Сегодня:

Вячеслав Васильевич Тихонов. Для нескольких поколений наших соотечественников – человек-легенда, воплотивший в своих ролях настоящий русский характер. Олицетворение чести, отваги и благородства. Человек-звезда, сиявший так чисто и так ярко при жизни, что его света хватает и сейчас, когда его больше с нами нет.

Мне повезло увидеться с Вячеславом Васильевичем Тихоновым в сентябре этого года в составе небольшой делегации его земляков из Павловского Посада. Надо отметить, что к своей малой родине, куда бы ни заносила его судьба, Вячеслав Васильевич всегда относился очень трепетно. Последний раз в Павловском Посаде он был в мае 2005 года, на открытии после реконструкции городского Дома культуры «Павлово-Покровский». И до этого и после связи с землёй, его воспитавшей и вскормившей, никогда не терял.
Последние годы Великий Артист жил в Горках. Дом обычный, похожий на те, которые десятками стоят на его родных улицах Павловского Посада. Особенно эта простота заметна в сравнении с роскошными апартаментами, которые сплошь и рядом выросли на Рублёво-Успенском шоссе. Невольно задумываешься над этим сравнением. И приходишь к мысли о том, что, пожалуй, это верно. Этот простой и удобный дом – это часть души Вячеслава Васильевича. И, наверное, другим он быть не может.
Главное, рядом с его домом есть река, ведь рыбалку Вячеслав Васильевич любил с детства. Первое, что бросилось в глаза на территории его усадьбы – это металлический шест-указатель, на котором определены главные направления в жизни и судьбе Великого Артиста. Это стрелка в сторону Пеньково (роль в фильме «Дело было в Пеньково» принесла В.Тихонову первое настоящее признание), стрелка в направлении родного Павловского Посада и указатель на Берлин. Это понятно каждому из ныне живущих в России, кому больше 7-8 лет. Этот указатель связывает линию жизни Вячеслава Васильевича с судьбой блистательно им сыгранного разведчика Исаева в «Семнадцати мгновениях весны». А вообще-то на этом шесте могло быть гораздо больше указателей-ролей-судеб, и, заметьте, ни одной случайной! Ни одной проходной!
Многое в жизни Вячеслава Васильевича вызывает искреннее восхищение. И, наверное, самое удивительное то, что не только в своих ролях, но и жизни он был такой же: искренний, мужественный, великодушный. Невольно задумываешься: в чём феномен Тихонова? Разве мало в советском кинематографе создано выдающихся образов, сыграно великолепных ролей? Однако даже в ряду равных Вячеслав Тихонов – первый. Отгадка, наверное, состоит в том, что великолепно, неподражаемо ИГРАЯ, он на самом деле никогда не ИГРАЛ. То есть не давил свою природу, а следовал ей, оттачивая с годами своё актёрское мастерство. Он всегда оставался самим собой. А это всегда самое трудное в жизни – оставаться собой, независимо от профессии…
Заслужив славу тогда ещё всесоюзного масштаба, будучи замечен и за рубежом, тем не менее, Вячеслав Васильевич всегда оставался скромным, глубоко порядочным и профессиональным человеком. И искренне удивлялся своей славе. Создавалось впечатление, что «звёздная болезнь» была ему не то что не знакома, он даже не ведал о её существовании. Слава жила отдельно от него, как бы сама по себе.
Наряду с мягкостью и природной интеллигентностью он обладал чётко выраженной гордостью и цельным мужским характером. Близко к себе подпускал очень немногих. А уж жаловаться на бытовые неурядицы жизни ему и в голову не приходило. Пару лет назад в его доме зимой вышел из строя котёл отопления. Вячеславу Васильевичу в его восемьдесят приходилось несколько раз в день поднимать из подвала дрова, чтобы топить камин, который, в общем-то, больше выполняет декоративные функции, чем отопительные. Главе Павлово-Посадского района пришлось немало потрудиться, чтобы убедить Вячеслава Васильевича принять от земляков помощь. Котёл отремонтировали, поменяли старые окна на стеклопакеты, и в доме стало гораздо теплее и уютнее.
Во время нашего неспешного разговора поразило, сколько в этом человеке теплоты, сердечности и человеческого участия. Наверное, поэтому ему до сих пор пишут со всех концов бывшего Советского Союза. Однажды в администрацию Павловского Посада попало интересное письмо. В адресе было указано только: «г. Павловский Посад, Штирлицу». И, представляете, письмо дошло! Его отвезли Вячеславу Васильевичу вместе с другими письмами ребят из его родной школы. Он их потом читал вместе с внуками. Письма до последних дней были его отрадой. Они приходили мешками — и от взрослых, и от детей. Детские письма и рисунки он особенно любил…
Вячеслав Васильевич рассказал, что его любовь к кинематографу началась с маленького кинозала «Вулкан», расположенного недалеко от центральной площади в его родном городке. Когда ему доводилось смотреть там фильмы, он потихоньку заглядывал за экранное полотно, чтобы понять, как и где там двигаются артисты…Сегодня от «Вулкана» остался лишь исторический фасад, само здание переживает этап длительной реконструкции. Но у местной администрации существуют планы возрождения кинотеатра. Вернее, строительства на его месте нового современного здания, где на первом этаже будет размещён музей Вячеслава Тихонова.
row['name']