие со дня создания мемориального дома-музея Ивана Крылова. На открытии выставки, посвященной этой дате, собралось немало любителей живописи. С важным событием гостей и хозяев поздравили председатель городской Думы В.Н. Лучкин, заместитель главы Администрации Е.Ю. Жиркова, начальник управления культуры и искусства Е.В.Архипова, председатель городского клуба художников К.Е. Сиденин, преподаватель ДХШ им. Н.Н. Дубовского В.Т. Лазаренко, депутат городской Думы В.В. Котельникова, заместитель директора музея истории донского казачества Е.В. Ситливая. Праздничного настроения добавил инструментальный  ансамбль казачьего драматического театра под управлением Анатолия Бескостенко.

На протяжении четверти века бессменная заведующая мемориальным комплексом — Елена Александровна Григоренко. Ей мы и адресовали наши вопросы.

Корр.: — Елена Александровна, итак, 35 лет. Много это или мало, если двадцать пять из них вы ежедневно приходите сюда? С какими чувствами, с каким  настроением?

Григоренко Е.А.: —  И много, и мало. Но прихожу на работу всегда с удовольствием. Я безмерно рада, что сберегли этот дом. Он сохранил столько тепла, что живешь с ощущением, будто Иван Иванович здесь присутствует. Знаете, так бывает, когда хозяева ненадолго куда-то вышли. Начинаю с разговаривать Иваном Ивановичем, делюсь впечатлениями, озвучиваю какие-то важные моменты, словно советуюсь  с ним. Когда я прихожу сюда, душа радуется, отдыхает от всех забот и волнений.

Корр.: — Но история создания комплекса — не такая уже светлая, его ведь могло и не быть…

Григоренко Е.А.: — Да, это так. Но чтобы понять важность сделанного, немного отвлечемся и совершим небольшой экскурс в историю. Иван Иванович Крылов, хотя и родился в станице Елизаветинской, в Новочеркасске учился в мужской гимназии, затем — при поддержке Войскового правления закончил Санкт-Петербургскую Академию художеств. В столицу вернулся осознанно, в 1897 году, купил этот домик на окраине города и прожил в нем около сорока лет. Он часто говорил: “Я все стремлюсь делать так, чтобы после меня на месте, где я жил, не вырос кабак!”. Крылов завещает городу около 900 своих полотен. Большая часть этой коллекции сохранилась до наших дней. В годы его жизни этот дом был центром культурной жизни казачьей столицы. Здесь бывали известный музыкант, уроженец Новочеркасска К. Эрденко, художники Н. Дубовской и М. Греков, писатели К. Тренев и А. Куприн, в советские времена А. Калинин и много других знаменитостей. То есть, это был не простой дом, и культурная общественность города это хорошо осознавала, когда встала на его защиту.

Корр.: Но ведь Крылов вписал в историю столицы донского казачества славные страницы не только как художник…

Григоренко Е.А.: — Иван Иванович жил в этом городе, любил этот город. Он стремился как можно больше сделать для него  полезного. Открыл здесь в 1902 году художественную школу, которая патронировалась и финансировалась Петербургской Академией художеств. Добивался, чтобы в  Новочеркасске была открыта промышленно-художественная школа. И уже в 1914 году Войсковое правление нашло такую  возможность, даже определили место, где она будет находится. Но началась Первая мировая война, и планы не были реализованы. В Новочеркасске Крылов был попечителем семей военнослужащих. Он делал подворовые обходы и выяснял, какая семья и в чем нуждается. Вот осталась вдова с пятью-шестью детишками, и им надо помочь. Иван Иванович был гласным городской Думы, мировым судьей. И если возникала какая-то несправедливость, он имел право написать наказному атаману об этом. У нас сохранились его записные книжки, которые о многом рассказывают. К примеру, плохо себя зарекомендовал кто-то, Крылов писал, что не стоит такого человека еще раз выбирать в городскую Думу. Он вел себя как неравнодушный и любящий свой город человек.

Корр.: — Но и в городе нашлись люди, которые не были знакомы с Крыловым, но которые по достоинству оценили его жизнь, его творчество, его работу на благо Новочеркасска. Без их помощи не состоялся бы Дом-музей…

Григоренко Е.А.: — Безусловно! Мы должны вспомнить дочь художника Лину Ивановну Гурьеву-Крылову, которая реализовала завещание отца. Много сделали художники Борис Плевакин и Владимир Кулишов (Кулишов был тогда председателем городской организации Всероссийского общества охраны памятников), фотограф городской газеты “Знамя коммуны” Владимир Проскурнин — это его снимки можно увидеть в витринах выставки. Это Игорь Викторович Власов, журналист, удивительно интересный человек. Помогли именитые люди — заслуженные художник России Виктор Лень, Василий Нечитайло, Мария Савченкова — уроженка Новочеркасска. В то время в городе снимал один из фильмов Сергей Бондарчук и когда познакомился с проблемой, тоже приложил свои усилия, чтобы сохранить дом-музей.

