Сегодня:

Майор в отставке Владимир Нелюбин (г. Липецк):
«Частная лавочка» в рамках сотрудничества с всероссийским еженедельником «Народный совет» продолжает публиковать предоставленные этим изданием материалы. Кстати, мы уже получили на них много откликов. Так, пенсионеры просят опубликовать образец искового заявления в суд о признании их ветеранами труда. Мы обязательно выполним эту просьбу. Читайте «Частную лавочку». Кстати, также по просьбам горожан мы снова публикуем номер бесплатного телефона «Народного совета», по которому можно позвонить и получить консультацию опытного юриста: 8-800-200-27-28.
Знать не мешает

ГЛАВНАЯ ТЕМА

К проблеме возврата отставникам долгов по пенсиям «НС» обращался не раз. В июне прошлого года мы рассказали о том, как «выбили» долги из Минобороны – 280 миллионов рублей — военные пенсионеры Калининградской области. Но в других регионах все осталось по-прежнему. Отчаявшись найти справедливость у российской Фемиды, многие армейские ветераны обратились в Европейский Суд по правам человека в Страсбурге.
И вот 2 ноября 2006 года Страсбургский суд, рассмотрев жалобу военного пенсионера из Липецка Владимира Нелюбина, принял решение, по которому наше государство обязано выплатить ему 158 836 рублей. Таким образом, был создан важный для всех военных пенсионеров прецедент. Корреспондент «НС» встретился с истцом, чтобы узнать подробности судебного процесса.

ПЕРВЫЙ РАУНД

«НС»: Владимир Константинович, примите наши поздравления и расскажите, пожалуйста, о себе. Ведь дело ваше пока уникально…
В. Нелюбин: Да, ничего примечательного в моей биографии нет. Родился в 1948 году в Белоруссии. Окончил училище. Служил в строительных войсках, в запас по выслуге лет уволился в 1994 году в звании майора. Сейчас работаю начальником охраны одного из предприятий Липецка. А тогда, в 94-ом пошел служить в налоговую полицию. Тут-то и начались проблемы с пенсией: получалось, что вместо положенной суммы мне, ничего толком не объясняя, выплачивали лишь 20 процентов.
«НС»: Может, это работа в налоговых органах помогла вам так удачно разобраться в личных финансовых проблемах?
В. Нелюбин: Нет, к тому моменту, когда начались мои хождения по судам, из налоговой я уже давно уволился. А о том, что нам много недоплачивают, случайно узнал от армейских сослуживцев. И в июне 2002 года предъявил иск к Липецкому облвоенкомату, требуя взыскать недополученную пенсию за период с февраля 1994 года по ноябрь 1998 года. Ждать пришлось недолго. Уже через месяц Правобережный районный суд постановил взыскать с военкомата в мою пользу 32 947 рублей. Деньги эти мне выплатили в ноябре того же года. Словом, первый раунд я выиграл.
«НС»: А откуда взялась цифра — 145 836 рублей?
В.Нелюбин: Это сумма убытков, связанных с несвоевременной выплатой надбавки к пенсии. Время-то, помните, какое было? Деноминация, инфляция, дефолт… К концу 2002 года я уже основательно изучил закон о пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу и Гражданский кодекс. На первых порах разобраться во всех этих юридических и финансовых тонкостях мне помогала опытный адвокат Татьяна Бекренева. Мы с ней составили новый иск, который я подал в тот же Правобережный районный суд. В качестве индексации с учетом индекса роста потребительских цен, рассчитанных Госстатом, просил суд взыскать с военкомата 145 835 рублей 69 копеек. И процесс мы выиграли! Было это в январе 2003 года, а в мае ответчик, то есть военкомат обратился в Липецкий областной суд с надзорной жалобой. Они утверждали, что гражданско-правовые нормы, относящиеся к компенсации за убытки, не применимы к пенсиям. Бумага эта пролежала в облсуде до сентября. Уж не знаю, что там за дверями кабинетов происходило, но 25 сентября президиум Липецкого областного суда решение суда районного отменил. Вот тогда я и решил: напишу в Страсбург!

ЖАЛОБА №14502/04

«НС»: Сложно ли было составлять жалобу в Европейский суд?
В. Нелюбин: Да, занятие это не простое. Страсбургский суд принимает к рассмотрению только те дела, которые полностью соответствуют Европейской Конвенции. Там много всяких ограничений. Например, жалобу у вас не примут, если не были исчерпаны все доступные средства правовой защиты внутри страны или со дня принятия окончательного решения прошло больше 6 месяцев. Составлять жалобу мне помогала та же Татьяна Бекренева. Мы привели факты, отметили, какие именно статьи Конвенции нарушены, и приложили копии решений обоих судов. Кстати, нашлись доказательства непоследовательности облсуда. По точно такому же, как мое, делу военного пенсионера В. Кичигина, областной суд принял прямо противоположное решение. Кичигину выплатили 132 тысячи рублей компенсации, а мне — нет. Эти документы мы, конечно, тоже приложили к жалобе. Я отправил пакет по почте, и только через полгода пришло письмо, в котором сообщалось, что на мое имя заведено досье №14502/04.
«НС»: Сколько же пришлось ждать рассмотрения дела?
Больше двух с половиной лет! Жалобу я отослал в феврале 2004 года, но только в сентябре 2005 года секретарь Серен Нильсен сообщил, что Страбургский суд решил рассмотреть мою жалобу на приемлемость и по существу одновременно. Хотя представлявший Россию в Европейском Суде Павел Лаптев против этого возражал и даже представил меморандум, заседание Суда за закрытыми дверями прошло 12 октября 2006 года. Так что тем, кто захочет обратиться в Страсбург, нужно набраться терпения.

СТАТИСТИКА ПРОШЛОГО ГОДА:
Всего с 5 мая 1998 года по декабрь 2006 года из России в Страсбург было направлено свыше 47 тысяч жалоб. В 2006 году по решениям Страсбургского суда Россия выплатила свыше 12,5 миллиона рублей. А всего по искам против России в Страсбурге вынесены решения о компенсации на общую сумму 1 млн 237 тыс. евро и 963 тыс. рублей.