Сегодня:

Бои местного значения

ДЕНЬ ПАССАЖИРА
15 июня в Новочеркасске можно было объявлять Днем пассажира. Правда, пассажира только центральных маршрутов. Дело в том, что в этот день на маршруты 1,2,3 (и некоторые другие) вышли – по праву — автобусы ОАО «НПО ПАТ», выигравшие муниципальный конкурс. И составили компанию автобусам ООО «НТК «Курьер» и ООО «Курьер», проигравшим конкурс, но не пожелавшим оставлять выгодные маршруты.
Радости пассажиров не было предела! Автобусное изобилие – на любой вкус, цвет, вместимость, после карликовых «богданчиков» — воспринималось, как манна небесная или неожиданное построение коммунизма в отдельно взятом муниципальном образовании.
16 июня праздник продолжился. Но 17 коммунизм кончился. Хотя, как утверждает руководство НПО ПАТ, курьеровские автобусы пиратствуют на чужих маршрутах и по сей день.
Истины ради скажем: двухдневный праздник удался не для всех. Рванув на главные трассы, ООО «Курьер» не вышел на маршруты №№ 50, 52, 53 и другие, пассажирам которых пришлось в эти дни добираться на такси, опаздывать на работу, учебу, в детские садики, костеря при этом кого же еще, как не мэра.
Что же произошло на самом деле? Кто виноват? И что делает Администрация города, чтобы горожанам было комфортно и быстро добираться домой, в кино, на рынок, на работу?

«… НЕУДАЧНИК ПЛАЧЕТ, КЛЯНЯ СВОЮ СУДЬБУ!»
17 июня в Администрации прошла пресс-конференция по проблеме пассажирского автотранспорта. В ней приняли участие зам. Главы Администрации по экономике, промышленности и транспорту В.П. Логачев, начальник отдела по координации работы промышленности и транспорта Е.А. Семенова и заместитель Главы Администрации В.А. Журавлев. Вот коротко та информация, что прозвучала на пресс-конференции.
В октябре 2009 года Администрацией Ростовской области издано постановление, регламентирующее вопросы организации перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом, в котором органам местного самоуправления муниципальных образований Ростовской области рекомендовано осуществлять на конкурсной основе допуск перевозчиков к обслуживанию внутригородских автобусных маршрутов. В сентябре 2010 года подобное постановление было приято и Администрацией города. В соответствии с вышеназванным постановлением конкурс должен проводиться не реже 1 раза в три года. Предыдущий конкурс состоялся в апреле 2008 года, поэтому в апреле 2011 года встал вопрос об организации и проведении очередного конкурса на обслуживание внутригородских автобусных маршрутов. В мае такой конкурс был проведен, 27 мая объявлены победители.
Надо сказать, что итоги конкурса, проведенного Администрацией города в 2008 году, вызвали множество судебных процессов, прокурорских проверок, изъятие конкурсной документации следственными органами. Последние судебные процессы по конкурсу 2008 года проходили зимой … нынешнего года! И страсти утихли только после того, как было сообщено о проведении нового конкурса на право осуществления пассажирских перевозок.
К новому конкурсу в Администрации готовились очень серьезно. Были проанализированы все проблемы пассажирских перевозок и недостатки прошлого конкурса. Так, например, решение организатора конкурса 2008 года принять за 1 лот 1 маршрут привело к тому, что девять социально значимых, но убыточных маршрутов остались вообще не разыгранными, конкурс по ним был признан несостоявшимся, и вопрос обслуживания этих маршрутов стоял остро все три года. Чтобы решить данную проблему в конкурсе 2011 года Администрация приняла решение об объединении нескольких маршрутов в 1 лот, но так, чтобы прибыльный маршрут компенсировал маршрут убыточный.
Итак, конкурс был объявлен. В нем приняли участие четыре предприятия: ООО «Курьер», ООО «НТК «Курьер», ОАО «НПО ПАТ» и ООО «Янтарь-1» (г. Ростов-на-Дону). По итогам проведенного конкурса победителем по трем лотам (№№ 1, 2, 3) признано государственное предприятие ОАО «НПО ПАТ». По лоту № 4 конкурс признан несостоявшимся, поскольку фирма победитель ООО «Янтарь-1» отказалось от заключения договора. В установленные законом сроки Администрацией города был заключен договор с победителем конкурса. При этом руководство ООО «НТК «Курьер» и ООО «Курьер» было уведомлено о расторжении договоров в соответствии с итогами конкурса (такой порядок был оговорен в условиях договоров, заключенных в 2008 году по итогам конкурса). Поскольку конкурс по маршрутам, входившим в лот № 4, был признан несостоявшимся, в этом же уведомлении в адрес ООО «Курьер» было указано на необходимость обслуживания маршрутов №№ 37, 38, 39, 41, 43, 50, 52, 53, 54, входивших в этот лот (эта обязанность была прописана в договоре 2008 года). Однако, вопреки полученным уведомлениям и итогам конкурса руководство ООО «Курьер» и ООО «НТК «Курьер» продолжало (и, по нашим данным, продолжает) выпускать автобусы на городские маршруты, которые в соответствии с заключенными договорами в настоящее время обслуживает ОАО «НПО ПАТ». При этом ООО «Курьер» не обслуживает или обслуживает частично маршруты №№ 37, 38, 39, 41, 43, 50, 52, 53, 54, которые закреплены за ним договорами.
Е.А. Семенова, отвечая на вопрос журналиста «ЧЛ», сообщила, что в адрес ООО «Курьер» уже выставлены претензии о невыполнении ими условий договора 2008 года. Если этот перевозчик не перестроится, не вернется в правовые рамки, договор с ним будет расторгнут. Что же касается заботы о «брошенных» пассажирах, то сейчас во многом здесь помог НПО ПАТ, закрыв бреши своим транспортом.

