Окончание. Начало на стр. 1
Решение о строительстве нового учебно-библиотечного корпуса было принято на уровне Президента и Правительства Российской Федерации. Руководство университета и в первую очередь его президент В.Е. Шукшунов сделали и продолжают делать всё, чтобы новый корпус из грандиозного проекта (который, кстати, тоже разработали специалисты вуза под руководством
А.А. Тумасова) был воплощен в бетон и камень.
Стройка началась в 2005 году. Средства на строительство – цена вопроса более 350 миллионов рублей! – выделяются из Федерального бюджета, областного и собственной казны вуза. Возведение «библиотечной» и «культурной» частей нового корпуса ещё продолжается, но его лабораторно-учебный блок уже готов, и там начались занятия. Хотя правильнее было бы сказать – «там началась революция в образовательном процессе». И это не преувеличение. Именно коренные преобразования в таком устоявшемся деле, как учебный процесс, получили своё начало в новых аудиториях и лабораториях первой очереди УБК.
Доска, мел, преподаватель, студенты, конспекты, наглядные пособия – что нового, казалось бы, можно включить в этот классический набор? Да что угодно, кроме, собственно, студентов и преподавателя, да и тем придется осваивать новые технологии образовательного процесса. Вместо привычной доски – экран, и не один, а два. К ним, соответственно, подвешенные к потолку проекторы. Есть и интерактивная доска, одним прикосновением к которой преподаватель вызывает из памяти компьютера нужное изображение или текст. Изображение на интерактивной доске может быть дополнено разноцветными штрихами маркера в руке лектора, которые мгновенно исчезнут, как только станут ненужными. Вместо указки – многофункциональный пульт. Вместо конспектов – ноутбуки.
Кроме того, в поточной аудитории на каждом рабочем месте имеется персональный миникомпьютер с сенсорным дисплеем. Он позволяет преподавателю протестировать знания каждого студента, дать ему персональное задание и проверить его выполнение. Студент, в свою очередь, с помощью личной смарт-карты регистрируется на рабочем месте, и когда пробьёт судный час экзамена, может не рассчитывать на забывчивость преподавателя, тогда уж будет точно известно, кто ходил на лекции, а кто нет. Все пульты регистрации и управления, равно как и компьютеры в лабораториях, серверы, принтеры, видеокамеры и прочая периферия соединены в единую сеть, а локальные сети отдельных аудиторий – в общую, которая насчитывает сегодня более 600 абонентов.
В учебно-лабораторном блоке нового УБК пока смонтировано оборудование двух мультимедийных комплексов поточных (лекционных) аудиторий и трех лабораторий. В недалеком будущем таких аудиторий будет семь (их общая вместимость – 470 мест), а лабораторий – 3 (на 44 рабочих места). Здесь же расположен Центр новых информационных технологий и научно-исследовательская студенческая лаборатория «виртуальной реальности» и мультимедиа.
Сегодня с полной уверенностью можно утверждать, что подобного по масштабам и по многофункциональности учебного комплекса нет ни в одном вузе России! ЮРГТУ в этом смысле крупно повезло. Его «везение» основано на тесном сотрудничестве специалистов вуза и Донского филиала Центра тренажеростроения – уникальной организации, специализирующейся на создании обучающих комплексов для разных отраслей техники и в первую очередь – для освоения космоса. Именно «космические» технологии, многие наработки инженеров и конструкторов ДФЦТ позволили создать уникальную на сегодня модель программно-технического комплекса Центра наукоёмких образовательных технологий. Ведь «железом» – компьютерами, проекторами, интерактивными досками сегодня никого не удивишь. Подобное оборудование есть во многих общеобразовательных школах. Но «железо» останется «железом», пока не будет вооружено соответствующими программами. Так вот, оригинальные образовательные программы для комплекса и были написаны специалистами ДФЦТ. Именно программное обеспечение расширяет возможности для лекторов и студентов.
Гостям презентации эти возможности были продемонстрированы на практике. Преподаватели ряда дисциплин прочитали, а точнее, показали фрагменты лекций по нескольким темам – начертательной геометрии, культурологии, геологии, политологии. Гости, солидные и давно состоявшееся люди, вдруг почувствовали себя вновь студентами, так велик был эффект погружения в материал. Лекция по сути стала презентацией – демонстрацией разной визуальной и звуковой информации в сопровождении пояснений преподавателя. На экранах мелькали графики, тексты, изображения, шла плоская и объёмная анимация, звуковые фрагменты. Преподаватели лишь едва успевали касаться интерактивной доски и нажимать кнопки на пульте, а «студентов» буквально накрыл вал информации.
