Сегодня:

Когда царедворец граф И.И. Шувалов подавал императрице Елизавете Петровне на подпись текст Указа об учреждении первого в России Московского университета, то, по преданию, он приурочил это событие к дню Ангела своей матери, которую звали Татьяной. «Дарю тебя университетом», — сказал якобы Иван Иванович своей матушке в день святой Татианы 12 января 1755 года. Со временем на территории Московского университета был сооружен и освящен храм во имя этой святой.

При Южно-Российском Государственном техническом университете сооружается часовня. Якобы тоже во имя святой Татианы. А почему именно во имя этой святой? Ведь предшественник ЮРГТУ — Донской политехнический институт — был основан не в Татьянин день!
Если проводить аналогию между днями основания Московского университета и Донского политехнического института, то в таком случае датой основания последнего следует считать день подписания судьбоносного для ДПИ документа ни кем иным, как самим императором. Для ДПИ таковой должна считаться дата 2 (15) марта 1907 года — день утверждения императором Николаем II в специальном журнале Совета Министров предложения Совмина учредить в Новочеркасске политехнический институт.
Однако в советский период связать день основания Донского (позднее — Новочеркасского) политехнического института с императорским именем (как связывают день основания Московского университета с именем императрицы Елизаветы) было немыслимо. Поэтому его привязали к дате 5 (18) октября 1907 года — к дню торжественного открытия Донского политехнического института в Новочеркасске. К этой дате приурочили, например, празднование полувекового юбилея ДПИ — НПИ и его награждение орденом Трудового Красного Знамени в 1957 году. И хотя в нашей стране давно уже нет советско-партийных органов, руководство ЮРГТУ по-прежнему не связывает основание первого на Дону вуза с Высочайшим (то есть с императорским) именем. Совместно с Новочеркасским благочинием оно поднимает на щит имя ни с Доном, ни с его первым вузом ничем не связанное.
Итак, если днем основания ДПИ — НПИ — ЮРГТУ считать дату 18 октября (то есть день его открытия), то и возводимая на его территории часовня должна носить имя не святой Татианы, а того святого, чье имя приходится на этот день. А на этот день приходятся имена многих православных святых: Петра, Алексия, Ионы, Филиппа, Ермогена, а также «Московских и всея России чудотворцев».
Какое же из этих имен предпочтительнее для ДПИ — НПИ — ЮРГТУ? Всем знающим историю вуза и думать нечего: конечно же, имя Алексия! Ведь ДПИ дважды был назван в честь не мифических, а исторических лиц, носивших это имя. Первоначально — в честь Его Императорского Высочества наследника цесаревича и Великого князя Алексея Николаевича Романова: атамана всех казачьих войск, шефа носившего его имя донского казачьего лейб-гвардии Атаманского полка. А в 1918-1919 годах ДПИ носил имя Алексея Максимовича Каледина — первого со времен Петра I свободно избранного (а не назначенного императором) донского войскового атамана: генерала от кавалерии, кавалера ордена Святого Георгия 3-й и 4-й степеней, героя Луцкого (Брусиловского) прорыва, командовавшего в годы Великой (Первой мировой) войны 8-й армией Юго-Западного фронта.
Вот и получается, что истинный покровитель первых донских студентов — святой Алексий, а вовсе не святая Татиана. Когда последняя стала покровительницей первых российских студентов, в Московском университете донцы еще не обучались. Значительно позднее высокообразованные кадры для Дона стал готовить Харьковский университет. И только лишь за десятилетие до 1917 года их стал готовить ДПИ, который, как мы уже выяснили, в любом случае был основан вовсе не в Татьянин день, а в день совсем других святых.
Так зачем же донским студентам покровительство никак не связанной с Доном Татианы? Донцам ближе имя Алексия, которое ДПИ носил дважды. Да и ныне действующий патриарх тоже носит это имя. Так почему бы строящуюся на территории ДПИ — НПИ — ЮРГТУ часовню не назвать во имя того святого, имя которого совпадает с именами реальных лиц, некогда увековеченных в названии первого на Дону вуза? А то ведь, неровен час, все культовые сооружения не только донских, но и российских вузов, окажутся названными однотипно: будто все они основаны в один лишь Татьянин день, а не в какой-то иной. А ведь у Бога не только дней, но и святых много — хороших и разных.