Сегодня:

Осторожно, законопроект!

Известный правозащитник Олег Панфилов как-то сказал, что единственный функционирующий российский суд находится в Страсбурге. Все больше наших граждан, отчаявшихся найти справедливость у нашей доморощенной Фемиды, пишут жалобы в Европейский суд по правам человека. Статистика такова: 21% всех исков, рассматриваемых судом в Страсбурге, – это жалобы российских граждан. Все больше и больше принимается там решений в пользу «маленьких людей» России. В последнее время их стало так много (соответственно и сумм компенсаций государства гражданам), что «большие люди» озаботились.
Верховный суд РФ выступил с законодательной инициативой принять Федеральный конституционный закон «О возмещении вреда, причиненного нарушением права на судопроизводство в разумные сроки и права на исполнение в разумные сроки вступивших в законную силу судебных актов». Об этом председатель Верховного суда Вячеслав Лебедев доложил президенту Владимиру Путину. При этом на их встрече из уст Лебедева прозвучал и такой аргумент: надо помочь коллегам из Европейского суда по правам человека, а то они совсем не справляются с потоком жалоб.
«В настоящее время процедура судебного надзора громоздка настолько, что гражданин может ждать рассмотрения своего дела в порядке надзора в течение нескольких лет», — сказал В. Лебедев. По его словам, этот законопроект был одобрен комитетом Совета министров Совета Европы, были сделаны некоторые поправки, которые он назвал «разумными». Лебедев считает, что их можно принять во втором чтении.
Президент, со своей стороны, счел, что это предложение «разумно и будет развивать судебную систему России, но самое главное, что это должно улучшить российское судопроизводство, особенно по гражданским делам, и обеспечить законные права и интересы граждан страны». В.Путин поддержал также просьбу председателя Верховного суда ходатайствовать об оперативном рассмотрении законопроекта, который ВС передал в Госдуму еще в феврале этого года.
По мнению юриста Славянского правового центра Романа Маранова, Европейский суд стал заложником своей популярности. Достаточно сказать, что это единственный в своем роде международный суд, куда может напрямую обратиться каждый из восьмисот миллионов европейцев, в случае, если посчитает, что его права нарушены государством-участником Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Так, на конец 2006 года в Суде находилось около 90 тысяч жалоб!
Чтобы успеть рассмотреть все поступающие жалобы, Европейский суд расширяет штат сотрудников, оптимизирует свою повседневную работу. Результат- увеличение количества вынесенных решений на 40 % каждый год. Но этого недостаточно. Кардинальное ускорение рассмотрения жалоб было бы возможно после ратификации Протокола № 14 к Европейской конвенции, который существенно улучшает механизм работы суда, и кроме того, вводит новые процедуры контроля за исполнением решений Европейского суда государствами-ответчиками. Вот тут и вспоминается, что единственным государством – членом Совета Европы, до сих пор не ратифицировавшим этот протокол (без чего он не вступит в силу) является… Российская Федерация!
Комментируя новый законопроект, Роман Маранов пишет, что этот документ вызывает у него странные чувства: «Вместо того, что бы искоренить сами причины судебной волокиты, устанавливается дополнительная процедура (которая будет реализовываться теми же самыми судьями), согласно которой гражданин получит возможность еще посудиться, но уже с самими судами по поводу ими же чинимой волокиты. То есть, если раньше человек был вынужден много лет ходить по одним и тем же судебным инстанциям, добиваясь рассмотрения своего дела по существу, то теперь ему предложат еще потянуть «удовольствие» – походить по тем же самым кабинетам, доказывая, что он необоснованно долго ходил по этим кабинетам в прошлый раз».
Вот только одна цитата из закона:
«Обязанности по доказыванию факта нарушения разумных сроков и причинения вреда таким нарушением возлагаются на лицо, обратившееся в суд с заявлением» (п.1 ст. 10).
Не менее интересный момент — как судебная система собирается бороться с неисполнением собственных решений по гражданским делам, ведь, как правило, неисполнение как раз возникает там, где ответчиком является само государство: министерства, казначейства и проч. Европейский суд завален жалобами граждан против России на неисполнение решений российских судов по делам о выплате пенсий, пособий, компенсаций, причем суммы их — смехотворны! Для больших чиновников, конечно, да олигархов. А те, кому эти деньги нужны «на жизнь», вынуждены искать правды в «европах». И в результате получать от родного государства во много раз больше, чем оно уже задолжало!
Как же Верховный суд предлагает защитить таких граждан от государства? Люди, читавшие законопроект, считают: речь идет о … защите государства от настырных граждан!
Вот еще одна цитата из законопроекта:
«Суд при установлении нарушения разумных сроков, а также наличия в этом вины органов государства вправе, с учетом требований лица, обратившегося в суд с заявлением, ограничиться подтверждением факта нарушения его права на судопроизводство в разумные сроки и (или) права на исполнение в разумные сроки акта суда». (п.2 ст. 14 проекта закона):
То есть обиженный гражданин может добиться торжества справедливости, и, помимо неисполненного решения суда, получить еще одно решение, в котором будет сказано, что первое решение действительно не было исполнено незаконно!
По мнению Романа Маранова, Верховный суд не хочет замечать простой вещи, что в современной России судебная власть не может заставить государство выполнять свои обязательства, если государство само не захочет это сделать, а Европейский суд – может. Кроме того, решения Европейского суда не сводятся лишь к присуждению сумм компенсации, как раз это — второстепенный вопрос. Суд обязывает само Государство-ответчик исправить ситуацию в принципе, чтобы не допускать подобных нарушений прав человека в подобных ситуациях в будущем. Российские суды настроены на решение совершенно иных задач. Поэтому, как ни примеряй чужую мантию, а заменить Европейский Суд нашим (пусть даже Верховным) судом нельзя.