Сегодня: 20 апреля 1825, Среда

«Уважаемая редакция!
Просим помочь разобраться в следующей проблеме. Мы купили обычный недорогой телефонный аппарат в одном из магазинов нашего города. Когда стали дома внимательно читать инструкцию, то выяснилось, что этот аппарат не предназначен для работы по спаренной схеме (на блокираторе), а у нас как раз именно такой тип подключения. Мы отправились в магазин и попросили заменить купленный аппарат на любой другой, который может работать по спаренной схеме, либо просто принять его обратно и вернуть нам деньги. В нашей просьбе работники магазина нам отказали, хотя мы предоставили и чек, и всю упаковку, а сам аппарат нами не использовался, был технически исправен и товарный вид нисколько не потерял.
Правы ли были работники магазина, или они нарушили «Закон о защите прав потребителей»?
Семья Александровых»

Право покупателя на обмен товара надлежащего качества регулируется статьёй № 25 «Закона о защите прав потребителей». Её первый пункт гласит: «Потребитель вправе обменять непродовольственный товар надлежащего качества на аналогичный товар у продавца, у которого этот товар был приобретен, если указанный товар не подошел по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации.
Потребитель имеет право на обмен непродовольственного товара надлежащего качества в течение четырнадцати дней, не считая дня его покупки».
Перечень товаров, не подлежащих обмену по основаниям, указанным в настоящей статье, утверждается Правительством Российской Федерации.
На сегодня этот перечень выглядит так:
«1. Товары для профилактики и лечения заболеваний в домашних условиях (предметы санитарии и гигиены из металла, резины, текстиля и других материалов, инструменты, приборы и аппаратура медицинские, средства гигиены полости рта, линзы очковые, предметы по уходу за детьми, лекарственные препараты).
2. Предметы личной гигиены (зубные щетки, расчески, заколки, бигуди для волос, парики, шиньоны и другие аналогичные товары).
3. Парфюмерно-косметические товары.
4. Текстильные товары (хлопчатобумажные, льняные, шелковые, шерстяные и синтетические ткани, товары из нетканых материалов типа тканей – ленты, тесьма, кружево и другие); кабельная продукция (провода, шнуры, кабели); строительные и отделочные материалы (линолеум, пленка, ковровые покрытия и другие) и другие товары, отпускаемые на метраж.
5. Швейные и трикотажные изделия (изделия швейные и трикотажные бельевые, изделия чулочно-носочные).
6. Изделия и материалы, контактирующие с пищевыми продуктами, из полимерных материалов, в том числе для разового использования (посуда и принадлежности столовые и кухонные, емкости и упаковочные материалы для хранения и транспортирования пищевых продуктов).
7. Товары бытовой химии, пестициды и агрохимикаты.
8. Мебель бытовая (мебельные гарнитуры и комплекты).
9. Изделия из драгоценных металлов, с драгоценными камнями, из драгоценных металлов со вставками из полудрагоценных и синтетических камней, ограненные драгоценные камни.
10. Автомобили и мото-вело-товары, прицепы и номерные агрегаты к ним; мобильные средства малой механизации сельскохозяйственных работ; прогулочные суда и иные плавсредства бытового назначения.
11. Технически сложные товары бытового назначения, на которые установлены гарантийные сроки (станки металлорежущие и деревообрабатывающие бытовые; электробытовые машины и приборы; бытовая радиоэлектронная аппаратура; бытовая вычислительная и множительная техника; фото- и киноаппаратура; телефонные аппараты и факсимильная аппаратура; электромузыкальные инструменты; игрушки электронные; бытовое газовое оборудование и устройства).
12. Гражданское оружие, основные части гражданского и служебного огнестрельного оружия, патроны к нему.
13. Животные и растения.
14. Непериодические издания (книги, брошюры, альбомы, картографические и нотные издания, листовые изоиздания, календари, буклеты, издания, воспроизведенные на технических носителях информации».
Ситуации, описанной в письме, можно было бы избежать, если бы при приобретении телефона покупатель поинтересовался у продавца, подходит ли этот аппарат для работы по спаренной схеме. В случае, если бы продавец ответил утвердительно, а потом выяснилось бы обратное, то ситуация попадала бы в действие статьи № 12 «Закона о защите прав потребителей» «Ответственность изготовителя (исполнителя, продавца) за ненадлежащую информацию о товаре (работе, услуге)». Пункт первый этой статьи гласит: «Если потребителю не предоставлена возможность незамедлительно получить при заключении договора информацию о товаре (работе, услуге), он вправе потребовать от продавца (исполнителя) возмещения убытков, причиненных необоснованным уклонением от заключения договора, а если договор заключен, в разумный срок отказаться от его исполнения и потребовать возврата уплаченной за товар суммы и возмещения других убытков».
Как становится понятным из письма, при приобретении телефона покупатель не поинтересовался его свойствами. Исходя из приведённой ситуации, работники магазина действовали в рамках закона.
Некоторые магазины (такие есть и в нашем городе) по собственной инициативе могут в течение двух недель после покупки менять или принимать исправный товар из числа технически сложных, но закон их к этому не обязывает. Покупателю полезно перед приобретением товара поинтересоваться его свойствами и возможностью обмена или возврата.

Материал подготовлен при содействии специалистов Управления торговли и бытового обслуживания