Сегодня: 24 октября 0009, Суббота

Почему дорога утром до работы и вечером домой занимает у нас так много времени?

(Субъективные заметки профессионального пассажира)

Этот текст не является чисто журналистским материалом. В нем не отражена точка зрения противоположной стороны, нет официальных запросов в соответствующие инстанции, отсутствуют документальные выкладки. И тем не менее, он, я считаю, имеет право на существование, так как отражает взгляд на реальную проблему огромного количества реально существующих людей. И я просто хочу выразить этот взгляд, потому что являюсь одной из них. Я – рядовой пассажир общественного транспорта.
Работаю я недалеко от Азовского рынка, поэтому после работы на остановке обычно бываю уже в 18.05. И только иногда, по какому-то счастливому стечению обстоятельств, уезжаю в течение минут 15-20. В минувший четверг я ощутила себя жителем мегаполиса. Не почувствовав при этом ни радости, ни гордости. Это ведь только в больших городах с их сумасшедшими пробками, немыслимым количеством транспорта, а главное, непомерно длинными маршрутами дорога до работы и с работы занимает море времени. Разве может наш маленький Новочеркасск тягаться с ними в этом плане? Оказывается, может, устанавливая свои рекорды. К примеру, у меня на прошлой неделе дорога домой заняла один час сорок пять минут. Это при том, что и моя работа, и мой дом находятся совсем рядом с автобусными остановками.
Перейдем от общих слов к конкретике, то есть обратимся к хронологии вечера 7 апреля:
18.05 – я прихожу на остановку «Азовский рынок» и затем в течение сорока минут вместе с еще полутора десятком продрогших на пронизывающем ветру пассажиров моего направления наблюдаю, как в сторону тюрьмы следуют одна за другой две «ГАЗели» № 24, два «Хундая» № 52 и одна «ГАЗель» № 151. Проскочив мимо нас, они как будто растворяются в пространстве. Возвращения хотя бы одного из них народ сначала ждет молча и с надеждой. Десять, пятнадцать, двадцать минут… Потом начинает роптать, мол, кто же это сочиняет такие графики движения?! Потом возмущается в голос. Действительно, если в вечерний час пик график предусматривает 40-минутный перерыв, то это плохой график! А если дело не в графике, тогда в чем?!
18.45 – я вместе с молодежкинскими, насквозь продрогшими пассажирами, штурмую подошедший к остановке автобус № 21. В салоне холодно, но хотя бы нет ледяного ветра. И это уже счастье.
19.05 – я отъезжаю от остановки «Азовский рынок». 20 минут ожидания, теперь уже в автобусе, длятся неимоверно долго, но добродушный водитель в ответ на наше нетерпение сообщает, что отправится он по графику, то есть ровно в 19.05. В это время откуда-то из небытия возвращается почти забытая нами 52-я маршрутка, но перебегать в нее никто не решается: деньги уплачены, билеты куплены. Наконец, трогаемся.
19.45 – я выхожу из автобуса на своей остановке, и в 19.50, промерзшая до костей, переступаю порог дома.
Памятуя, что последнее промерзание на остановке в ожидании автобуса обернулось для меня двухнедельной простудой, едва сбросив с плеч куртку, я направляюсь к холодильнику, до краев наполняю рюмку водкой и залпом выпиваю. Попутно отмечаю, что если такой профилактикой будет заканчиваться каждая моя поездка, редакция может потерять ценного сотрудника… К тому же безумно жалко бездарно потраченные два часа времени. Кто мне компенсирует эту потерю?
К утру я уже почти отошла от вчерашней поездки, настроение бодрое оттого, что удалось не заболеть (зря раньше не верила в испытанное средство!), так что на остановку прихожу, полная сил и энергии. Толпа пассажиров, как всегда по утрам, большая. Иду на предыдущую остановку, но и туда 52-я маршрутка приходит уже под завязку. Мы заполняем оставшееся пространство, но на следующей остановке желающих попасть в автобус неизмеримо больше, чем он может вместить. Люди сразу начинают толкаться, ругаться, разговаривать на повышенных тонах и давать друг другу нелестные характеристики. Но на следующей остановке водитель вновь открывает двери, чтобы впустить новую порцию пассажиров, да еще раздает советы набитым в салон пассажирам, как еще им можно потесниться. Спрессованные в автобусе люди дружно вопят, теперь уже на водителя, намекая, что жадность его не знает границ. И тут водитель на удивление доверительно сообщает: «Ну что вы ругаетесь, нам с сегодняшнего дня увеличили план на 600 рублей!» Реакцию пассажиров лучше не описывать, ее не пропустит никакая цензура. Водитель понимает, что сморозил глупость со своим откровением, и в диалог с раздраженными пассажирами предпочитает больше не ввязываться. Откуда- то с передних рядов мне через головы передают мою сумку, в которой звенит телефон. Сумку пристроила на своих коленях сердобольная женщина, которой надоело, что она лежала у нее на голове. Потом меня оттерли и от сумки, и от женщины. Теперь мое имущество вернулось, но из-за тесноты воспользоваться телефоном я все равно не смогла…
Один древний мудрец говорил, что из каждой ситуации обязательно есть выход, и не один, а целых семь. Следуя этой философии, я тоже пытаюсь найти для себя выход, чтобы дорога на работу и обратно не превращалась для меня в пытку. Итак, чтобы ехать более-менее комфортно, вечером я должна отпрашиваться пораньше с работы и успевать на тот транспорт, который уходит до 18 часов. Но согласится ли на это мой начальник? Или уходить с работы, как минимум, на 30-40 минут позже. Но соглашусь ли на это я? По утрам, чтобы 100% гарантировать нормальные условия поездки, я должна садиться на автобус, идущий вкруговую, но платить двойной тариф. Иногда я так и делаю, но могу ли я позволить себе ежедневно тратить на одну поездку до работы 28 рублей? Или ехать с пересадкой, но, опять же, получается, за двойную плату. Или пытаться постоянно «падать на хвост» каким-нибудь знакомым? Можно вообще попробовать ходить пешком — для здоровья полезно. А может, просто графики движения формировать исключительно в интересах пассажиров? Однако этот выход, увы, от меня совершенно не зависит.
Я — пассажир со стажем. Только в Новочеркасске мой опыт тесного, практически ежедневного общения с общественным транспортом исчисляется восемнадцатью годами. Конкретное совершеннолетие. Были, как говорится, времена и похуже, и транспорт поплоше. Сейчас до центра города из моего микрорайона можно доехать на автобусе № 21, на «ГАЗели» № 24 и 151, и даже на комфортабельном «Хундае» №52. А добираться в утренние часы до работы и вечерние домой по-прежнему проблематично.
Почему?
row['name']