Театральный фестиваль «Комплимент» снова сделал наш театр одним из самых многолюдных мест города. Только в его стенах и после его закрытия не перестанут кипеть сценические страсти, ведь 185-й театральный сезон уже открыт. Вот что художественный руководитель театра Леонид Иванович Шатохин говорит о настоящем в «закулисье» и ближайшем будущем на сцене.
— Наш театр готов показать зрителю постановку для детей по пьесе Метерлинка «Синяя птица». Таковых в последнее время было не очень много, если не считать рождественские. В этом произведении серьезная драматургия, там написано для детей, как будто они взрослые, умные. Наш театр уже пришел к усложнению репертуара. Поэтому делаем все меньше спектаклей коротких, больше полноценных с антрактами, когда 8-10-летние «дамы» могут приходить с прической и ридикюлем.
— Есть ли в спектакле какие-то необычные моменты?
— Почти вся труппа в нем занята, а некоторые актеры играют 2-3 роли. Будет много пластических зарисовок. Привлечь детей нам очень поможет новый проектор, с ним можно мгновенно создавать на сцене неповторимые образы, с помощью освещения место действия будет меняться до неузнаваемости.
— На какой возраст зрителей рассчитан этот спектакль?
— Автор «Синей птицы» символист, в его произведении заложен глубокий смысл.
В любом случае зритель увидит талантливо это или бездарно, поймет общий посыл и нравственные принципы. Из любого спектакля каждый берет то, что ему близко и понятно. Я проверяю детские спектакли на своих внуках (одному 3, другому 5 лет), они самые справедливые критики. Я заметил, что есть дети, которые ходят на какой-либо спектакль по нескольку раз, значит они хотят возвращаться в предложенную ситуацию, разглядывают новые детали. Есть, правда, и впечатлительные родители, которые поднимались с кресел и смотрели, например, не горит ли на самом деле на сцене «Кошкин дом».
— Почему же взрослые иногда не одобряют детские спектакли?
— Все здесь идет от того, для чего люди приходят в театр, ради каких целей приводят детей на спектакль. Помню, была ситуация на новогодней постановке, когда все водили хороводы, а кучка детей в верхней одежде грустила в некотором отдалении от остальных, рядом стояли тоже одетые родители. У таких все время хочется спросить: «А зачем вы пришли?». Они обычно отвечают: «Ну, сказано, надо привести детей, вот и привели»…
15 сентября была внутренняя сдача «Синей птицы», но широкой публике он будет доступен несколько позже. После «Комплимента» перерыв, чтобы зрители отдохнули, актерам есть время порешать свои вопросы, молодежь поедет сдавать сессию. Новочеркасский театр собирается на гастроли в Ростов, повезет спектакль «Соловей». А в начале ноября на каникулах детям покажут «Синюю птицу». Я ее уже посмотрела. Хороший, хочу заметить, спектакль. Хорош он и детям, и сопровождающим их взрослым тоже будет, над чем задуматься.
Зря говорят, что Морис Метерлинк написал произведение для взрослых, и лишь замаскировал его под детское. Дети чуткие создания, они остро чувствуют душевные переживания, они участливые, отзывчивые, внимательные и понимают побольше некоторых взрослых. Когда к смыслу слов прибавляется зрелищность, приковывается детское внимание. Остается загадочность – тайну всегда хочется разгадать.
А если актеры будут стараться и играть для детей, как для взрослых, а может и еще старательнее (ведь дети особо сильно отличают фальшь), то дети не только поймут, но и усвоят много уроков из увиденного и услышанного на сцене. Метерлинк еще 100 лет назад угадал многие образы нашей жизни. И театр однозначно молодец, что выбрал для постановки такую добрую и честную детскую пьесу.
Постаралась и режиссер постановщик этого спектакля Татьяна Олеговна Пацай. Она уже третий раз работает с новочеркасскими актерами, хотя сама из Минска. Первый плод ее трудов – «Пьемонтский зверь», второй «Стакан воды», и вот самый многонаселенный и самый детский – «Синяя птица», посмотрим, будут ли другие. Посмотрим мы и на результаты 12-ти дневного театрального праздника. Да, да для нашего города я считаю фестиваль «Комплимент» — это истинный праздник, повод вырваться из суматохи будней и увлечься чем-то необыкновенным, отхватить хотя бы кусочек этого чуда и запастись им до следующего события.
Есть высказывание, театр начинается с вешалки. Спорить бесполезно, можно лишь добавить с вешалки — в том числе. С вешалки и небольших этюдов на занятиях по актерскому мастерству. С режиссера, балетмейстера, костюмера. С того, кто придумал пьесу, которую играют актеры, с того, кто создал обстановку, в которой они могут играть. С тяжелых красивых дверей, отпирающихся перед спектаклем, с красочных афиш, с окна кассы и стопки билетов. С нелегких трудов, сгоняющих 7 потов на репетициях. С удачных образов, постановок, удачливых и удавшихся событий. С художественного руководителя театра, такого, которому обязательно небезразличны судьбы актеров и все выше перечисленное. Наш театр начинается именно с этого, а как там другие, я, конечно, не знаю.
P.S. Cамая свежая информация, поступившая от Л.И. Шатохина:
— 14 сентября нам пришло приглашение приехать в Париж на фестиваль «Русское слово. Русская душа». Организаторы события — эмигранты. Состоится фестиваль в апреле, будет еще много времени, чтобы выбрать репертуар.