Сегодня:

У кабинета врача толпится огромная очередь.
К доктору входит медсестра и сообщает:
— Там одна бабушка упала, сознание потеряла.
Врач, немного подумав, отвечает:
— Ну что же, пускай заходит без очереди.
(Картинка с натуры).

Не так давно мы, «частные лавочники», с новой силой бросились обличать коррупцию и кинули клич читателям, чтобы те подсказали, где искать саму эту морально разлагающую всех «тетку» и все предпосылки к ее зарождению.
Немало телефонных звонков выслушали с тех пор в редакции. Среди откликнувшихся на наш призыв была и Лариса Михайловна, которая беспокоится за себя, за своих соседей, за жителей Новочеркасска, в общем, за наше с вами здоровье.
— Я-то в поликлинику хожу редко, а вот бедные люди, которые вынуждены занимать очередь ни свет, ни заря…. Раньше придешь к восьми, подождешь немножко, получаешь талон. А сейчас стой хоть с ночи, все равно можешь того, за чем пришел, не дождаться. Вот знакомая одна дедушку за талончиком отпустит и волнуется за него полдня, здоровье свое расходует, — убедительно изложила суть проблемы Лариса Михайловна и посоветовала:
— Позвоните к ней, поговорите, может и она что о наболевшем расскажет.
Позвонила я по предложению Ларисы Михайловны ее старенькой соседке. Та только услышала, что я из газеты, и запричитала:
— Вы уж, пожалуйста, никому не называйте нашу фамилию. А то в поликлинике узнают, что мы жалуемся, и дедушкину карточку специально потеряют. Мне 72 года, а деду моему 74. Я родилась в роддоме на Фрунзе, каждый камушек возле собора знаю. Отработали мы с мужем по сорок с лишним лет. Теперь болеем сильно, я инвалид, вообще из дома не выхожу. Мы-то относимся к 3-й поликлинике, но проблемы не только там. Это система, а мы не в том возрасте, чтобы с ней бороться. Да и здоровье никуда не годится, – дрожащим от слез голосом просила в телефонную трубку запуганная медицинскими беспорядками бабушка.
— Бывает, позвонишь доктора вызвать, а в регистратуре отвечают: «Как будто человек с карандашом вам чем-то поможет!?» А муж, чтобы к врачу попасть, будильник себе на 4 утра заводит, в полпятого из дома выходит, чтобы к 5-ти к поликлинике успеть очередь занять. Но даже так талончиков, бывает, не достается, – уже не сдерживая эмоции, всхлипывала в трубку разволновавшаяся старушка.
Видимо, ситуация с этой пенсионеркой и ее мужем и в самом деле не нелепая случайность, и это даже не временные нарушения, а «новое расписание». Жалобы на подобную проблему я слышала не единожды. Про поликлинику в Черемушках и про ту, что на Ермака, подобные «слухи распускают» не только «выжившие из ума» бабушки и дедушки.
Например, про дорогу мимо родильного дома, ведущую к детской поликлинике, читатели рассказали такую историю. Дедушка за талончиком для внучки шел рано-рано, его по голове трубой ударили, мобильный телефон отобрали. Женщина в том же месте тоже по безлюдной тропе шла и аналогично трубой получила. Осталась без сумки и украшений. Видимо, кто-то наблюдательный свою систему получения прибыли разработал и на промысел теперь выходит.
И даже, если эти страсти преувеличены привыкшим пугаться и пугать других народом, ни одна такая легенда без почвы не возникнет.
Для детей берут талоны взрослые родственники, бабушкам занимают очередь дедушки, людям работающим, которым днем на тихий час не прилечь, иногда помогают постоять часок-другой престарелые родители.
Один мой знакомый, вполне в своем уме молодой человек, ощутил на себе силу и степень неорганизованности медицинского обслуживания в Первомайском районе. Попутно заметил он и дефицит на талончики:
— Я немного приболел, решил сдать кровь во 2-й поликлинике. Меня отправили с проспекта Ермака в 1-ю поликлинику, а там погнали обратно за талоном. Вернулся назад, опять занял очередь в регистратуру. Стояла впереди меня бабушка, ногу вроде она сильно ушибла. Ей сказали: талонов нет, приходите завтра. Она говорит: «А как? У меня же ноги болят», а в регистратуре вежливо: «Мы что можем сделать?!».
Этот показательный эпизод — двухлетней давности. Около полугода назад я сама пыталась обратиться по месту жительства во 2-е поликлиническое отделение БСМП и тоже услышала неутешительную информацию: «К 8-ми за талонами поздно, лучше приходите к 7-ми или раньше». Я сей совет хорошенько запомнила, выводы сделала и к доктору бесплатному не пошла: самой стоять некогда, других просить не хочется. Но это я сейчас так рассуждаю, пока не прижало к стенке, а как поступать людям старшего поколения, особенно немощным бабушкам и дедушкам?
В поликлиниках полный комплект профильных специалистов отсутствует давно и, видимо, безвозвратно. И к терапевту пробраться большая проблема. Понятно, конечно, что хороший врач во все времена на вес золота. Так неужели в поликлиниках персонала негусто, оттого что мало кто до уровня наших лечебных учреждений дотягивает? Или им платят так мало? Или Ростов настолько рядом, что тем, кто не едет лечиться туда, жить необязательно? Какие еще гипотезы выдвигать по этому поводу, не знаю. Лезет в голову ерунда всякая. Да только думать много вредно, а то «несварение мозгов» заработаешь, тогда уже нигде никто (в смысле, в нашей поликлинике) не поможет.

От «ЧЛ». А где же здесь коррупция – спросите вы? За руку мы не поймали, но очень может быть, что кому-то проще отдать деньги врачу, регистратору и т.п., чем добиться талончика обычным законным путем.

(Этот материал подготовлен в рамках проекта «Я и мы в борьбе с коррупцией», осуществляемого нашей редакцией. Финансирование деятельности по проекту осуществляется Агентством США по международному развитию через Южный региональный ресурсный центр).