Сегодня:

ПРОКЛЯТЫЙ «ИНВЕСТОР»

 (Окончание. Начало в «ЧЛ» № 42 от 24.10.2013г.)

С помощью комитета кредиторов я привлёк к работе по взысканию долгов в судебном порядке ростовских и новочеркасских юристов. Фронт работ был разделён между тремя командами, которые принялись писать иски и принимать участие в судебных заседаниях. Со временем выяснилось, что предыдущая команда арбитражных управляющих полностью выбрала лимит на оплату привлечённых специалистов.  Законом разрешено тратить строго ограниченное количество денег на зарплату специалистов и в случае превышения необходимо этот лимит увеличивать в судебном порядке. А до этого момента юристам приходилось работать фактически под честное слово и под обещание будущих гонораров. Комитет кредиторов установил для юристов сумму вознаграждения в 10% от взысканной и полученной на расчётный счёт «Инвестора-98» денежной суммы. Но судья установила лимит на юристов в размере 3% и не более 25 миллионов рублей от взыскания суммы дебиторской задолженности в размере 2,5 миллиарда рублей. Никто из юристов работать за 3% от суммы не захотел. Если иск составляет 100 000 рублей, то юрист по итогам получит три тысячи рублей. И получит эти деньги он после того, как будут оплачены 23 миллиона рублей текущих первоочередных платежей.

Прекращение работы юристов (а кто будет работать фактически бесплатно?) очень затруднило работу по взысканию долгов. В связи с тем, что я сам проживаю в Воронеже, местные юристы очень сильно упрощали работу и экономили мне командировочные расходы. Местные команды тоже несли командировочные расходы (поездки в Сочи по транспортным расходам и гостинице достаточно дорогостоящие), но большую часть их были компенсированы из личных средств председателя комитета кредиторов. Погориловский  и Ершов (заместитель председателя комитета кредиторов) сами за свой счёт ездили на суды и в полицию в Сочи, оплачивали командировочные расходы юристов.

Несмотря на все усилия юристов, комитета кредиторов и мои, Сочинский суд так и не признал весь кооператив «Инвестор-98» потерпевшим. Руководитель Сочинского филиала был осужден. Земля и недвижимость в Сочи, на которую рассчитывали в качестве погашения своих долгов кредиторы, была зарегистрирована не на кооператив. Всё имущество или было уже продано или было зарегистрировано как личное имущество руководителя Сочинского филиала. В итоге в конкурсную массу «Инвестора-9» ничего не попало из предполагаемого Сочинского имущества.

По выигранным искам были получены исполнительные листы на сумму почти миллиард рублей. Все исполнительные листы были отправлены в службу судебных приставов. Конкурсный управляющий не имеет полномочий для принудительного взыскания с должника средств или для ареста его имущества. Это может сделать только судебный пристав. Но, судя по очень маленькому ручейку денег, который тёк на расчётный счёт «Инвестора-98» от службы судебных приставов, дела по взысканию шли неважно. Некоторые исполнительные листы приставы возвращали без исполнения назад конкурсному управляющему с мотивировкой, что нет возможности исполнить за отсутствием имущества у должника. Иногда приставы просто не могли (или не хотели?) найти должника. Приходилось брать их за руку и ехать искать должников.  С таким «энтузиазмом» судебных приставов должники могли спать спокойно.

В феврале 2012 года пайщики решили выйти на митинг у здания судебных приставов Ростовской области, чтобы привлечь внимание властей к очень плохой работе приставов по взысканию долгов в пользу обманутых пайщиков кооператива «Инвестор-98». В заявке на проведение митинга стояло очень мрачное мероприятие — самосожжение пайщиков. Доведённые до отчаяния отсутствием денег люди были готовы пойти на крайние меры. Мэрия Ростова в ужасе отказала в проведении митинга.

Вероятно, испугавшись складывающейся ситуации, приставы решили провести пресс-конференцию по вопросам взыскания долгов и работы с должниками. Никого из членов комитета кредиторов на эту пресс-конференцию не пригласили. Я узнал о ней от кредиторов, которые посмотрели её по телевидению. Приставы долго рассказывали о своей проделанной работе. Но как оказалось, все мероприятия по аресту счетов и имущества они выполняли ещё в период наблюдения или вообще до начала банкротства! Вывод у приставов был только один — во всём виноват конкурсный управляющий! По заявлению приставов, он не подал ходатайство о снятии ареста с имущества.

