Сегодня:

Памятник герою Отечественной войны 1812 года, основателю города Новочеркасска Матвею Ивановичу Платову (1751-1818) был первым монументальным памятником на Дону.

Идея соорудить памятник прославленному герою Дона принадлежала М.Г. Хомутову, бывшему в 1839-1848 годах начальником штаба Войска Донского, а с 1848 по 1862 год — его наказным атаманом.10,540

Выражая желание всех казаков, правление Войска Донского в 1845 году обратилось с ходатайством к правительству за разрешением открыть сбор добровольных пожертвований на сооружение памятника «графу Платову, как знаменитому предводителю донских казаков в Отечественную войну», на что вскоре было получено «высочайшее соизволение». Два года спустя департамент военных поселений, которому непосредственно подчинялось Войско Донское, просит правление Петербургской Академии художеств «предложить скульптору барону Клодту и другим известным Академии ваятелям заняться составлением проекта и описания памятника». Из шести оповещенных членов Академии принять участие в разработке проекта памятника Платову на конкурсной основе изъявили желание немедленно взяться за работу два академика — Н.А. Токорев и А.А. Иванов.

В сентябре 1847 года проекты, выполненные Токоревым и Ивановым, были уже готовы, зашифрованы и выставлены для обсуждения. Они сопровождались письменными объяснениями, запечатанными в пакеты с такими же условными обозначениями, вскрыть которые, по условиям конкурса, разрешалось только после утверждения одного из них. На исходе января 1848 года проект, помеченный двумя крестиками, был «высочайше» одобрен и утвержден. Автором его оказался А.А. Иванов.

<…>

По составленной им смете, Иванов обязывался выполнить из глины и отформовать «колоссальную статую графа Платова, вышиною в четыре аршина»; П.К. Клодт брался отлить ее из бронзы с «собственною его медью и отчеканкою». Однако, не успев приступить к намеченной работе, А.А. Иванов внезапно заболел и умер. Довершить начатое дело по его проекту взялись академик Н.А. Токорев и профессор П.К. Клодт, о чем правление Академии сообщило в январе 1849 года департаменту военных поселений. В июле 1850 года Совет Академии рассмотрел вылепленную Токоревым статую для памятника Платову и нашел «оную исполненную хорошо». Вслед за этим она была отформована, потом отлита в бронзе в мастерской Клодта и совершенно готова к ее приему в ноябре 1851 года. И таким образом, памятник М.И. Платову появился на свет благодаря таланту и стараниям трех русских скульпторов — А.А. Иванова, Н.А. Токорева и П.К. Клодта.

<…>

Торжественное открытие монумента Платову в Новочеркасске состоялось 9 мая 1853 года и запечатлено на картине художника Майера, которая и поныне украшает экспозицию Музея истории донского казачества.

Выбор места для памятника и его установку осуществлял академик И.О. Вальпреде, руководивший тогда возведением Вознесенского кафедрального войскового собора (1805-1905). Он поставил монумент на площади, образуемой пересечением центрального Платовского проспекта и улицей Московской. Архитектором было тщательно выверено масштабное соотношение памятника к окружающим зданиям, до мелочей продумана ориентация в пространстве города, подчеркнувшая стремительную динамичность фигуры атамана, символику его жестов. Булавой в левой руке Платов указывает в сторону Триумфальной арки (построена в 1817 году по проекту архитектора Л.И. Руско в ознаменование участия казаков в Отечественной войне 1812 года), на запад, куда он водил свои казачьи полки до самого Парижа. На гранитном постаменте золотом высечена надпись: «Атаману графу Платову. За военные подвиги с 1770 по 1816 год. Признательные донцы». У ограды памятника на колесных лафетах стояли отбитые в 1812 году у французов пушки.

<…>

Памятник М.И. Платову не уцелел в водовороте первых послеоктябрьских лет, когда нигилистическое отношение к историческому прошлому нередко брало верх над здравомыслием. Не мог уцелеть. Во-первых, потому, что при желании его легко можно было подвести под тот известный пункт плана монументальной пропаганды, где говорилось о снесении памятников, воздвигнутых «в честь царей и их слуг». То, что графского титула удостоился выходец из казачьих низов опять-таки за воинские доблести, ратные заслуги перед Отечеством, не могло послужить смягчающим обстоятельством. Довольно было одного слова — атаман!

Во-вторых, сохранение памятника никак не вязалось с политикой «расказачивания», со ставшей теперь известной секретной директивой Свердлова 1919 года о поголовном уничтожении богатых и «всех казаков», принимавших «какое-либо прямое или косвенное (!) участие в борьбе с Советской властью».

