В развитых странах давно поняли, что для успешного управления государством (так же, как и автомашиной или вообще чем-либо) необходима обратная связь: отслеживание результатов управления. И средства массовой информации (СМИ) используют не только для воздействия власти на народ (как это было у нас при власти компартии), но и для получения властью информации от народа.
Когда лопнула власть КПСС, таким СМИ могло стать телевидение (газет тогда почти не читали, радио не слушали).
Но вдруг в нашу жизнь ворвалось и стало стремительно распространяться не виданное раньше явление — интернет. И интернет стал нашим первым средством массовой информации, не зависящим от государства, после 1917 года.
Власти растерялись, а их наиболее тупые представители ринулись в атаку на интернет, которую продолжают и сейчас. При этом используют флаги борьбы с чем угодно: порнографией, педофилией, однополыми браками, ЕГЭ, терроризмом. А фактически борются со свободой слова и демократией — за полное подчинение интернета органам власти — как при КПСС.
К счастью, это невозможно. Ни политически, ни просто технически.
И сейчас надо нам всем — независимо от политических взглядов и положения в обществе — добиваться того, чтобы и телевидение, и пресса, и радио стали такими же независимыми СМИ.
И — главное — добиваться их действенности — способности понуждать органы власти к действиям, нужным народу. В таких СМИ заинтересованы как народ, так и власти, так как они помогают снимать социальное напряжение, не доводить до водомётов, слезоточивого газа и жертв.
Надо добиваться того, чтобы стали обычными такие, например, сообщения в СМИ:
— По сюжету, показанному на нашем канале такого-то числа, проведена проверка. Возбуждено уголовное дело…
— Глава администрации (мэр) такого-то города (Ф.И.О.), неоднократно игнорировавший сообщения городской газеты о… подал в отставку…
И нужен не один канал общественного телевидения (который, вроде бы появился, но неизвестно, как его найти, когда он работает, кем финансируется и — главное — как передавать ему информацию, репортажи). Нужно общественное телевидение — второе независимое СМИ.
Наверное, нужен закон, требующий от руководителей органов власти всех уровней опубликования чётких планов их конкретных действий — на месяц, на год и на «перспективу» — и отчетов в СМИ об их выполнении.
Но что мешает уже сейчас игнорирование любым госслужащим выступлений СМИ считать показателем его неполного соответствия занимаемой должности?
Нужен и еще целый ряд мер, чтобы наши СМИ превратились в реальную «четвёртую власть» (кроме законодательной, исполнительной и судебной) — как в развитых странах. Тогда мы сможем поднять качество жизни народа до уровня, достигнутого в таких странах.
Вот для этого нам сейчас и нужны СМИ — не хуже, чем «там, у них».
Георгий Дранников, житель ул. Фрунзе.