Сегодня:

С 1 января 2012 года в нашей стране вступил в силу ряд новых требований, предусмотренных так называемым «законом о такси». Пока трудно сказать, станет ли от этого веселее жить таксистам и их пассажирам, но что ездить станет дороже – это уж наверняка.

Цивилизованный рынок
Принятый в апреле 2011 года закон N 69-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в просторечии называемый законом № 69 «О такси», призван упорядочить рынок перевозок. Целиком он начнет действовать через четыре года, а пока поэтапно вступают в силу его отдельные положения. Главная цель закона – убрать нелегальных перевозчиков и сделать таксомоторный рынок более цивилизованным. Согласно закону, теперь, чтобы перевозить людей, частникам или таксопаркам в первую очередь придется получить лицензию. До 1 января 2013 года каждое разрешение будет выдаваться бесплатно, но не на водителя, а на конкретный автомобиль. Действовать оно будет только в одном регионе.
После получения разрешения извозчику придется за свой счет оснащать автомобиль (автомобили) соответствующей атрибутикой (шашечки на бортах, шашечный фонарь оранжевого цвета и т.п.). Кроме того, в автомобиле в обязательном порядке должен присутствовать таксометр, а проходить техосмотр он будет обязан не реже одного раза в шесть месяцев. Водитель машины должен будет обладать солидным водительским стажем (не менее пяти лет) и перед рейсом проходить медицинский осмотр. За незаконную работу такси будет взиматься штраф в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. С 1 января за работу без разрешения водителей будут штрафовать на 5 тысяч рублей. За отсутствие атрибутики — на 3 тысячи рублей, а за невыдачу чека пассажиру и отсутствие информации о компании в салоне машины – на тысячу рублей.
В соответствии с законом, все автомобили должны будут находиться в собственности таксопарков, привлечение водителей с собственным автомобилем запрещено. Машины, объединенные флагом одной организации, должны быть одной марки, иметь один цвет и возраст. Согласно же требованиям соответствующего областного закона, к 1 января 2016 года в Ростовской области не должно быть никаких такси, кроме белых.

Такие разные «шашечки»
В принципе, все вроде хорошо и правильно. Но вот первые впечатления за прошедшие с 1 января три недели оставляют странное чувство. Нетрудно заметить, что для двух категорий такси почти совершенно ничего не изменилось. Это крупные таксопарки и нелегальные частники-«бомбилы». Крупные фирмы такси и так имеют парк собственных автомобилей единой марки и единой цветовой схемы. Там машины регулярно проходят технический осмотр перед выходом на линию и осуществляется медосмотр водителей. Так что изменений условий работы нет. Точно так же обстоит дело и с частниками, выступающими под черным пиратским флагом. Как работали абсолютно нелегально, так и продолжают работать. Господство на рынке и тех и других весьма характерно для такого областного центра, как Ростов-на-Дону. Многим из нас приходилось сталкиваться с мафией таксистов-нелегалов, особенно вблизи аэропорта и вокзалов. Они просто выгоняют со всех мест стоянок любых конкурентов. Могут побить стекла или самого водителя. Но в нашем сравнительно небольшом Новочеркасске ситуация несколько иная. Здесь сложился рынок мелких фирм, специализирующихся на диспетчерских услугах. Водители у них работали исключительно на своих машинах. До 1 января 2012 рынок перевозок такси был достаточно насыщенным, фирмы конкурировали между собой и цены на поездки в такси в Новочеркасске оставались вполне приемлемыми. Когда, к примеру, я сообщал приезжающим сюда родственникам или друзьям, что в пределах центра города можно доехать за 50-60 рублей, это вызывало у них веселое удивление. Конечно, расстояния у нас небольшие, но все же. В Москве или Сочи меньше чем за 500 рублей никто и с места не двинется. Не далеко ушел и близлежащий Ростов. Сейчас всем городским таймерам, курьерам, такси и дилижансам приходится работу перестраивать радикально. В настоящее время оттуда уже ушли более половины водителей, а остальные подали документы на получение предпринимательского свидетельства и разрешения в Минтранс РО на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковыми такси. Еще одной проблемой для таксистов должен стать таксометр. Где его брать и какой именно – пока неизвестно. Так что настроение у водителей-таксистов сейчас весьма грустное. Многие «таксовали» на машине, которую водят по доверенности. А теперь она должна быть только своей или в лизинге. Многие выходили на линию «по возможности», в свободное от основной работы время. Даже те, у кого машина своя и другой постоянной работы нет, не всегда ведь катаются только по работе. Часто ездят на той же машине по личным делам, а на раскрашенной «шашечками» это не всегда удобно. Вот и чешут люди в затылке, на что решиться? Большинство, увы, пока склоняется к мысли уйти в нелегалы. А для нас, пассажиров, утверждаю с полным основанием, ни крупные таксопарки, ни частники-«бомбилы» не являются приемлемым выходом. И те, и другие берут слишком дорого. Одни – в строгом соответствии с жестким прейскурантом, другие – от простой, ничем не ограниченной жадности.

Гладко было на бумаге
Пока еще в Новочеркасске, как, вероятно, и в других местах, таксисты и контролирующие органы держат оперативную паузу. Таксисты все еще прикидывают, как оно обернется, а ГИБДД и налоговая инспекция, похоже, пока просто не знают, как им исполнять свои контролирующие функции. Сам ФЗ
№ 69 принимался для борьбы с нелегальными извозчиками, но те как раз чувствуют себя вполне комфортно, им, похоже, мало что грозит. Ведь надо же их еще поймать с поличным, доказать, что они не просто везут домой своего любимого родственника, а занимаются незаконным извозом.
Разумеется, при некотором желании и некоторых изменениях в нормативной базе это вполне осуществимо. Закон не достигнет своей цели, если только загонит в жесткие условия сравнительно законопослушных таксистов, за что они будут отыгрываться на пассажирах повышением расценок. Необходимо одновременно применять самый жесткий прессинг к тем, кто работает «под черным флагом». А пока частенько приходится наблюдать такую картину: стоит на стоянке некая машина, выделяющаяся только фонарем с «шашечками». Но стоит в нее сесть пассажиру, как фонарь мгновенно снимается и машина мчит своего пассажира за дальние леса и высокие горы.
Я не отношусь к противникам закона о такси. И мне не раз и не два приходилось ехать на рассыпающихся на ходу колымагах с отлетающими дверьми, со сломанным сиденьем и глохнущим на ходу движком, с водителем, недавно спустившимся с гор и приехавшим к родственникам в столицу казачества в поисках любой работы. Такси – не экстрим для любителей риска, а нормальный вид общественного транспорта. Но, попросту разорив всех мелких перевозчиков, государство отнюдь не гарантирует себе построение цивилизованного рынка услуг такси. Хотелось как лучше, а получиться может опять как всегда.
row['name']