Сегодня: 19 апреля 2545, Понедельник

Когда-то давно, лет тридцать назад, я прочитала в «Комсомольской правде», что в Ленинграде появился экскурсионный … трамвай! Я даже сейчас помню имя того, кто восстановил эту историческую реликвию и сам сел за его руль (ой, вагоновожатые, я здесь что-то неправильно сказала?). Тимофей Степанович Скворцов — кажется, так звали этого замечательного человека.

Вскоре я приехала в город на Неве отдыхать. В первый же день помчалась к Исаакиевскому собору – там начинался легендарный трамвайный маршрут.

… Вагончик был один, маленький. Нас, пассажиров, лицом к лицу, уселось человек двенадцать. Трамвай был такой, как на старых картинках – на дверях какие-то причудливые решеточки, над головами – петли, чтобы держаться.

Экскурсия длилась около трех часов. Трамвайное движение было тогда в Ленинграде оживленным, и наш вагончик переходил с маршрута на маршрут, своим непривычным видом привлекая внимание горожан и гостей города.

Мы прожили за это время целую жизнь. Пережили блокаду с ленинградцами: плакали, когда в голодном замерзшем городе остановились трамваи; плакали, когда они вновь пошли – зазвенел первый! Мы приехали в трамвайное депо, где был музей трамвая. Нас загнали на кольцо, где всех желающих научили водить трамвай: не мастерски, конечно, но вагон тронулся и застучал по рельсам!

… Мы вернулись к Исаакию. И вышли из вагона. В него сели другие экскурсанты, и он снова отправился в путь. Проехал мимо нас – и ушел. А мы, двенадцать пассажиров, остались на остановке. Мы топтались рядом и не могли уйти. Мы не могли расстаться, потому что за эти три часа стали друзьями, семьей. Мы узнали Ленинград совершенно с другой стороны. Мы влюбились в трамвай…

В следующий раз я приехала уже в Санкт-Петербург, через много лет. У Исаакиевского собора не было даже трамвайных путей…

Может быть, именно поэтому меня так тронуло письмо, пришедшее на днях в редакцию. Оно перед вами.

 НОВОЧЕРКАССКИЙ ТРАМВАЙ ДОЛЖЕН ЖИТЬ!

Поводом для написания статьи в защиту трамвая, маршруты которого №1 и №3 предлагается закрыть, стало выступление при поездке по стране Владимира Владимировича Путина о недопустимости отмены единственных маршрутных автобусов, связывающих отдаленные поселки с центрами и перевозящих престарелых людей — ветеранов.

У нас в Новочеркасске маршруты трамвая №1 и №3 проходят по окраинам города (по склонам холма Бирючий Кут, где находится музей Крылова, церковь). Если отменить трамвай, то никакой другой вид общественного транспорта там ходить не будет (да и не сможет) и жители этих низменных районов (в том числе и ветераны) окажутся отрезанными от цивилизации.

Трамвай — это единственный экологически чистый вид транспорта и отменять его в объявленный 2013-й год годом экологии при неблагоприятной экологической обстановке в Новочеркасске по меньшей мере безнравственно.

Трамвай — единственный вид транспорта, функционирующий при гололедах, а эти явления в Новочеркасске довольно часты.

Во всем мире трамвай — дотационный вид транспорта.

Что можно было бы сделать у нас для улучшения финансового положения в трамвайных перевозках?

1. Например, в Италии в некоторых городах курсируют красивейшие туристические трамваи. В Новочеркасске, столице донского казачества, можно было бы на маршрутах №1 и №3 сразу за мостом сделать тупиковую ветвь — трамвайную остановку. Перейдя на другую сторону моста, туристам показывать город на холме — со сверкающими золотыми куполами Собора. Маршрут можно начинать с улицы Горбатой, далее трамвай на несколько минут загоняется в развилку улицы Богдана Хмельницкого и Просвещения. Туристы посещают НПИ (ЮРГТУ).

Далее выполняется тупиковая ветвь на углу улиц Крылова и Щорса (туристы посещают музей И.И. Крылова), далее знакомятся со зданием НЭВЗа (бывший паровозостроительный завод), далее — окраины исторической части города.

Экскурсия примерно на 2 часа.7

2.  Уменьшить стоимость проезда в трамвае до соотношения 3/5 по отношению к автобусам (как было раньше: 3 копейки — трамвай и 5 копеек — автобус) и это разрекламировать.

3. Составить расписание движения трамваев, вывесить на каждой остановке точное время движения и его строго соблюдать.

Следует отметить, что предлагаемый разбор трамвайных путей на мосту не приведет к уменьшению пробок, а только ухудшит ситуацию, связанную с перестройкой автомобилей при подъезде к подъему у Триумфальной арки.

Как показала жизнь: все хорошее разрушенное позже восстанавливается. Но для того, чтобы восстановить только контактный провод по маршрутам трамваев №№ 1 и 3, необходимо будет затратить около 100 млн. руб., не говоря о рельсах.

Надеемся, что в объявленный год экологии Администрация города позаботится об экологически чистом виде общественного транспорта — трамвае: найдет средства для приобретения трамваев, ремонта рельсов и остановок, купит туристический трамвай.

Клавдия Зинченко – почетный работник высшего образования, ветеран труда; студенты: Фаропонов, Лавриченко, Клочков, Мищенко и др. (всего 27 подписей).

Мы, студенты  энергетического факультета ЮРГТУ (НПИ), выступаем за сохранение трамваев в г. Новочеркасске, потому что их ликвидация не решит проблему, так как пробка создается в Хотунке, а не на мосту, целесообразнее было бы сделать объезд в районе хутора Татарки.

Бурда, Камнев, Плахотин, Дан и др. (всего 18 подписей).

Прочитала это письмо еще раз и вспомнила: а ведь в Новочеркасске было еще одно назначение трамвая – обучение школьников безопасности дорожного движения. Катались они на специальном трамвае целыми классами, трамвайчик был такой расписной–веселенький. И, признаться, тогда детвора знала, с какой стороны обходить автобус, а с какой — трамвай. И даже, катаясь на велосипедах, по-взрослому останавливалась на красный свет, а, переходя улицу, мамe за руку тащила на зеленый.

Так какое будущее у Новочеркасского трамвая? И есть ли оно?

Елена Надтока.