Сегодня: 19 апреля 9766, Суббота

Руководитель муниципального ансамбля народных инструментов «Донские узоры» – о прошлом и настоящем коллектива

Как-то раз мне довелось писать заметку о некоем событии (каком именно, уже и не вспомню). Мероприятие было приурочено к какой-то дате и ничем особым не отличалось – обычная официальщина, тусклая и невыразительная. В промежутках между речами и поздравлениями гостей развлекали музыкальными номерами… и было это что-то необыкновенное. Ансамбль народных инструментов играл так, что хотелось вскочить с места и восторженно завопить: «Браво!» Классика, джаз, донской фольклор – трем балалайкам, двум домрам и баяну оказалось подвластно абсолютно все!.. Виртуозы – дипломанты международного конкурса – звались «Донскими узорами», а их руководитель – Надеждой Каплиной.

– Надежда Александровна, в ноябре «Донским узорам» стукнет пятнадцать лет – солидный, в общем-то, возраст. Какова история ансамбля?
– На самом деле все началась даже не пятнадцать, а почти что тридцать лет тому назад – с самодеятельного коллектива русских народных инструментов Дворца культуры НЭВЗа «Коробейники». Изначально в «Коробейниках» играли любители – рабочие электровозостроительного, увлекающиеся музицированием в свободное время, но со временем их место заняли профессионалы. Видя это, создатель ансамбля Александр Федорович Мартынов обратился к муниципалитету с просьбой изменить статус коллектива. Его обращение было воспринято благожелательно, и «Коробейники» стали «Донскими узорами». Ансамбль довольно успешно концертировал, был любим горожанами. В 2003 году Александр Федорович оставил пост руководителя, и его место предложили занять мне. Почему именно мне? Возможно, все дело в том, что с коллективом связана вся моя жизнь. Я ведь начинала еще в «Коробейниках» – четырнадцатилетней девочкой! Потом уехала в Москву, окончила Гнесинку, вернулась, снова стала играть – параллельно с обучением в Ростовской Консерватории… В общем, «Донские узоры» – моя жизнь в самом буквальном смысле слова.
– А что такого особенного в русских народных инструментах?
– Все, абсолютно все! Это наши корни, наши истоки. Балалайка, домра, баян – это же чисто наш размах, исконный, русский: размахнись плечо, раззудись рука! Можно много говорить об уникальном тембре, особых музыкальных возможностях, но мне кажется, что главное – это особая душевность, присущая именно этим инструментам.
– Несколько слов о коллективе: каков состав ансамбля, как складывается совместная работа?
– Поскольку зарплата у нас – как везде в культуре – не очень высока, у нас играют люди, фанатично влюбленные в музыку. Всего в «Узорах» восемь человек (причем все либо имеют, либо получают консерваторское образование) – два вокалиста и шесть музыкантов, включая меня. Елену Белан, обладательницу удивительного сопрано, я пригласила, став руководителем ансамбля, а тенор Александр Власов работает у нас уже девять лет. Оба великолепны – и сольно, и в дуэте. Благодаря тому, что голоса у наших вокалистов академические, петь они могут буквально все и без микрофона. Денис Тюрин (балалайка-прима) – солист нашего ансамбля, звезда, лауреат международного конкурса, обладатель изумительной техники исполнения. Александр Тюгулев, баянист, играет с нами около полутора лет, и это совершенно незаменимый человек: баян – основа ансамбля, так что нагрузка на исполнителя очень велика. Сергею Орлову (домра-альт) двадцать один, он пришел к нам в пятнадцать лет и рос на наших глазах. Особый бархатный тембр мелодий – его заслуга. Денис Кривобоков (балалайка-контрабас) был моим учеником в ДМШ № 2, так что его успехами я горжусь особо. В Денисе мне больше всего импонирует способность и готовность все время учиться: для музыканта это незаменимое качество. А Роман Ярмашов (балалайка-секунда) – наш фундамент не только в музыкальном, но и в моральном плане. Человек основательный и очень ответственный… это тем более удивительно, что творческие люди часто отличаются непостоянством и некоторой легкомысленностью.
Что касается совместной работы… конечно, бывает всякое. Иногда приходится держать бразды правления железной рукой – народ творческий, у каждого – свой характер. И тем не менее, мы – одна команда. Знаете, бывает так, что люди и выступают вместе, но им друг с другом не очень интересно. Пришли, сыграли, разошлись – как-то так. У нас все иначе. Мы же на работе горим! У нас каждая репетиция – шквал творчества и эмоций. Хотя я руководитель, и последнее слово остается за мной, я прислушиваюсь к мнению коллектива. Каждому музыканту есть что сказать, у каждого своя манера, свой творческий почерк. Мы часто обсуждаем репертуарную политику, техническое воплощение замысла. Мы сложные вещи играем? Бывает, перекладываешь произведение на народные инструменты (а инструментовки я делаю сама) и думаешь: получится ли? хорошо зазвучит? Публика-то привыкла к другому исполнению… О нас часто говорят: «оркестр», но мы на самом деле не оркестр. Там не менее пятнадцати человек должно быть, а нас шестеро – ансамбль. Возможностей не меньше, но играть сложней и ответственность больше… Однако получается – и мощь песен слышна, и драматургия произведений соблюдается.
– Ваш репертуар совершенно не укладывается в традиционное представление об ансамбле народных инструментов…