После освобождения Новочеркасска от белогвардейцев в 1920 году закрываются храмы, сбрасываются с колоколен колокола, лишаются бронзовых украшений Триумфальные арки и памятники Я.П. Бакланову, прославившемуся в кавказских войнах.

Предрешенной оказывается и участь памятника М.И. Платову. В 1923 году он снимается с пьедестала, признается «не имеющим художественного значения» (!) и обрекается на уничтожение. Затем еще семь лет фигура поверженного атамана пылилась под лестницей первого этажа музея, дожидаясь переплавки.

<…>

Инициатива горожан возродить памятник М.И. Платову длительное время не находила поддержки. Только 13 марта 1988 года Советом Министров РСФСР было дано разрешение на сооружение памятника М.И. Платову в Новочеркасске. При горисполкоме была создана рабочая группа по воссозданию памятника, в которую вошли активисты городского отделения Общества охраны памятников истории и культуры, краеведы: В.М. Александров, Г.Е. Антон, В.Г. Величко, Л.А. Гуров, И.Я. Кравченко, В.К. Куинджи, В.И. Кулишов, В.В. Лагутов, О.Н. Лобов, А.Д. Семченко, А.А. Тумасов, П.Н. Чернов, С.Д. Хлебников. Возглавил группу зам. председателя исполкома Н.Н. Чайковский.

Большую помощь в отстаивании позиций группы, поиске авторского коллектива по воссозданию памятника сыграл общественный платовский комитет («платовцы»), влившийся потом в рабочую группу: Е.И. Ребрин, К.Д. Сухаренко, В.И. Сухаренко, А.А. Озеров, М.Е. Соколенко (Ростов-на-Дону), Е.Г. Орлова (Таганрог), В.И. Вареник (Аксай), И.Г. Соломатин (Волгоград); донское землячество в Москве (А.Е. Зайцев); члены Московского «Товарищества русских, художников» (В.Г. Левченко, С.А. Лыкошин).

Нелегко было найти такого скульптора, который добросовестно, используя лишь немногочисленные уцелевшие фотографические, графические материалы и описания, смог бы максимально приблизиться к утраченному оригиналу, как бы заново повторив творческий процесс его создателей — А.А. Иванова, Н.А. Токорева и М.К. Клодта.

Поиски эти, наконец, увенчались успехом: к работе над воссозданием памятника был приглашен скульптор Александр Васильевич Тарасенко, преподаватель Московского Суриковского художественного института. Он — автор памятника М.С. Щепкину, установленному во дворе Московского театрального училища его имени при Малом театре (1980), ряда интересных проектов мемориалов, посвященных воинам Великой Отечественной войны. Участник многих творческих конкурсов, в частности, и — по созданию монумента Победы на Поклонной горе, его совместный проект с архитектором В.П. Ломакиным был отмечен премией. Хотя Тарасенко и уроженец Курска, но с Доном у него оказались давние связи: здесь он начинал свой путь в искусство, посещая изостудию Ростсельмаша.

В ноябре 1990 года авторы — скульптор А.В. Тарасенко и архитектор В.П. Ломакин побывали в Новочеркасске, а уже 26 апреля 1991 года здесь состоялось обсуждение проекта воссоздания памятника М.И. Платову.

<…>

В феврале 1992 года специальная комиссия отправилась из Новочерасска в Москву, где состоялся прием готовой рабочей модели памятника М.И. Платову в натуральную величину (3,2 м), которая была затем отлита в бронзе на Мытищинском заводе художественного литья им. Белашовой.

<…>

Все финансовые, технические заботы по воссозданию памятника взяла на себя администрация г. Новочеркасска во главе с мэром — Н.И. Присяжнюком, его заместителями Д.В. Миньковым и А.А. Кобелевым, заведующей отделом культуры B.C. Шевченко; активное участие на завершающем этапе работ приняли также директор областного департамента культуры и искусства В.А. Иванов, его заместитель Ю.В. Капелович, Ю.Н. Солнышкин (общественная инспекция по реставрации памятников истории и культуры), ответственный секретарь городского отделения ВООПИиК В.Н. Конюхов, главный архитектор города Б.Н. Агапов, главный художник В.В. Чернов. Дело воссоздания памятника М.И. Платову стало поистине всенародным.

Хочется надеяться» что это выдающееся событие для Дона и всей России станет первым крупным шагом в возрождении исторической памяти казачества, послужит примером для восстановления других памятников казачьей старины. Укрепит веру в то, что город Новочеркасск — бывшая столица донского казачества — вернет себе славу одного из красивейших и достопамятных городов юга России.

 Составитель и автор текста буклета В. Кулишов, искусствовед, зам. председателя рабочей группы по воссозданию памятника М.И. Платову.