Корр.: — Столько известных людей затратили немало сил, но мастерскую все же сохранить не удалось…

Григоренко Е.А.: — Музейщики и общественность долго пытались решить проблему сохранения и дома,  и мастерской. Ведь Иван Иванович все, что имел, передавал городу после своей смерти. Мастерскую все-таки снесли, апеллируя к необходимости строить многоэтажку. Затем очередь дошла и до дома. Но активисты, взявшись за руки, оцепили его, и экскаваторщик не посмел на них наехать. А на следующий день вышло постановление правительства об охране дома и мастерской, создании мемориального комплекса. Позже на месте мастерской выросла вот эта многоэтажка, и опять же усилиями общественности было в ней выделено место под выставочный зал. Сейчас, как было при Иване Ивановиче, по пятницам проходят заседания клуба “Крыловские пятницы”, собирается творческая интеллигенция, выступают различные коллективы. Здесь у нас проводятся стационарные выставки из фондов музея, художников городского клуба и других городов Ростовской области. А дом-музей сохранил первозданную планировку, такую, какая была характерна для домов Войска Донского, больше половины предметов в нем принадлежало художнику и его семье. Конечно, реставрировалась мебель, ремонтировался и сам домик.  Но важнее для мемориального комплекса сохранить дух, ту атмосферу, что были при жизни художника.

Корр.: — Если брать во внимание отзывы горожан разных возрастов, желание не только новочеркасских, но и художников из других городов региона выставляться,  коллективу это удается.

Григоренко Е.А.: — Мы стараемся. Не зная своего прошлого, трудно представить, что будет в твоем будущем. Забыв о прошлом, нельзя жить настоящим. Нередко складывается, что одного судьба возносит на гребень волны, о нем часто пишут, часто рассказывают, о нем помнят… А есть люди, которые по своей скромности остаются в тени, хотя их деяния более значительны. Таким был Крылов.  И молодежь должна знать, как любил этот город художник, как работал, как он много  старался сделать для его культурной жизни. Мемориальный дом-музей открывался 1 июня 1979 года, успели оформить в нем первую экспозицию. А вот выставочный зал не успели. Там после ремонта был такой раскардаш. И тогда на помощь музейщикам пришли ребята из первой художественной школы вместе со своими преподавателями, они выносили мусор, мыли, чистили помещение, приводили выставочный зал в порядок. И первая художественная выставка, которая в нем открылась, была выставкой работ воспитанников этой школы. Можно сказать, что кисть мастера была передана в надежные руки подрастающего поколения.

Корр.: — Елена Александровна, вы много лет занимаетесь творчеством художника. Что, на ваш взгляд, отличало Крылова?

Григоренко Е.А.: — Я восторгаюсь этим человеком. Крылов был неравнодушен  ко всему тому, что происходило вокруг. Когда в Новочеркасске установилась Советская власть, его жизнь круто изменилась. Ведь сам Крылов вышел из низов, вырвался из нищеты. С таким огромным трудом закончил Академию — не потому что не талантлив был, а потому, что средств на учебу и на жизнь практически не было. После завершения учебы в Академии его имя быстро становится известным. Он уже знаком с государем, императрицей Марией Федоровной, его картины выставляются на многочисленных выставках, их покупают, в том числе члены царской семьи. Вернулся на Дон, в Новочеркасск, он известным художником, который заработал все своим собственным трудом. Крылов пишет другу: “Пришли красные и грабят по восемь раз на день. Уже вынесли из мастерской столько, что если все сложить, можно было несколько раз объехать вокруг света”.

Опять голод и холод. Опять трудности с поиском угля для того, чтобы топить печь. Но он не падает духом. Получает письмо от друга, который начинает жаловаться на судьбу, на жизнь, на то, как трудно сейчас живется. А Иван Иванович  отвечает: “Да разве это трудности? Мы с тобой прошли такую школу в молодости! Мне некогда скучать, я работаю не покладая рук. У меня в руках великое дело — мое искусство. Работаю над картинами, создаю новые произведения. Я в течение дня несколько раз меняю мокрые от пота рубашки”. Крылов не складывал руки, не жаловался на судьбу, как бы трудно ни было. Наперекор всем трудностям продолжает жить и творить. А передача городу всего своего наследия? Это жест высокой гражданской направленности. На его работах учатся и подрастающее поколение, и современные художники, и большие  мастера.

Корр.: — Что сможет увидеть зритель на выставке, приуроченной к 35-летию создания мемориального Дома-музея?

Григоренко Е.А.: — Вниманию публики представлены 280 экспонатов. 176 из них —  подлинные работы, которые художник завещал городу. Большой зал оформлен картинами, которые были написаны в конце ХIХ — начале ХХ века. В экспозиции решили показать, как жил Крылов в Новочеркасске, чем занимался, что писал. А писал, конечно же, свой родимый Дон. Из Новочеркасска он выезжал на Кавказ, в Крым, путешествовал по Военно-Грузинской дороге, по Военно-Осетинской дороге. Все это можно будет здесь увидеть. А  в малом зале разместили то, что было написано в 90-е годы ХIХ столетия, то есть здесь обозначено начало творческого пути художника.

Корр.: — Желаю выставке успеха, а творческому коллективу благодарной публики!

Григоренко Е.А.: — Спасибо.

 Женета Гридасова.