Мне пришлось в срочном порядке созывать свою пресс-конференцию. «Интерфакс-Юг», где проходила пресс-конференция приставов, отказался проводить пресс-конференцию конкурсного управляющего «Инвестора-98» и комитета кредиторов бесплатно. Провести её согласились безвозмездно в редакции газеты «Московский комсомолец на Дону». Журналистам были представлены документы об имеющемся в конкурсной массе имуществе. Также предъявлены ходатайства о снятии ареста от всех трёх конкурсных управляющих, комитета кредиторов и от отдельных кредиторов (как участников дела) в прокуратуру, суд и полицию. В соответствии с Законом о банкротстве, при введении конкурсного производства все аресты с имущества предприятия-банкрота снимаются. Но в данном случае, ни полиция, ни суд не потрудились выполнить требование Закона о банкротстве. Так же на пресс-конференции член комитета кредиторов Людмила Акимовна Исаева рассказала об отказе Администрации Ростова в проведении митинга против бездействия приставов с актом самосожжения пайщиков.

 ИСКИ К ВЛАСТИ

Продолжая отстаивать интересы кредиторов, я подал иски об ущербе к Администрации Ростовской области и Главному следственному управлению при ГУВД по Ростовской области  на сумму 1,7 миллиарда рублей каждый. Власть видела работу этого кооператива, но никак не контролировала деятельность этой финансовой пирамиды, хотя не раз награждала грамотами руководство кооператива.

То, что это финансовая пирамида, выяснила ФСФР, проведя анализ деятельности «Инвестора-98», и на своём официальном сайте вывесила список финансовых пирамид в России. В том числе в этом списке есть «Инвестор-98».

Главное следственное управление при ГУВД по Ростовской области (в ходе судебного заседания ответчик был заменён на Министерство Внутренних Дел Российской Федерации) изъяло все бухгалтерские и юридические документы, что затруднило возврат долгов кооперативу в судебном порядке, а также не снятый арест на недвижимость препятствовал началу расчетов с кредиторами. По-прежнему кооператив не признавали потерпевшим, что затрудняло участие в уголовном деле.

Все судебные баталии были мной проиграны. Суд решил, что никакого отношения к деятельности коммерческой организации власть не имеет. После прохождения кассационных инстанций по каждому иску я планирую подать иск в Европейский суд по правам человека.

 ЗАМЕЩЕНИЕ АКТИВОВ

Имея положительный опыт по созданию акционерного общества в рамках замещения активов, я предложил комитету кредиторов создать ОАО «Национальное инвестиционное товарищество» и внести в него всё имеющееся имущество кооператива «Инвестор-98».  Плюсы создания ОАО были расписаны для кредиторов и выложены на всеобщее обозрение в интернете на сайте «Инвестора-98».

1. Банкротство не будет длиться вечно. Пример этому – завершение процедуры банкротства кооператива «Гарантия». Арбитражный суд Ростовской области прекратил банкротство «Гарантии», и все кредиторы оказались без денег и возможности что-либо вернуть себе. Замещение позволит избежать закрытия процедуры конкурсного производства и, вследствие этого, — потери всех активов и надежды на возврат долгов.

2. Не надо будет платить текущие платежи на сумму почти 23 миллиона рублей.

3. Можно будет взыскивать долги с получивших займы людей без ограничения по времени как угодно долго.

4. Продажа недвижимости и транспорта может проходить без снижения цены. В то время как по закону о банкротстве в случае не продажи на первых торгах снижение цены на недвижимость неизбежна. И это приведёт к уменьшению выручки для оплаты по долгам.

5. Во вновь созданном акционерном обществе можно будет гасить долги кредиторам (через покупку акций обществом за счёт взысканных долгов) не всем одновременно и понемногу (так нужно делать по закону о банкротстве), а можно будет в первую очередь гасить долги самым нуждающимся (на лечение или операцию) или социально-незащищённым (пенсионерам, инвалидам, ветеранам, матерям-одиночкам, чернобыльцам) или кредиторам с небольшими суммами.

6. Некоторые должники «Инвестора-98» думают, что, если кооператив банкрот, то деньги отдавать не нужно. Новое акционерное общество будет работать до тех пор, пока жив последний наследник должника. И даже умерев, должник передаст долги своим наследникам, с которых будет что взыскивать. Завершение процедуры банкротства прервёт этот процесс. А вот созданное акционерное общество будет правопреемником (наследником) кооператива «Инвестор–98» со всеми правами взыскания долгов.

