Просто криминал
Злая фея швейной фабрики
Всем известно, какой «славный» след в истории Новочеркасской швейной фабрики оставила Раиса Георгиевна Рощинская. Поначалу след был действительно славный, когда еще в советские времена его директор – депутат Верховного Совета и т.п. — подняла это предприятия на достойную высоту. Но потом пришла перестройка – началась приватизация, которая потом – во всероссийском масштабе — обернулась прихватизацией. Новочеркасск исключением не стал.
В июле 1991 года государственная швейная фабрика превратилась сначала в арендное предприятие, а через три месяца перерегистрировалась в акционерную коммерческо-промышленную фирму «Фея». По организационно-правовой форме это было закрытое акционерное общество. Швеи в то время наивно верили, что станут полноправными хозяевами своего предприятия. Но…
Все дальнейшие перипетии достойны не одного тома уголовного дела. Но тома сшивались, расследование тянулось, но до суда дело не дошло. Будь в центре внимания следователей какая-нибудь простая швея, строчила бы она сейчас пододеяльники в далекой колонии-поселении, но больших людей такими проблемами обычно не беспокоят. Уголовное дело тихо умерло, а Раиса Георгиевна осталась генеральным директором и почти полноправной владелицей «Феи»: еще в 2004 году она с сыном умудрилась стать обладательницей 94,7% акций.
Результатом правления директрисы-собственницы стал выход коллектива на митинг с лозунгами «Везде у Рощинской обман, залезла фабрике в карман». Последней каплей стала продажа Раисой Георгиевной в 2005 году акций «Феи» — Корпорации «Глория Джинс». Посыпались жалобы в Арбитражный суд, в администрации города и области, в прокуратуру. Совет директоров выразил Р.Г. Рощинской недоверие. Не ожидавшая такого напора от тех, кого она считала безмолвной наемной рабочей силой, Раиса Георгиевна написала заявление об увольнении по собственному желанию. Оценивший все это Мельников, владелец «Глории Джинс», добровольно расторг сделку. Все вернулось на круги своя: деньги — к Мельникову, акции — к Рощинской. Позже и остальное «устаканилось»: Рощинская вновь оказалась в директорском кресле, а коллектив – на улице. Закрытое уголовное дело по неуплате налогов – на полке.
Тогда, в 2005-2006 годах, работники «Феи» (теперь она звалась — Закрытое акционерное общество «Промышленно-коммерческая фирма «Фея») писали в прокуратуру, в частности, о том, что их директор самовольно, ни с кем не советуясь, продавала фабричные склады, кафе и даже квартиры за очень смешные цены. Два года назад «продажность» Рощинской получила свое продолжение: теперь уже преемник Раисы Георгиевны «толкнул» общежитие, не заметив, что продал его вместе с ним жильцов.
Якобы купили, якобы продали
Торг был неуместен. Некто Иванников С.Ю., покупая «общагу», потратился всего на 5 млн. 650 тыс. рублей – цена трех трехкомнатных квартир. Договор купли-продажи был заключен якобы 7 апреля 2009 года. Почему якобы? А вот почему.
Работники швейной фабрики утверждают, что документы о продаже их родного дома сфальсифицированы. О собрании акционеров, на котором решался вопрос о продаже общежития, им никто не сообщал, о смене директора – тоже. Между тем, многие из них акционеры, хоть акций у них – на копейки. К примеру, Л.К. Радзишевская об общем собрании не знала, не ведала.
Они уверены, что Р.Г. Рощинская была генеральным директором «Феи» до конца 2009 года: как законный представитель юрлица она обращалась с исками в суд, подписывала кассационные жалобы. Однако договор купли-продажи общежития от имени «Феи» подписан неким А.А. Кукуевым как генеральным директором. Тот же Кукуев в качестве главного бухгалтера якобы получил от Иванникова деньги – плату за приобретение недвижимости. Но главным бухгалтером тогда была И.В. Вихтевская – утверждают работники фабрики!
