Об этой истории нам рассказали читатели – супружеская пара пенсионеров. Несколько лет назад они установили газовый счетчик. Экономия за пользование газом в летнее время, действительно, была значительной, да и зимой (у них АГВ) по счётчику они стали платить заметно меньше. Шло время, и вот однажды счетчик сломался. Представитель газовой службы, осмотрев прибор, вынес свой вердикт: счётчик ремонту не подлежит, пора покупать новый.
Записав на бумажке марку необходимого прибора учета, пенсионеры отправились в магазин.
— А нам не придётся переделывать подводку, трубы варить? Он такой же, как у нас был? — спросили покупатели у продавца.
— Конечно, такой же, марка та же самая, — успокоил продавец пенсионеров, — старый вам снимут и этот новый поставят.
Когда хозяева нового счетчика пригласили мастеров для его установки, то оказалось, что прибор не может быть установлен. Новый счётчик был такого же типа, той же конструкции, но рассчитан на трубопроводы несколько иного диаметра.
Покупатели пошли в магазин с просьбой обменять им счётчик или принять его с возвратом денег. В магазине им вежливо указали на «Перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации». В пункте 11 этого документа значилось «бытовое газовое оборудование и устройства».
— Извините, — развели руками в магазине, — ваш счётчик обменять или принять мы не можем. Есть вот такие правила.
— Но мы же у вас спрашивали, подойдёт ли он нам, и вы сказали, что подойдёт, — укоряли продавца пенсионеры.
— Да мало ли что там у вас? Мы не обязаны знать, какие там у вас трубы, — пожали плечами работники торговли.
За помощью покупатели обратились в отдел по защите прав потребителей.
— Всё верно, — сказали специалисты отдела, — газовый счётчик соответствует пункту 11 «Перечня товаров, не подлежащих обмену». Но есть другой документ: Закон о защите прав потребителей.
Статья 12. «Ответственность изготовителя (исполнителя, продавца) за ненадлежащую информацию о товаре (работе, услуге):
1. Если потребителю не предоставлена возможность незамедлительно получить при заключении договора информацию о товаре (работе, услуге), он вправе потребовать от продавца (исполнителя) возмещения убытков, … и потребовать возврата уплаченной за товар суммы и возмещения других убытков. При отказе от исполнения договора потребитель обязан возвратить товар (результат работы, услуги, если это возможно по их характеру) продавцу (исполнителю).
2. Продавец (исполнитель), не предоставивший покупателю полной и достоверной информации о товаре (работе, услуге), несет ответственность… за недостатки товара (работы, услуги), возникшие после его передачи потребителю вследствие отсутствия у него такой информации.
4. При рассмотрении требований потребителя о возмещении убытков, причиненных недостоверной или недостаточно полной информацией о товаре (работе, услуге), необходимо исходить из предположения об отсутствии у потребителя специальных познаний о свойствах и характеристиках товара (работы, услуги).
Поскольку газовый счётчик не был в эксплуатации и не утратил своих товарных качеств и свойств, то его вполне можно было сдать в магазин. Что и было благополучно сделано после вмешательства в ситуацию специалистов отдела по защите прав потребителей.
Продавец, действительно, обязан обладать полной информацией о потребительских свойствах своего товара, функциях устройств, составе тех или иных продуктов и так далее. Он не хранитель склада, который в обмен на деньги выдаёт понравившуюся покупателю продукцию, а продавец, который, в отличие от покупателя, обязан обладать «специальными познаниями о свойствах и характеристиках товара». Это — закон, а не прихоть избалованных сервисом покупателей.
Материал подготовлен при содействии специалистов Управления торговли и бытового обслуживания