7. Новое создаваемое акционерное общество может перейти на упрощённую систему налогообложения. Упрощённая система налогообложения позволит экономить на налогах в рамках действующего законодательства и увеличить сумму выплат кредиторам по их долгам и сократить срок выплат. Сейчас в «Инвестор–98» высокий уровень налогообложения (не отрегулированный предыдущими конкурсными управляющими),  кооператив накопил текущих налогов на 13 миллионов рублей, и при продаже имущества эта сумма вырастет ещё. Создав новое чистое акционерное общество с оптимальной системой налогообложения, можно избежать выплаты высоких налогов.

8. В случае взыскания долгов с процентами увеличится сумма поступления, и это приведёт к увеличенным выплатам по акциям.

9. Сдавая недвижимость в аренду на длительный срок (в конкурсном производстве этот срок ограничен 6 месяцами), можно выплачивать дивиденды на акции.

10. Чем дольше идёт конкурсное производство, тем больше расходы на его проведение (юристы, конкурсный управляющий, налоги, транспорт). После замещения активов расходов на конкурсного управляющего и его команду не будет. Юристам, занимающимся взысканием долгов и написанием жалоб на приставов, можно платить определённый процент от полученных средств. Это позволит очень сильно сэкономить на ежемесячных зарплатах.

Выслушав все эти аргументы, комитет кредиторов поддержал предложение провести замещение активов и создать открытое акционерное общество «Национальное инвестиционное товарищество».

Я считаю, что проблема финансовых пирамид — это НАЦИОНАЛЬНАЯ проблема. Все вложения пайщиков — это их ИНВЕСТИЦИИ. Все пострадавшие — это ТОВАРИЩИ по несчастью. И поэтому было предложено в рамках замещения активов создать ОАО «Национальное инвестиционное товарищество». Генеральным директором я предложил назначить председателя комитета кредиторов — Альберта Николаевича Погориловского. Необходимо было избрать Совет Директоров и Наблюдательный Совет.

Считаю, что Генеральный директор и Совет Директоров должен управлять обществом, и они должны получить свои деньги в последнюю очередь. Чтобы не было соблазна использовать своё положение в корыстных целях. Нужен Наблюдательный Совет из уважаемых активистов,  которые получат за свою помощь погашение долгов в первую очередь. Список этих людей должен быть составлен вместе с комитетом кредиторов и при учёте мнения всех кредиторов.

Собрание кредиторов по замещению активов и созданию ОАО «Национальное инвестиционное товарищество» было назначено на 15,16,17 декабря 2012 года, и перед очным голосованием было дано время на заочное голосование. Кредиторы могли прислать бюллетень конкурсному управляющему по почте. В реестре было более 8 000 кредиторов, и заочное голосование давало возможность принять участие в голосовании большому количеству кредиторов, которые не имели возможности приехать на собрание в Новочеркасск из других городов. А кредиторы у этого банкрота были по всей Ростовской области и в Краснодарском крае.

Для разъяснения ситуации с замещением активов я организовал встречи с кредиторами в Шахте, Новочеркасске, Сочи и Ростове. Были даны пояснения по созданию ОАО. Кредиторы получили ответы на вопросы по ситуации с банкротством на данный момент и о перспективах на будущее. Не обошлось и без инцидентов. Агрессивно настроенные кредиторы на встрече в Ростове (пришло больше сотни человек) нанесли побои моему юристу Ольге Шевцовой. По данному факту было написано заявление в полицию города Ростова. Ни на первое заявление, ни на повторное полиция так и не дала ответ спустя даже полгода.

По итогам голосования собрание было признано не состоявшимся — пришло на собрание 29,8% от суммы всех требований, включённых в реестр. Любопытно, что против создания ОАО проголосовало только 8 человек. Ещё 8 человек воздержалось по данному вопросу. Остальные кредиторы были согласны проголосовать за создание ОАО «Национальное инвестиционное товарищество». Несмотря на такое желание создать ОАО, собрание было признано не состоявшимся и, конечно, создание ОАО было невозможно.

В феврале 2013 года Арбитражный суд Ростовской области продлил конкурсное производство «Инвестора-98» ещё на полгода. Одним из требований суда было выполнение основной задачи конкурсного производства — продажи имущества, а не только взыскание задолженности по дебиторам (выданным кредитам). Комитет кредиторов был против продажи движимого имущества без продажи офисов. Все восемь офисов находятся под арестом, несмотря на то, что в конкурсном производстве все аресты должны быть сняты! Ни ФРС, ни полиция, ни прокуратура, ни суды – никто не стал снимать аресты, наложенные в рамках уголовного дела, несмотря на неоднократные требования конкурсного управляющего и комитета кредиторов.