Применение новых средств обучения существенно изменяет темп и скорость традиционной лекции. А если студент чего-то не запомнил, не понял, он может скопировать материал на свой компьютер и изучать его столько, сколько необходимо для твёрдого усвоения темы. В этом случае практически отпадает необходимость вести традиционные конспекты, зарисовывать какие-то схемы.
Вся информация по изучаемым предметам и темам хранится в базе сервера, который, в свою очередь, через корпоративную сеть имеет выход в Интернет. Это даёт широкие возможности для обмена информацией с другими источниками и дистанционного обучения.
Одна из лабораторий, которая была показана гостям презентации, предназначена для изучения «виртуальной реальности». На специальном просветном экране, размер которого 2 на 3 метра, с помощью поляризационных очков студенты могут видеть в объёмном изображении разные процессы и объекты, которые в реальной жизни наблюдать трудно или вовсе невозможно. Например, работу разных элементов конструкции космической станции или обработку поверхностей сложных деталей, которые в действительности скрыты потоком охлаждающей жидкости. Здесь анимационная картина (по сути – мультипликация) позволяет методом визуального погружения получать максимальный объём информации. Как известно, лучше один раз увидеть. Эта лаборатория – также детище специалистов Донского филиала Центра тренажеростроения, которые уже давно освоили технологии создания «виртуальной реальности», когда невозможное становится возможным, наглядным и почти осязаемым.
Возможности комплекса позволяют проводить одно и то же учебное занятие для слушателей нескольких аудиторий, организацию видеоконференций как внутри университета, так и по сети Интернет.
Ещё одна возможность, которую даёт программно-технический комплекс, это повышение уровня общей безопасности. Система видеонаблюдения позволяет в режиме реального времени получать информацию из разных точек территории ЮРГТУ (аудиторий, проходных) с выводом её на мониторы руководителей вуза и лиц, ответственных за поддержание порядка. Руководство университета намерено ввести в практику электронные пропуска для студентов и сотрудников ЮРГТУ, в регистрации которых также будет задействован новый комплекс.
Проректор ЮРГТУ по образовательной деятельности А.Н. Ткачёв:
– Новый комплекс мы считаем прорывом в системе образования. С его помощью предполагается решить множество проблем. Одна из них – возможность погружения студента в виртуальную среду будущего производства. Выпускник получает возможность быстро адаптироваться к условиям современного производства и включиться в работу. Уже сейчас мы даём возможность полутора тысячам студентов обучаться по новым технологиям. У нас активно ведётся процесс подготовки преподавателей к обучению в наукоёмких условиях, и здесь мы первопроходцы. Думаю, в самое ближайшее время мы получим очень высокую эффективность новых технологий обучения. Мы планируем применять новый комплекс и для школьников в профориентационных целях. Использование новых образовательных технологий в конечном итоге позволит повысить конкурентоспособность наших выпускников при получении ими престижных и высокооплачиваемых рабочих мест в реальном секторе производства.
Первый заместитель главы администрации г. Новочеркасска
Ю.Т. Чебаков:
– Открытие Центра наукоёмких образовательных технологий ЮРГТУ – безусловно, яркое событие, свидетельство того, что наш университет идет не только в ногу со временем, но даже опережает его. На презентации Центра я невольно стал участником образовательного процесса и понял, что сегодня можно по-доброму позавидовать студентам, которые будут здесь учиться, насколько им проще будет воспринимать материал, насколько интереснее им будет получать здесь образование. Для преподавателей, которые здесь работают, открываются широкие возможности для творчества, и мы сегодня в этом убедились. Любая тема здесь может быть представлена очень интересно, и процент восприятия материала здесь увеличивается в разы. Очень отрадно отметить, что эти новые образовательные технологии появились именно в нашем городе.
Президент ЮРГТУ В.Е. Шукшунов:
– В ноябре будет полностью закончено оснащение новой техникой всех поточных аудиторий и лабораторий Центра наукоёмких образовательных технологий. Это позволит в течение учебного дня 4500 студентов бывать здесь на занятиях. Называя это общеуниверситетскими мультимедийными лабораториями и аудиториями, мы вкладываем в эти понятия новый смысл. Все они закреплены за Центром новых информационных технологий, что позволит студентам всех факультетов пользоваться этими ресурсами. Мы планируем уже в следующем году 5–6 крупных аудиторий вуза: «первую физическую», «первую химическую», «первую энергетическую», «сто четвёртую» – оборудовать подобной техникой. Мы часто говорим об интеграции между наукой и производством. В рамках учебно-научно-производственного комплекса произошло объединение потенциалов университета и Донского филиала Центра тренажёростроения. Здесь нам удалось создать единый коллектив из разработчиков и сотрудников ЮРГТУ, произошёл трансферт высоких технологий из научной сферы в сферу образовательную. По этому пути мы намерены следовать и дальше.
Фото Геннадия Топчего