Сегодня:

Запах манной каши, зарядка по утрам и обязательный сон после обеда. Первое знакомство с общественными правилами и первое столкновение с системой. Именно в детском саду в нас закладывают основы жизни в социальной среде.
27 сентября мы будем отмечать общенациональный праздник День воспитателя и всех дошкольных работников. Люди, каждодневно несущие праздник детям, наконец заработали свой собственный! Ведь до недавнего времени воспитателей если и вспоминали в День учителя, то только во вторую очередь: ясно же, что главные герои этого праздника – школьные педагоги.
Дата выбрана не случайно. Первый детский сад в России был открыт в Санкт-Петербурге 27 сентября 1863 года. Вместе с мужем основала его Аделаида Семеновна Симонович, большая энтузиастка и фантазерка. Ее заведение принимало детей 3–8 лет. В программе «сада» были подвижные игры, конструирование и даже курс Родиноведения. Но Симонович этого показалось мало, и она начала издавать специальный журнал «Детский сад».
Однако, такое название существует уже без малого двести лет. Так назвал дошкольные образовательные учреждения немецкий педагог с университетским образованием Фридрих Фребель, работавший в приюте у гениального классика научной педагогики Иоганна Генриха Песталоцци. В 1837 году Фребель открыл в Блакенбурге первое в мире учреждение «для детей младшего возраста». Будучи основоположником европейской дошкольной педагогики, глубоким мыслителем, гениальным педагогом-практиком, он считал детский сад моделью устройства мироздания, в центре которой – развивающийся человек, ребенок.
А еще один замечательный японский дошкольный педагог Инуи Такаси говорил, что миссия воспитателя, а в идеале всех взрослых – быть полномочными представителями ребенка перед лицом общества. И добавлял: «Выступая как доверенное лицо ребенка, воспитатель в этом качестве получает право на доступ в его внутренний мир».
Быть воспитателем детского сада непросто. А на взгляд непосвященного человека, это и вовсе полный хаос. Нередко взрослые с одним-то ребенком не находят взаимопонимания, а тут целая группа из двух десятков карапузов, каждый из которых норовит чуть что расплакаться. И единственный человек, который сможет со всеми справиться – воспитатель!
Теперь, когда дети выросли, я часто вспоминаю детский сад и его воспитателей. Нам с ними повезло. Чудесные воспитатели были и в группах ясельного возраста, и в старших (мои сыновья вышли «в люди» с полутора лет). Когда ребята были маленькими, я вела дневник, записывала все их проказы и достижения. Сейчас они сами его читают и смеются над тем, как забавны они были. Но ведь для воспитателя эти забавы не игра. Это очень щепетильная роль – быть малышу второй мамой. Помню, забирая сыновей и видя улыбающуюся женщину, окруженную малышами, я сказала воспитательнице старшего: «Какая у вас интересная работа». «Но и очень трудная и ответственная», – мягко добавила она. Ведь мы все люди, у нас есть свои симпатии, а малыши все хотят ласки. И никого выделить нельзя, как бы тебе этого не хотелось.
А когда младший сын был дошколенком – было то самое время перемен. Перестройка. Садики принимали детей нерегулярно. Были ведомственные и зависели от финансирования предприятия. Ходить с ребенком на работу – невозможно. Оставить – не с кем. И тут на помощь пришла наша воспитательница. Сынишка приходил в садик со своим «термоском». И целый день общался с персоналом детского сада.
И еще в то время сын взахлеб рассказывал, как их любимая Альбина Николаевна мастерит игрушки из конфетных коробок в то время, когда ребята спят.
А потом он пошел в школу и очень скучал по воспитательнице. Бегал в садик рассказать о пройденном школьном дне, относил игрушки из которых уже вырос… Как давно это было. На днях я встретила нашу Альбину Николаевну. «Как мальчики?» – остановила она меня. Этот интерес к судьбам своих воспитанников нельзя сыграть, нельзя подделать. Я рассказывала ей о ее малышах – нынешних студентах и думала, сколько детских судеб прошло, прошагало с ней в детсадовских хороводах. И всех она помнит, любит, знает не только по именам, но и интересуется сегодняшней судьбой.
Любви не названа цена… Любви к детям. Любви детей к воспитателям детских садов.
row['name']