Впрочем, от перемены мест слагаемых сумма не изменяется. Кто-то продал, кто-то купил – собственником стал Иванников. Казалось бы, радуйся и владей. Но Сергей Юрьевич почему-то не стал регистрировать свою покупку в органах юстиции. Вместо этого он отправился в суд, и в апреле 2009 года судья Новочеркасского городского суда Ф.В. Политко признал за ним право собственности. Не знаю, как у кого, у меня такой пируэт господина Иванникова вызывает только одну мысль: с судом проще договориться. Особенно если документы – липовые.
В свою очередь, несколько женщин, живущих в общежитии, проданном Иванникову, обратились в суд с просьбой пересмотреть принятое решение по вновь открывшимся обстоятельствам. Ведь ЗАО «Фея» скрыло, что они жили и живут в этом самом поменявшем собственника здании! Судья Ф.В. Политко, отменив свое же решение, рассмотрел дело вновь. Стоит ли указывать, что Федор Владимирович опять признал собственником господина Иванникова?!
Свое второе решение Политко вынес 9 ноября 2010 года. Но к этому времени ростовчанин Иванников благополучно «толкнул» общежитие жителю города Кисловодска В.А. Боровкову: договор купли-продажи был заключен еще 2 февраля 2010 года.
Жильцы общежития сдаваться не захотели: подали кассационную жалобу, написали в прокуратуру. К делу подключилась администрация города – подала заявление в суд о признании права муниципальной собственности на здание общежития по ул. Крылова, 22…
По ком плачет Уголовный кодекс
Вообще-то, если быть объективными, то суду здесь делать нечего – разве что уже уголовному. Налицо явный криминал с фальсификаций документов, мошенничество, хищение собственности.
Сейчас деньги за проживание собирает комендант общежития Л.В. Зерщикова и передает бывшему генеральному директору «Феи» А.А. Томазову (запомните эту фамилию, к ней мы еще вернемся). Квитанций никто не выдает, налоги, надо понимать, не платят. На жалобы об этом в прокуратуру Новочеркасска эта самая прокуратура не реагирует.
А Томазов, между тем, фигура интересная. Во-первых, будучи заместителем генерального директора «Феи», он имел под рукой печать и бланки – весь «джентльменский набор», позволяющий сделать протокол собрания акционеров, решивших продать общежитие, кассовый чек – якобы об уплате. Во-вторых, дела господина Иванникова были ему более чем близки: его жена адвокат Оксана Томазова представляла интересы Иванникова в суде по признанию права собственности на общежитие.
Дальше – больше. Новый собственник здания по Крылова, 22 В.А. Боровков – не случайный прохожий, а муж матери Томазова – его отчим. Правда, покупка в Новочеркасске радовала его недолго – в августе 2010 года Виктор Андреевич умер. Через полгода, в феврале 2011-го собственником общежития стала его вдова Александра Васильевна Томазова – maman зама гендиректора «Феи».
Александра Васильевна – женщина непростая: до недавнего времени она занимала должность замруководителя Федеральной службы финансового регулирования по Южному федеральному округу.
«Не известные» следствию рейдеры
О клане Томазовых хочется сказать особо. «Московский комсомолец» 16 июня опубликовал статью «История современности: в 80-х — рэкетиры, в 90-х — бандиты, в 2000-х — леди-рейдеры». Речь в ней о том, как у предпринимателя Карена Кейяна отобрали бизнес. Сейчас это дело рассматривают в Октябрьском районном суде Ростова. Позвольте цитаточку:
«Вместе с Фурсенко на встречу явилась некая дама – Оксана Евгеньевна, которая была представлена как «адвокат крупной московской фирмы, желающей вступить в соучредители «Лагуны-М». Оксана (потом выяснилась ее фамилия — Томазова) просила время «на перевод денег».
Карен Кейян еще не знал, что бизнеса у него уже нет!
