Сегодня: 20 апреля 8810, Вторник

К 115-летию со дня рождения А.Ф. Лосева
Крупнейший отечественный мыслитель Алексей Федорович Лосев – наш земляк. Он родился в Новочеркасске 23 (10) сентября 1893 года в семье преподавателя местных училищ Федора Петровича и дочери протоиерея Натальи Алексеевны Лосевых. Когда младенцу было всего лишь три месяца, Федор Петрович покинул семью, предавшись богемной жизни музыканта. Ребенка воспитывали мать и дед протоиерей
о. Алексей Поляков, являвшийся настоятелем храма Михаила Архангела. Кстати, дед сам крестил внука. В старом двухэтажном доме на Западенской (затем – Михайловской) улице жили трое – дед, мать и ее сын Алеша. Мальчик читал с 4–5 лет. Первой детской книгой, которую он прочитал, был сборник «Нева». До 7-ми лет его воспитанием занимался дедушка, после смерти
которого этой заботе всецело отдалась Наталья Алексеевна.
Со своим отцом Алексей встретился всего лишь один раз в жизни незадолго до смерти того в 1916 году – в станице Константиновской. Федор Петрович
тяготился преподавательской работой, а также службой в Духовной консистории в качестве архивариуса. Его страсть – стихия музыки. Он был известен как скрипач-виртуоз, дирижер и выдающийся церковный регент. Федор Петрович окончил дирижерский класс Придворной Певческой Капеллы в Петербурге, где готовили дирижеров, хормейстеров, регентов. В Новочеркасске он руководил церковными хорами и городским оркестром, игравшем в Александровском саду. Федор Петрович был регентом Войскового певческого хора.
Примечательно, что на одном из концертов этого хора в мае 1887 года присутствовал император Александр III с супругой Марией Федоровной. Восхищенный исполнительским мастерством хористов и их руководителя император пожаловал Федору Петровичу золотой перстень, украшенный бриллиантами и изображениями роз. Позже регент получил серебряную медаль в память императора Александра III.
Первые детские воспоминания Алексея Ло-
сева связаны с пожарами в Новочеркасске. Гигантское зарево стояло над городом, горели кирпичные
заводы, склады на городской окраине. В воздухе звучал церковный набат. Много дней подряд днем и ночью устремлялись в небо дымные костры. Впоследствии профессор Лосев вспоминал об этом, размышляя о вагнеровской музыке, запечатлевшей стихию мирового пожара.
Алексей окончил 4-е приходское училище, находившееся совсем близко от его дома. За прилежание он был награжден книгой «В лесу и в поле». После чего мальчика отдали в Войсковую классическую гимназию. До четвертого класса он учился неохотно, не проявлял особых способностей, но затем с ним произошло какое-то прозрение, проснулась огромная тяга к знаниям, желание учиться.
Воспылав неусыпным интересом и беззаветной любовью к красотам звездного неба, гимназист Лосев стал серьезно заниматься астрономией. Его кумиром оказался французский астроном и писатель Камиль Фламмарион. Начиная с шестого класса гимназии, в Лосеве проснулся исследователь. Безудержный интерес к тайнам небесного свода вскоре перерос в столь же неистовый интерес к таинствам философии. Лосева охватила тяга к изучению философской по содержанию проблемы бесконечности. Изучение философии привело затем пытливого гимназиста к увлечению взглядами Владимира Соловьева, которое он пронес через всю жизнь.
В своих гимназических привязанностях Лосев отнюдь не был однолюбом. Параллельно в нем вызрел интерес к античному миру, к древним языкам. И тем не менее он не стал делать мучительного выбора в своих предпочтениях. Уже на гимназической скамье у юноши хватило мудрости склониться к необходимости энциклопедического охвата направлений научного поиска.
Первостепенную роль в формировании весьма разнообразной палитры исследовательских интересов Лосева сыграли гимназические наставники юноши. Особенную привязанность он питал к преподавателю древних языков Иосифу Антоновичу Микшу. По словам Лосева, «он умел заражать своих учеников и вселять в них романтическую нежность ко всем этим героям античности, от которых нас отделяет полторы, две и две с половиной тысячи лет».
Значительное влияние на формирование личности новочеркасского гимназиста оказал директор гимназии Федор Карпович Фролов. Алексей Федорович вспоминал: «Кроме общей и обязательной программы по литературе, он умудрялся потрясать своих учеников талантливо-исполнительским чтением Эсхила, Софокла, Еврипида, Данте, «Фауста» Гете и многого из Байрона». Это он подарил Лосеву при его переходе в последний класс гимназии восьмитомник Владимира Соловьева. Своим жестом Федор Карпович символически поощрил интерес гимназиста не только к филологии, которую преподавал, но также и к философии.
Гимназические учителя Лосева были не только талантливыми педагогами, но и самобытными исследователями, талантливыми учеными. Разумеется, постоянное общение с людьми, знавшими толк в научных изысканиях, не могло не отразиться на формировании будущего исследователя.
Сам Алексей Федорович не скрывал, что еще на гимназической скамье выкристаллизовались магистральные ориентиры его последующего научного творчества. «Можно сказать, – признавался он, – это уже в последних классах гимназии возникли основные течения всей моей жизни: античность, интерес к символизму, математика, музыка и философские проблемы языка». Весьма показательно и другое признание Лосева: «… в момент окончания мною гимназии в 1911 году я был уже готовый философ и филолог-классик одновременно. Так оно и осталось на всю жизнь». Словом, именно в Новочеркасске Алексей Федорович обрел те исходные позиции, которые определили направленность его исследовательской деятельности в дальнейшем.
Напомним, что здание гимназии, в которой учился Лосев, сохранилось до наших дней. Это знакомое горожанам монументальное двухэтажное строение, занимаемое ныне 3-й школой.
Одновременно с гимназией Алексей Федорович окончил в Новочеркасске также местную музыкальную школу обрусевшего итальянца Ф.А. Стаджи. Влияние этого крупного музыкального деятеля ощутимо сказалось на формировании музыкальных вкусов Алексея Лосева. Став впоследствии одним из самых компетентных столичных музыковедов, профессором Московской консерватории по классу эстетики, Алексей Федорович сохранил благодарную память о своем новочеркасском наставнике.
Немаловажную роль в зарождении феномена мыслителя Лосева сыграл новочеркасский театр. Алексей Федорович посещал его с такой же регулярностью, что и гимназию. Театр считался одним из лучших в России. Он стал для Лосева тем самым местом, где юноша настойчиво приобщался к искусству мыслить. Гимназист регулярно заносил свои впечатления от просмотренных спектаклей в дневник, высказывал о них разнообразные суждения, спорил сам с собой.
Лосев как мыслитель начинался в Новочеркасске. Он прожил здесь первые восемнадцать лет своей жизни. Перед
отъездом из города на учебу в Московский университет в августе 1911 года Алексей в два приема написал блистательную работу «Высший синтез как счастье и ведение» (оставшуюся незавершенной). На одном дыхании Лосев создал зрелое философское произведение, решив в нем сложнейшие творческие проблемы. Гимназист, едва распрощавшийся со своей гимназией, проявил себя как талантливый мыслитель, оригинальный синтезатор знаний. Немного найдется в истории мировой философской мысли примеров такого раннего взлета к ее вершинам. Можно смело утверждать, что Новочеркасск стал местом не только физического, но и творческого рождения Алексея Лосева.
row['name']