ВСЕ РЕШИТ
АРБИТРАЖНЫЙ СУД?

— В конкурсе всегда есть победитель, и есть побежденный, — сказал на пресс-конференции В.П. Логачев. — И недовольство побежденного по-человечески понятно. Но принять поражение с достоинством, как показывает жизнь, дано далеко не каждому. Если в 2008 году проигравшая сторона — ОАО «НПО ПАТ» отстаивала свои интересы в правовом поле, то сегодняшние действия руководства ООО «НТК «Курьер» и ООО «Курьер» носят явно противоправный характер. Как при отсутствии договоров можно выходить на обслуживание маршрутов и как при наличии договоров не обслуживать маршруты?
Понятно, только «хулиганскими» действиями дело здесь не ограничилось. Еще в апреле ООО «Курьер» обратилось в Ростовское Управление федеральной антимонопольной службы (УФАС) России с заявлением. «Курьер» жаловался на то, что в конкурсную документацию включены положения, которые, по его мнению, нарушают требования антимонопольного законодательства. Дело в УФАС было возбуждено 13 мая, 27-го состоялся конкурс, а решение УФАС вынесено 31-го (в полном объеме изготовлено 8 июня) – когда были объявлены победители и побежденные.
— На наш взгляд, — заявила Е.А. Семенова, — решение УФАС носит половинчатый характер, оно напрямую не отменяет итоги конкурса, хотя антимонопольная служба на момент вынесения своего решения уже располагала информацией о том, что конкурс завершен и его итоги опубликованы в СМИ, но отменяет процедурные протоколы (вскрытия, рассмотрения, оценки). Данное решение может быть обжаловано в трехмесячный срок, и Администрацией города в настоящее время готовится пакет документов в арбитражный суд.
По мнению организаторов конкурса, фирма ООО «Курьер», как претендент на участие в конкурсе, не выполнила условие конкурсной документации, а именно: «перевозчик должен подтвердить возможность обеспечения необходимым количеством автобусов для осуществления перевозок пассажиров по конкретным лотам, представив документы о правах собственности и/или аренды автобусов, хозяйственного ведения, безвозмездного пользования, лизинга или с использованием других финансовых схем приобретения автобусов (субаренда автобусов не допускается)». Но именно это положение УФАС посчитала ограничивающим допуск к участию в конкурсе.
— Чем руководствовалась Администрация города, вводя ограничения по субаренде автобусов? – говорит В.П. Логачев. — Только тем, чтобы обеспечить стабильность в организации пассажирских перевозок на маршрутах города. Скажите, на ваш взгляд, совершая любого рода сделку, вы охотнее будете иметь дело с собственником товара или с посредником, который представит вам всякого рода обязательства, гарантирующие выполнение вашего заказа? Думаю, что ответ однозначен. Администрация страховала себя, а следовательно, и жителей города, от ситуации, когда обеспечение бесперебойного транспортного обслуживания населения города ставилось бы в зависимость от договоров и взаимоотношений между третьими лицами, т.е. между перевозчиком, арендодателем и субарендодателем. Действия Администрации города были направлены на недопущение срыва работы городского транспорта и обеспечение надежности его работы. Вопрос создания условий предоставления транспортных услуг населению закреплен за органами местного самоуправления ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», и условие конкурсной документации, исключающее столь длинную цепочку договорных отношений на наш взгляд было правомерным.
Еще одно положение, вызвавшее нарекания у антимонопольной службы — включение в условия конкурсной документации требования об отсутствии у лиц организационно-правовой или финансовой зависимости, как ни странно это звучит, обусловлено стремлением организатора конкурса исполнить требования Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции». Допуск к участию в конкурсе перевозчиков, имеющих организационно-правовую или финансовую зависимость, а также единой заявки от группы перевозчиков может, по мнению Е.А. Семеновой, создать дискриминационные условия, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов, участвующие в конкурсе, будут поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами.
Еще одним требованием УФАС явилось предусмотреть в конкурсной документации возможность обслуживания пассажирских маршрутов автобусами вместимостью от 22 до 40 человек.
— Нами учитывались данные обследования пассажиропотока, — пояснил В.П. Логачев, — согласно, которому на маршрутах, к примеру, №№ 1, 2, 3, 9 целесообразно использовать автобусы большей вместимости, а на маршрутах №№ 4, 5, 17 меньшей вместимости. Именно поэтому в условиях конкурсной документации организатор конкурса был вынужден предусмотреть количественные показатели вместимости автобусов — не менее 70 человек, не менее 40 человек соответственно. Вы представляете себе на маршрутах № 1, 2, 9 автобусы вместимостью 22 человека? Недовольство жителей города использованием на маршрутах автобусов «Богдан» не является новостью ни для кого из присутствующих.
Нужно сказать, что на своем заседании комиссия УФАС согласилась со многими доводами Администрации города (по словам Е.А. Семеновой, сняты пять претензий «Курьера» из восьми), но тем не менее по трем она посчитала возможным вынести предписание об устранении условий конкурсной документации. Теперь решение Арбитражного суда должно поставить точку в разрешении вопросов, поднятых антимонопольной службой.
В конце пресс-конференции ее участников заверили: в настоящее время Администрация города предпринимает все предусмотренные законодательством меры по пресечению нарушений в сфере организации пассажирских перевозок на маршрутах города. За 15, 16 июня 2011 года выявлены 13 фактов нарушений в организации перевозок, по которым будут составлены протоколы об административных правонарушений. Сотрудники Администрации города, органов УВД, транспортной инспекции ежедневно осуществляют мероприятия, направленные на пресечение противоправных действий со стороны перевозчиков.