Сегодня:

Донской театр драмы и комедии имени В.Ф. Комиссаржевской за свою почти двухсотлетнюю историю рождал немало славных актерских династий. Многие из них – уже история, яркая, самобытная, незабываемая. Сегодня творческую летопись казачьего драматического продолжают другие, но не менее яркие и самобытные артисты, которые так же, как и те, прежние, влюбляются, женятся и рожают детей. И, как это часто бывает, их дети тоже, возможно, пойдут по стопам родителей. Актерские семьи – каста особая. Для театралов они – небожители, и про них все интересно. Вот мы и решили открыть на страницах нашей газеты рубрику, в которой познакомим новочеркасских зрителей с теми, кто рядом на сцене и рука об руку в жизни…8-13

Итак, занавес, господа!

Имена Олеси Гавриловой и Эдуарда Мурушкина театральная публика Новочеркасска узнала сравнительно недавно. Всего каких-то пару лет назад они оба служили (уж очень не хочется употреблять слово «работали», когда речь идет о служителях муз) в Кимрском театре Тверской области. Туда их привели дороги разные, но, как оказалось, соединившие их узами не только творческими, но и семейными. Они оба – сибиряки. Эдуард родом из Кемерово, а Олеся — иркутянка. Становление Олеси как актрисы проходило в театре г. Черемхово. Ей посчастливилось учиться актерскому мастерству под руководством замечательного режиссера, драматурга и сценариста Владимира Гуркина. Жемчужина советского кинематографа, всенародно любимый фильм «Любовь и голуби» обязана своим появлением в нашей жизни именно Владимиру Павловичу, как автору сценария. Гуркин для Олеси, по ее собственному признанию – больше актерское и человеческое счастье. Она его почитала и любила, как отца, доверяла его мнению безоговорочно. А мудрый и чуткий режиссер поручал молодой талантливой актрисе множество замечательных интересных ролей. Вообще о том времени Олеся вспоминает с особым теплом, ведь там и тогда Олеся Гаврилова формировалась не только как актриса. В те годы укрепились в ней светлые и очень настоящие качества – искренность и способность радоваться чужому успеху. Она, Олеся, такая – жизнерадостная, улыбчивая, доброжелательная. Одну из ведущих ролей на сцене нашего театра Олеся впервые сыграла в «Очень простой истории». Мы уже писали об этом спектакле – он оставил неизгладимый след в душах и умах новочеркасской публики. Она играла Свинью, которая умиляла зрителя своей возвышенной мечтательностью, чистотой помыслов, а потом заставила плакать от жалости и сострадания. Олесе досталась роль сложная, смысловая, проблемная и глубокая. Супруг, он же коллега и первый критик, ее видит так:

— Она, вне всякого сомнения, острохарактерная актриса. Это такая «зажигалка»! Я удивляюсь порой, откуда столько энергии, сил и идей.

Муж. Эдуард Мурушкин. Спрашиваю: «А кто у вас в семье главный?». Он тут же выпалил: «Олеська, конечно!». Олеся в ответ лишь смеется, мол, шутку оценила. Этой семье, наверное, хорошо и без главного – судьбоносные решения принимаются вместе. Но любой женщине, хоть ткачихе, хоть инженеру, хоть актрисе, соглашаться на какие бы то ни было радикальные перемены легко лишь тогда, когда рядом настоящий мужчина, с которым ничего не страшно. Вот так однажды актер Кимрского театра Эдуард Мурушкин в одночасье принял решение уехать, но не куда глаза глядят, а в Новочеркасск. Об этом актер говорит кратко, лаконично, строго по факту: «Нашел в интернете, позвонил. Леонид Иванович (Л.И. Шатохин, прим. автора) сказал: «Приезжайте!». Все. Мы приехали».

