Сегодня:

В 14 номере газеты «Новочеркасские ведомости» мы рассказали о плохом качестве проведения капитального ремонта в доме № 177 по улице Буденновской. Рассказали подробно, выяснили, кто и когда будет устранять допущенные недоделки и откровенный брак. Это был всего лишь частный случай. Но очень скоро выяснилось, что случившееся является лишь маленькой частью большой общегородской проблемы.

Помогли это выяснить наши читатели, буквально завалившие автора этих строк звонками и письмами. Общение начиналось практически одинаково: «Это еще что! Вот вы приезжайте к нам, мы вам такое покажем!» И показывали. Где-то ситуация была чуть лучше, где-то – чуть хуже. Но, похоже, ни один собственник жилья не остался доволен проведенным в его доме капитальным ремонтом. При этом далеко не все люди даже понимают, что программа проведения капитальных ремонтов, оплачиваемая по линии федерального Фонда содействия реформированию ЖКХ, это прощальный привет им со стороны государства. Очень многие уверены, что все будет, как раньше. По-прежнему считают бывшие муниципальные «Жилремонты», давно ставшие частными предприятиями, все теми же государственными домоуправлениями. А государство уже несколько лет как полностью сняло с себя все обязательства в этой сфере, переложив все проблемы с ремонтом домов на плечи самих жителей. И это, я полагаю, был нечестный ход, учитывая плачевное состояние большей части жилого фонда страны. Но мы живем, исходя из текущей реальности. И вывод напрашивается такой: капитальные ремонты, проведенные в Новочеркасске в 2009 году, никак не удовлетворили людей по качеству проведенных работ. Пословица о том, что дареному коню в зубы не смотрят, в данном случае не подходит, поскольку сами жители также посильно (или непосильно — кому как) участвуют в оплате ремонта.

КАК СЭКОНОМИТЬ
НА ГОРЯЧЕЙ ВОДЕ?
Первым местом, куда меня пригласили, стал дом по улице Мацоты, 36-а. Это трехподъездная пятиэтажка «коммунального» типа. То есть дверь из подъезда ведет не в личную квартиру, а в общую секцию с общими же коридором, кухней, туалетом и душевой кабинкой. Поскольку все вышеперечисленное является общей собственностью, капитальный ремонт коснулся и ее. Впечатление от ремонта осталось двоякое. Таких вопиющих «ляпов», как на Буденновской, 177, здесь строители не оставили. Заметно, что старались, хотя в разных частях дома работы выполнены с разным качеством. Ремонт «коммунальных» кухонь и коридоров продолжается и по сей день, несмотря на подписанный, как у всех, в конце декабря акт о сдаче. Но это результат прямого указания «сверху» от руководства ДГХ и предыдущей администрации города. Ремонт продолжается, и жильцы благодарят за это директора ООО «Жилремонт-1» Наталью Усенко и генерального подрядчика ООО ПК «Новый век». Но есть и претензии. Строительный мусор, брошенные «козлы» так и валяются под домом, там, где полагается быть цветнику. Решетки на окнах в подъезде установлены только между первым и вторым этажами, видимо, чтобы враги не могли забраться через козырек подъезда. А между этажами выше никаких решеток нет, хотя в ничем не огороженные широкие проемы уже дважды падали дети. Никто не пострадал лишь по счастливой случайности. Очевидно, об этом просто никто толком не подумал.
Самое же замечательное – на коммунальных кухнях! Даже не мойки, предназначенные для установки в специальные шкафчики, которые жители подпирают кто доской, кто прутом арматуры, чтобы они не обрушились раньше времени. Не «душевые кабины», из которых не уходит вода из-за неправильной установки. Не хлипкие, исключительно дешевые унитазы, начинка бачков в которых уже вышла из строя. Главное — то, что сейчас людям обеспечили горячую воду! В доме раньше горячей воды не было. А сейчас есть. По бумагам и отчетам. В каждой кухне стоит новенький электрический водонагреватель. Объемом на 0,5 литра воды. Очевидно, это был самый малый типоразмер. Пустив струйку теплой воды секунд на 10-15, нагреватель надолго замолкает, «переваривая» очередную поллитровую порцию. При этом электро-энергии он потребляет не меньше того же всем хорошо знакомого электрического чайника, то есть электросчетчик крутится, как винт идущего на взлет вертолета. Как всем понятно, принять душ или помыть голову под таким горячим водоснабжением невозможно в принципе, и люди по-старинке кипятят воду в кастрюлях и ведрах. Почему выбран именно такой вариант, кто придумал это утонченное издевательство – остается загадкой, как и все, связанное с разработкой проекта и сметы ремонта. Эти документы от жильцов скрывают, как самую главную государственную тайну. Все остальные дома в этом районе пользуются нормальным централизованным горячим водоснабжением. Горячая вода подается по трубам, которые проходят буквально под окнами дома № 36-а по улице Мацоты. Вопрос, почему нельзя было предусмотреть подключение горячей воды в проекте капремонта – остался без ответа. Дозвониться до директора ООО «Жилремонт-1» Натальи Усенко мне не удалось. После типичного «сейчас посмотрю» ее регулярно не оказывалось на рабочем месте. Четыре рабочих дня подряд. Но, возможно, мне просто не повезло…

