Сегодня:

Новочеркасская свалка становится просто телезвездой! Только прошел сюжет про нее по Рен-ТВ, а вот уже ее показывают по Первому каналу в «Других новостях» (05.05.2009г.). Для тех, кто не видел, расшифровываем этот сюжет.

Диктор: В Ростовской области дома жителей хутора Татарский соседствуют с мусорной свалкой. Люди постоянно заняты уборкой отбросов с помойки. Но сор в садах и неприятный запах — лишь часть беды. Такая близость к отходам отнимает здоровье. Избавиться от негодных участков почти невозможно. Репортаж Юлии Погореловой.
В Ростовской области полтысячи жителей хутора Татарский задыхаются в собственных дворах. Это поселение находится на окраине Новочеркасска, куда свозят отходы со всего города. Свалка образовалась 40 лет назад. И с каждым годом подступает к домам все ближе. Теперь от крайнего дома до первых мусорных куч всего метров сто. Люди не могут продать свои дома, но и жить в таком месте они тоже больше не могут.
Собирать грязные пакеты с плодовых деревьев — это привычное и даже необходимое занятие. Сегодня собрали, а завтра — начинай все с начала. Главное — до вечера успеть.
Раиса Валитова, жительница хутора Татарский: «Вечером дым садится. Не видно нас. Мы друг друга не видим. Вы бы посмотрели, что позавчера горело! Бог нас спас! Ветер в город пошел».
Городская свалка горит постоянно. Особенно летом, когда самовозгорание мусора случается чуть ли не каждый день.
Валентина Савостикова: «Ночами не спим. Дежурим. Как можно спать? Заснешь — сгоришь!»
Валентина Савостикова вывешивает постиранное белье уже во второй раз. Без особой надежды на то, что снимет его чистым, а главное — без едкого запаха.
Людмила Тутенкова, жительница хутора Татарский: «Одно лекарство не успело закончиться, за вторым еду! Что за жизнь такая?! Так мы еще далеко живем от свалки! А дети какие больные, чем мы дышим?»
Дети, играющие на фоне мусорной горы, типичная для Татарки картина. У родителей нет выхода, не запирать же их дома. А сами малыши пока не чувствуют своего «особого» положения. Но это только до тех пор, пока не пойдут в школу, где на первой же медкомиссии врачи заставят сделать повторные анализы.
Светлана Тарарина, жительница хутора Татарский: «Сдавали манту. Всех детей послали повторно в тубдиспансер. Это наших, татарских. Именно из-за свалки. Очень много астматиков, аллергиков».
Продать дом и уехать. Вот, кажется, выход. Но почти ни у кого в этом поселке нет документов на домовладения. Людей отказываются регистрировать в санитарно-неблагополучной зоне.
Геннадий Таранов, житель хутора Татарский: «Ты хоть лопни, они тебе ни одной бумаги не подпишут на приватизацию участка, на продажу, на дарение. Вы в санитарно-неблагополучной зоне и никаких сделок вам не положено».
Единственный выход, говорят в администрации Новочеркасска, дождаться завершения строительства мусороперерабатывающего завода. Только завод спасет Татарку. Впрочем, строят его уже 8 лет. И готов он лишь на 80 процентов. Сейчас же городские власти ищут средства, чтобы завершить стройку уже в этом году.
Лариса Конюшинская, директор департамента строительства города Новочеркасска: «Ориентировочно около 20 миллионов. Город принимает все меры. На сегодняшний момент идет огромная помощь с области».
А еще власти города Новочеркасска обещают, что на месте этой свалки совсем скоро посадят сотни деревьев. Вместо горы мусора к небу поднимется зеленый лес. Только верится в это с трудом.
Пока жители хутора Татарский каждое утро привычно выходят в свои сады собирать с деревьев грязные пакеты, которые потом выбросят на ближайшую к их домам свалку.

От «ЧЛ». Специалисты-экологи неоднократно поясняли нам, что строящийся завод – не мусороперерабатывающий, а мусоросортировочный, и его строительство никак не отразится на вечно горящей старой свалке. А она горела и гореть будет еще долго – даже после прекращения ее эксплуатации из-за процессов самовозгорания. Так что судьба посаженных (обещаниями чиновников) деревьев – дрова…