Эдуард говорит, что он по натуре своей – провинциал, ему комфортно жить в небольшом городе. Хотя годы его учебы прошли в Свердловске (ныне Екатеринбург), а работать довелось и в Москве, Мурушкину больше пришлась по душе служба именно в провинциальном театре. Здесь актерскую семью встретили тепло и доброжелательно. Эдуард очень сожалеет о том, что с Л.И. Шатохиным, которого они с Олесей безмерно уважали и ценили его многогранный талант, довелось поработать так недолго. Супруги попали в наш театр в горячее время, когда молодые актрисы массово и дружно отправились улучшать демографическую ситуацию. Олесе пришлось с головой окунуться в бесконечную круговерть вводов в роли, текстов, танцев, репетиций. У Эдуарда была возможность немного передохнуть после бешеного ритма в прежнем театре. Но устал он не от работы, как таковой. Скорее, от отношения руководства театра к артистам, как к крепостным. Здесь, в новочеркасском театре, актеру с первого дня работалось ровно, комфортно и среди коллег, и перед публикой. А публика между тем открыла новое имя в истории родного театра.

Эдуарда Мурушкина мы, что называется, во всей красе увидели в премьере нынешнего сезона «Лев зимой». Режиссер Олег Ефремов несколько дней ходил, терзаясь проблемой: у него нет Ричарда Львиное Сердце. Мурушкин попался ему на глаза практически случайно, и… пазл сложился. Режиссер безошибочно почуял в актере потенциал для этой роли. «Героя играть сложно, — скажет позже в нашей беседе Мурушкин, — Ричард — молодой, там энергетика особая, движения другие, жесты, а мне уже сорок. Эту энергетику нужно было из себя вытащить. Ричард мне дался непросто». А потом мы видели его в новогодней сказке «Русалочка». Ребятня хохотала над наивным, безвольным, беззаботным корольком, которым вертели как хотели все, кому не лень. Два этих персонажа отличны друг от друга, как Северный и Южный полюсы. Но оба переданы так… сочно что ли, органично.

И, наконец, сосед-пьяница в «Очень простой истории». Этот спектакль обсуждается в народе до сих пор, и, уверена, будет на слуху еще долго. Именно персонаж Мурушкина вызвал такой взрыв эмоций, что определить одним словом состояние, в котором пребывали зрители, оказалось невозможным. Мой коллега сказал так: «Вот когда устанешь, как собака, а тебя в баню, да веником отходят до полуобморока. А потом в снег. Вот точно так же, только по душе. Жаром и веником». А Мурушкину дорог Ричард. Почему? Даже не так. ПОЧЕМУ??? И тут новое откровение. У современного театра есть одна особенность. Не везде есть свои режиссеры, приходится приглашать со стороны – это обычная практика. В арсенале каждого из них есть свой наработанный «портфель». Есть и свои любимые спектакли. «Очень простая история» оказалась режиссерской удачей, возможно, любимым детищем Валентина Бирюкова, и он предложил поставить его на сцене казачьего драматического. Повторюсь еще и еще раз: спектакль удался, публика его приняла и полюбила, но он уже был поставлен режиссером на сцене ставропольского театра, поэтому, вполне естественно, Бирюков привез уже сформировавшееся видение героев, типажей, характеров. Ефремов же создавал с помощью наших актеров свою новую режиссерскую удачу. Возможно, он будет теперь предлагать своего «Льва зимой» другим театрам, но первая постановка, как первая любовь, не забывается никогда.

— «Лев зимой» рожден впервые и режиссером, и нами, — признается Мурушкин, — мы бились вместе над каждым штрихом. Это наше совместное детище, созданное не по клише, не по лекалам. Я – драматический актер, мне дорога та работа, которая выматывает, но ты удовлетворен, потому что создал что-то действительно новое и ценное.

… Им нравится в Новочеркасске. Они рады, что Донской театр драмы и комедии, носящий имя великой Комиссаржевской, принял их. Они искренне восхищаются своими коллегами, старшими и молодыми, радуются их успехам, верят в общее счастливое завтра. Очень хочется верить, что  драматический актер Эдуард  Мурушкин и острохарактерная актриса Олеся Гаврилова  полюбили наш город, и он тоже станет для них родным.

 Ирина Гаврилова.