Примерно за три месяца до этой встречи один из тех, кто сейчас находится на скамье подсудимых, некто Сергей Иванников (по совместительству — родственник Томазовой) якобы случайно встретился в помещении магазина «Лагуна-М» с неким «неустановленным лицом», представившимся Кареном Кейяном, и приобрел у него долю в бизнесе за… 6 700 рублей».
Знакомый почерк, знакомые фамилии: Оксана Томазова, Сергей Иванников – наши герои!
«Потом пошла череда перепродаж и размывания долей: от Иванникова 67% «Лагуны-М» ушли к некоему г-ну Огарь <…> и в итоге все 100% сосредоточились у г-на Кукуева».
И Кукуев здесь — якобы гендиректор «Феи», продавший общежитие Иванникову!
«Лагуну-М» мошенники присвоили за неделю, а потом за два месяца спрятали концы. «То есть действовали не новички, и схема была отработана почти до совершенства, — пишет «Московский комсомолец». — Следовательно, можно предположить, что Кейян – не первая и не последняя жертва компании.
Одной из жертв компании стала «Фея». В 2006 году я писала о том, как Р.Г. Рощинская «кинула» трудовой коллектив фабрики, став почти единоличной ее владелицей: в 2004 году инициировала дополнительную эмиссию акций. А узнав о регистрации акций в ФКЦБ и не уведомив об этом совет директоров, отправилась в отпуск. Отдыхала она 30 дней, закон же дает акционерам ЗАО на приобретение акций 45 дней со дня их регистрации. В результаты такой «игры» со сроками, у акционеров практически не осталось времени на приобретение акций: лишь 5 (пять!) человек из 385 успели это сделать. Остальные акции скупила сама Рощинская: операция принесла ей 99,2% акций от общего количества выпущенных по дополнительной эмиссии.
Кто знает, может, столь блестящая операция была проведена с помощью маститого консультанта – А.В. Томазовой?
«Московский комсомолец» рассказывает, что на скамье подсудимых по делу Карена Кейяна – рядовые исполнители. Их судят за «мошенничество», «подделку документов» и «легализацию добытого преступным путем». А вот организаторы — те, кто непосредственно создавал схему отбора бизнеса — на свободе.
Между тем, вряд ли провернуть такую аферу возможно было без участия Оксаны Томазовой и ее коллег-юристов. В деле «светится» ростовская областная коллегия адвокатов «Партнерство», которой руководила Оксана Томазова, а телефон был зарегистрирован на ее свекровь – Томазову Александру Васильевну. Должность последней — замруководителя Федеральной службы по финансовым рынкам в ЮФО — означала владение тем, что называется инсайдерской информацией, т.е. данными по всем долям, сделкам, акционерам фирм и компаний всего Южного федерального округа. Грех умному человеку не воспользоваться такими возможностями. Увольнялась Александра Томазова на фоне больших скандалов, сотрясавших ее ведомство. Рейдеры, говорят, плакали.
Что касается Оксаны Томазовой, то блоггеры, обсуждая информацию о суде над мошенниками, обокравшими Кейяна, пишут, что данная дамочка засветилась в еще нескольких скандальных историях. Среди них – ростовский хладокомбинат и наша новочеркасская «Фея».
По информации Главного следственного управления ГУ МВД по Ростовской области, дело адвокатов, именуемых почему-то «неизвестными», выделили в отдельное производство. Может быть, потому, что в отношении адвокатов предусмотрен особый порядок уголовного судопроизводства. А может быть – крыша над ними еще крепка.
Но, так или иначе, а жильцы проданного за копейки общежития обращаются к прокурору Ростовской области В.А. Кузнецову, просят возбудить уголовное дело в связи с фальсификацией доказательств при рассмотрении их иска в суде, неуплатой налогов «хозяевами» и ухудшением условий их проживания: зимой в общежитии нет горячей воды и отопления.