– Да, сегодня у нас 135 произведений самой разной тематики. Это естественно: жизнь все-таки не стоит на месте, а публика жаждет разнообразия. Понятное дело, что начинал коллектив как раз с того, что положено нам по рангу – русских народных песен; но со временем мы пришли к универсальности и доказали, что русские народные инструменты могут все. У нас есть программы для любого слушателя: романсы, песни военных лет, патриотическая песня, мелодии и ритмы зарубежной и русской эстрады. В воскресенье выступали в Атаманском дворце с песнями и музыкой из кинофильмов – люди были просто в восторге.
– Концерт был предъюбилейным?
– Да. Хотя мы выступаем довольно часто, и далеко не каждое выступление можно привязать к той или иной дате. А еще так совпало, что 18 мая у меня был день рождения. В этот день принято получать подарки, а мне вот захотелось подарить (смеется).
– Традиционный вопрос: что предпочитаете играть?
– Я так сразу и не скажу… Сколько раз видела по ТВ: у режиссера спрашивают, какой из своих фильмов он любит больше всего, а тот отвечает – еще не снятый (пауза). Нет, не могу что-то одно выделить. Поскольку каждая песня прошла через мои руки и душу, я люблю все. Это все равно, что выбирать, кто из твоих детей лучше. Конечно, есть симпатия к русской советской эстраде, музыке, которую любили наши родители. Своей музыкальной карьерой я обязана именно папе, Александру Васильевичу Ястребову: он привел меня в музыкальную школу, ходил со мной на концерты; в доме всегда играли радио или магнитофон… Это мудрые и добрые песни, в них немало простой, но важной житейской философии. «Я люблю тебя, жизнь», например, – это же чудо просто. Как и все музыканты нашего ансамбля, я занята на двух работах и за день выматываюсь ужасно. Бывает, ставлю вечером машину в гараж и понимаю, что устала до предела. Все, финиш, не могу больше! А еще детей кормить, инструментовки чуть не утра писать. И тут вдруг начинаю напевать: «Снова окна зажглись, я шагаю с работы устало; я люблю тебя жизнь и хочу, чтобы лучше ты стала». Дохожу до дома, а настроение уже поднялось, и силы откуда-то взялись. «И что, – думаю, – я так расклеилась?» Даже удивительно. Музыка, которую мы играем, сопровождает нас по жизни. Правда, иногда жалею, что я не вокалистка: сижу, играю на своей малой домре, а спеть – так, чтобы душа развернулась – не могу. Но каждый, наверное, хорош именно на своем месте. Пусть Елена с Александром поют…
– Какой момент концерта наиболее волнителен: подготовка, собственно выступление, приятная усталость после?
– Минута, когда в ответ на твои усилия в зале рождается ответное чувство. Есть такой штамп: музыканты играют душой. Так вот, это чистая правда. Мы отдаем свою энергию слушателю, и слушатель отвечает нам взаимностью. Это удивительно! Как-то к нам на концерт в ДК Октябрьского пришел один товарищ. Обычный такой товарищ, довольно молодой; в ушах – плеер, на голове – кепка. Заскочил, судя по всему, совершенно случайно. Вынул один наушник… и все! Как завороженный просидел до самого конца, а после концерта пришел за автографом – распишитесь, мол, на кепке. Это приятно, конечно. Или другой случай. Подошел человек: «Я ветерана сопровождаю, вы бы не могли исполнить для него «В землянке»? Он будет рад». А мы «В землянке» не собирались играть, у нас совершенно другая программа. Но подумали и поняли, что мы не имеем права отказать. Ну вот не простим себе, если не уважим пожилого человека! В парке однажды ветеран попросил «Песню о солдате» – и подпевал нашему вокалисту, представляете? Это такой трепет вызывает, словами не передать.
Сегодня вокруг нас очень много негативного. Негатив захлестывает нашу жизнь, льется с телеэкрана, мы буквально дышим им. Одна из задач нашего ансамбля – показать людям, что на свете немало светлого, доброго, радостного. Что все эти большие и маленькие трагедии – еще не вся жизнь. У нас в репертуаре есть песня «Надежда», помните, там такие строчки: «Надо только выучиться ждать, надо быть спокойным и упрямым, чтоб порой от жизни получать радости скупые телеграммы…» Это совершенно правильно. Возьмите хотя бы наш коллектив: мы работаем много и напряженно. Выходим на сцену, видим, как в глазах слушателей загорается радость, и понимаем, что все это не зря. 9 мая у нас было выступление в Александровском саду, концерт на открытом воздухе. Народу собралось очень много. Молодые ребята стояли и пели песни военных лет! Это так радостно, так удивительно. Значит, людям не хватает этой однодневной популярной музыки, им нужно что-то настоящее.
– Горожане вас любят и ценят. А как насчет начальства и коллег?
– Не жалуемся (улыбается). Нам многие помогают. Особую благодарность хотелось бы выразить администрации города и лично мэру Анатолию Панфиловичу Волкову, заместителю главы администрации Евгению Борисовичу Журченко и начальнику Управления культуры и искусства Оксане Ивановне Яковлевой. Многим городам не удалось сохранить муниципальные коллективы народных инструментов – даже знаменитейшая областная «Калинка» приказала долго жить. А Новочеркасску это удалось. Большая дружба связывает ансамбль с ДК мкр. Октябрьский (директор – Галина Валентиновна Бойко), очень теплый прием мы традиционно встречаем в библиотеке им. А.С. Пушкина (директор – Валентина Алексеевна Ткаченко).
– И последнее: как «Донские узоры» планируют отметить пятнадцатилетие?
– Хотелось бы, конечно, поиграть в большом зале, в драмтеатре. Хотим собрать участников «Коробейников» и «Узоров» разных лет, пригласить близкие нам творчески ансамбли из области, возможно, организовать совместные номера… Времени для подготовки у нас достаточно. Совершенно точно мы определились с основной идеей. Мы твердо намерены удивить и порадовать всех, кто придет… и я уверена, что нашему коллективу это удастся.

Фото Геннадия Топчего
row['name']