Очередное заседание комитета кредиторов показало, что кредиторы не хотят продавать имущество. В тоже время конкурсный управляющий должен продавать имеющееся имущество. Это противоречие в работе комитета кредиторов и конкурсного управляющего создало напряжение во взаимодействии с комитетом и создавало проблемы в работе управляющего. В данном случае необходимо было подавать иск в суд о разногласиях с кредиторами. Положительных эмоций у комитета кредиторов это тоже не вызывало.

 БЕСПОМОЩНЫЕ ПРИСТАВЫ

Служба судебных приставов Ростовской области прославилась на всю страну в ноябре 2012 года, когда УФСБ по Ростовской области и прокуратура Ростовской области выявила нарушения и халатность в работе некоторых подразделений службы судебных приставов. Приставы не исполняли решения судов о взыскании пошлин и штрафов. Исполнительные листы находились в багажниках автомобилей приставов и не предъявлялись к исполнению должникам.543-1

Некоторые руководители районных подразделений службы судебных приставов были задержаны в рамках возбуждённого уголовного дела. Прокуратура Ростовской области неоднократно обжаловала постановления приставов об отказе в возбуждении уголовных дел в отношении должников по статье 177 (злостное уклонение от уплаты кредиторской задолженности), а также об отказе в наложении запрета на выезд за границу должников кооператива. Но даже когда был наложен запрет на выезд за границу должника в связи с неуплатой более 5 миллионов рублей, приставы выпускали за пределы Родины такого должника на отдых от судебных баталий с конкурсным управляющим!

Доведённые до отчаяния таким правовым нигилизмом приставов кредиторы кооператива обратились за помощью к Бараку Обаме! В феврале 2013 года на сайте Белого Дома (того Белого Дома, что находится в Вашингтоне) появилась петиция с просьбой включить Ростовских приставов (во главе с их руководителем) в список Магнитского и запретить им въезд в США, а также арестовать все счета и недвижимость приставов в США. Так ростовские приставы прославились не только на всю Россию, но и далеко за ее пределами.

 ИТОГИ5,143

По итогам собрания кредиторов создание ОАО стало невозможно. Приставы не имеют (или не хотят) возможность взыскать долги с дебиторов. Недвижимость и транспорт находятся под арестом, и нет возможности продавать эти объекты до завершения уголовного дела. Комитет кредиторов против продажи движимого имущества и находится по данном вопросу в противоречии с конкурсным управляющим. Кооператив не признан потерпевшим в рамках уголовного дела по мошенничеству на руководителей кооператива. Иски об убытках к Правительству Ростовской области и Главному Следственному Управлению по Ростовской области судом отклонены. На основании обнаруженных признаков преднамеренного банкротства полицией не было возбуждено уголовное дело. Отсутствуют деньги на оплату работы юристов по взысканию долгов. Нет средств на оплату командировок и охрану офисов. Тайфун «Банкротство» вызвал полное разрушение кооператива «Инвестор-98» и почти не оставил кредиторам шансов получить назад свои деньги. Не исключено, что этот тайфун вынесет из тюрьмы руководство кооператива на свободу. Ведь после завершения банкротства, все долги считаются погашенными…

 Игорь Вышегородцев,

третий конкурсный управляющий ПК ПС «Инвестор-98».

 От «ЧЛ». Напоминаем: эта статья была написана в апреле 2013 г. А в сентябре Арбитражный суд Ростовской области удовлетворил ходатайство И.А. Вышегородцева об освобождении его от обязанностей конкурсного управляющего «проклятого» кооператива.

 

На снимке: Новочеркасский городской суд, где с января 2012 года и по сей день слушают уголовное дело по обвинению руководства «Инвестора-98» — Федорцова Александра Васильевича, Черенковой Галины Ивановны, Геращенко Павла Петровича, Осипенко Юрия Владимировича, Кузенко Владимира Борисовича, Приймак Людмилы Алексеевны и Хохлачёвой  Нелли Семёновны. Основные статьи обвинения: ст. 160 УК РФ (Присвоение или растрата), ст. 159 УК РФ (Мошенничество), а также ст. 174 УК РФ (Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных другими лицами преступным путем), ст. 201 УК РФ (Злоупотребление полномочиями) и другие. Конца этому процессу пока не видно…