Сегодня:

В сентябре ВЦИОМ на основе августовских опросов предполагал, что «Единая Россия» может получить на выборах 47,7% голосов избирателей, «Справедливая Россия» — 11,7%, КПРФ – 14,9%, ЛДПР – 8,8%, СПС – 4,4%. При этом предполагалось, что к декабрю «Единая Россия» сможет преодолеть 50% барьер. Но меньше, чем через месяц после этой пресс-конференции Владимир Путин возглавил партийный список «Единой России» и ситуация кардинальным образом изменилась. Именно об этом свидетельствуют результаты социологического опроса, проведенного моими коллегами в конце октября 2007 года.
Судя по его результатам, жители нашей области хорошо информированы о предстоящих выборах в Государственную Думу: 74% респондентов знают об этом точно, 19% слышали об этом и лишь 7% об этом не знали.
Но мало знать о выборах, надо еще на них пойти. И однозначно готовых сделать это 2 декабря – 47%. Как всегда меньше всего собирается участвовать в голосовании молодежь – 36%, а наиболее активные избиратели – это те, кому за 50 лет (54-57%). Но надо иметь в виду, что 33% респондентов «скорее будут голосовать» и именно с ними надо работать участникам предвыборной гонки. В этом случае явка может составить около 80%, что сегодня кажется фантастически высоким и даже маловероятным результатом, однако в конце 80-х – начале 90-х годов было вполне обыденным показателем.
Явка избирателей по большей степени волнует лишь избирательные комиссии. А всех остальных участников выборов гораздо больше интересует иной прогноз – сколько они наберут голосов. В таблице приведены обобщенные результаты в динамике с марта по октябрь.
Судя по ответам «активных избирателей» потенциально 7%-й барьер по-прежнему могут преодолеть четыре партии: «Единая Россия», КПРФ, ЛДПР, «Справедливая Россия» (по мнению большинства моих коллег, все эти и другие тенденции продолжают соответствовать общероссийским).
Из таблицы видно, как резко вырос рейтинг «Единой России» после того, как Владимир Путин дал согласие возглавить ее федеральный избирательный список. В конце октября он фактически совпадал с рейтингом самого Владимира Владимировича. Прирост голосов партии власти, точнее, партии Путина произошел исключительно за счет сокращения электоральной базы КПРФ, ЛДПР, и в первую очередь, «Справедливой России» — доля неопределившихся среди «активных избирателей» по сравнению с сентябрем осталась на прежнем уровне: 8-9%. Рейтинги «демократических» партий невелики: СПС — 1%, «Яблоко» — 1%. Остальные пять участвующих в выборах партий набрали менее 0.5% каждая (как от общего числа опрошенных, так и среди «активных избирателей»).
Что характерно, «Единая Россия» имеет устойчивое абсолютное большинство во всех возрастных группах и типах территорий. Только среди избирателей старше 60 лет уровень поддержки составляет относительное большинство (47%), но при этом превышает электоральную базу КПРФ (26%).
Для оценки потенциальных возможностей расширения электоратов партий (мало ли что может произойти во время предвыборной кампании) задавался вопрос: «За какие из партий Вы в принципе допускаете для себя возможность проголосовать?». Оказалось, что «Единая Россия», КПРФ и ЛДПР могут добавить себе по 8%, «Справедливая Россия» — 15%, СПС и «Яблоко» — по 4%. Но даже при такой «гибкой» рейтинговой оценке ни СПС, ни «Яблоко не набирают более 5% и поэтому, скорее всего, вновь не пройдут в российский парламент.
Что интересно, 38% сторонников «Справедливой России», приблизительно четвертая часть избирателей КПРФ (22%) и ЛДПР (26%), не исключают для себя голосование за «Единую Россию». При этом 41% опрошенных ни при каких обстоятельствах не готов голосовать за ЛДПР, 30% — за КПРФ, 22% — за «Яблоко», 11% — за СПС. «Антирейтинги» у партий «Единая Россия» и «Справедливой России» сравнительно невелики (по 8%).
По мнению большинства независимых (непартийных) специалистов по организации и проведению предвыборных кампаний за оставшееся до дня голосования время едва ли произойдут какие-либо заметные изменения ни по явке избирателей, ни по рейтингам участвующих в парламентских выборах партий.

Характеристики социологического опроса.

1. Территория опроса – все городские округа и муниципальные районы Ростовской
области
2. Объем выборки – 12052 респондента.
3. Характеристика выборки – квотная (по демографическим параметрам и уровню
образования)
4. Метод опроса – личное формализованное интервью.
5. Время опроса – октябрь 2007г.
6. Статистическая погрешность – 3%
7. Исполнитель – ООО «Медиа Агентство «Дон».

row['name']