КАК РЕМОНТ МОЖЕТ
БЫТЬ НЕЗАКОННЫМ?
Следующий типичный случай «озвучил» как раз не слишком типичный человек. Речь пошла о подвергшихся капитальному ремонту в 2008 году домах №№ 1, 3 и 5 по улице Школьной. Никита Красулин, инженер-строитель с тридцатилетним стажем, проживающий по адресу: Школьная, 3, считает качество выполненных работ весьма сомнительным. Неправильно выбранная схема подключения отопления, выполненная с нарушением СНиП, привела к тому, что вода в батареях не может претендовать на звание «горячей». «Мне больно смотреть на качество отмостки вокруг дома, также сделанной с полным нарушением строительных норм и правил», — рассказывает Никита Николаевич. В результате капитального ремонта стала протекать кровля над его квартирой, полы в которой и так «капитально» испортили при замене батарей отопления.
Все это печально, но во главу угла мой собеседник поставил как раз не плохое качество строительных работ, а сопутствующий ремонту юридический «беспредел». Еще в процессе оформления прав на квартиру, ему в БТИ сообщили, что три дома по улице Школьной обслуживаются ТСЖ «Наш дом», зарегистрированным еще 30 октября 1997 года. Когда встал вопрос о проведении капитального ремонта этих домов, по словам Никиты Красулина и еще нескольких жильцов, началась беспардонная агитация со стороны управляющей компании «Жилремонт-5» во главе с Г. Махнычевым. Людей пугали, им угрожали, выдавали себя за представителей государства. В результате на свет божий появилось несколько фальсифицированных протоколов общих собраний с несовпадающими датами, где жильцы, якобы, дружно выбрали в качестве управляющей компании ООО «Жилремонт-5». Про номинально существующее, но теперь уже не ведущее деятельности ТСЖ, было велено забыть. Любопытно, что люди «выбрали» в качестве управляющей еще не существующую компанию, чья регистрация состоялась на полгода позже. Для подписания документов были назначены никем не выбранные «уполномоченные» по домам. С грубыми нарушениями законодательства были подписаны договоры с собственниками жилья. Нет никаких документов, подтверждающих, что собственники жилья утвердили размеры выплат на содержание и текущий ремонт, что они согласны на участие в капитальном ремонте, что они готовы оплатить софинансирование в размере 10 % от общей стоимости ремонта. В федеральном законе указано, что эта доля должна быть не менее 5 %. С этим в своем ответе от 19 декабря 2008 года согласилась и областная прокуратура, внеся соответствующее представление Губернатору Ростовской области.
Все так и обстоит, не менее 5 %, но чтобы попасть в программу капитальных ремонтов, в Ростове все равно требуют оплатить 10 %. Впрочем, можно не платить ничего и остаться совсем без капитального ремонта. Тоже выход. И, учитывая качество производимых ремонтов, не самый худший. Но только если ваш дом еще стоит самостоятельно и не разваливается прямо у вас на глазах.
Ремонты все же прошли, были подписаны акты. Причем любопытно, что по каждому из домов стоимость ремонта по утвержденной проектно-сметной документации и фактическая стоимость сильно отличаются. К примеру, Школьная, 1: по смете 3794892 рубля, по факту – 1877800 рублей; Школьная,5: по смете 2260000 рублей; по факту 1500260 рублей. Разница значительная, и процент расхождения плана с фактом тоже далеко не одинаков. Почему? Не дают ответа!
Насмотревшись на все это, Никита Красулин принял неординарное решение: считая действия частной компании «Жилремонт-5» мошенническими, он принципиально отказался платить ей за содержание жилья и текущий ремонт, поскольку откуда взяты эти суммы и кем они утверждены, ему не известно. Суммы за содержание и ремонт жилья устанавливаются только и исключительно общим собранием собственников. Должны быть договоры, обоснованные сметы, акты выполненных работ. И очередность всех работ должны определять сами жильцы, а не «дядька» из, якобы, управляющей компании. Деятельность управляющей компании должна быть абсолютно прозрачна для собственников жилья, чего сейчас нет и в помине, и что создает идеальную почву для коррупции. Если надо, Никита Красулин готов отстаивать свое решение в судебном порядке. Раз капитальный ремонт в домах был проведен без выполнения законной процедуры, он отказывается оплачивать расходы и «за соучастие» в капитальном ремонте. Только коммунальные платежи.
Вот такая максималистская позиция: «Не стану платить, пока не буду твердо знать, на что идет каждый мой рубль!» Мне трудно судить о правильности этого решения. С одной стороны, действительно, нельзя платить, если ты подозреваешь обман и коррупцию. С другой стороны, многие горожане не платят и платить не будут, даже если им раскрыть все страшные тайны ЖКХ! Если все жители перестанут оплачивать содержание и текущий ремонт дома, в доме через полгода начнется разруха. Это факт. Но я знаю немало фактов, когда жильцы выплачивают почти идеальные 90 с лишним процентов всех средств, а управляющая компания тем не менее и пальцем не пошевелила, чтобы что-то в доме сделать. Следствие то же: начинается разруха.
Подводя итог, хочется сказать, что по-прежнему считаю программу капитальных ремонтов крайне важным и необходимым делом. Но, как любой другой кабинетный план, она буксует, когда сталкивается с реальной жизнью. То, какими методами и способами она осуществляется в нашем городе, на мой взгляд, нуждается в проверке и корректировке. И прежде всего необходимо перестать морочить людям голову и сделать эту процедуру понятной и прозрачной. Собственники жилья имеют право и должны сами определять, что и как требуется отремонтировать в их доме, контролировать весь процесс ремонта и проверять качество его выполнения. Им эта тема как-то ближе, чем управляющей компании.
row['name']