Сегодня:

«Более 30 лет я добросовестно трудилась, была в коллективе на хорошем счету, награждена грамотами и почетными знаками, а теперь звания «Ветеран труда» добиться не могу. Нет ни льгот, ни прибавки к мизерной пенсии. Подскажите, как быть?»
Такие горькие вопросы встречаются едва ли не в каждом пятом читательском письме. Печально известный закон «о монетизации» поделил пожилых людей на две группы – льготники федеральные и региональные. Но миллионы пенсионеров вообще остались без социальной поддержки. Получив в собесе отказ, многие ветераны опускают руки. А вот ростовский пенсионер Павел Добровольский решил искать защиту в суде. И победил! Хоть он не кавалер Золотой Звезды и не лауреат Госпремии, а обычный труженик, звания «Ветеран труда» оказался достоин по закону. Наш корреспондент Вячеслав НЕЧАЕВ побывал в Ростове-на-Дону, чтобы встретиться с настойчивым пенсионером.
— Павел Владимирович, расскажите, пожалуйста, как дело было?
— Трудового стажа у меня 35 лет насчитывается и вдобавок есть награда Победителя соцсоревнования 1979 года. Поэтому вскоре после выхода на пенсию я понес документы в наш райсобес, а, точнее, — Муниципальное учреждение социальной защиты населения (МУСЗН). По закону они обязаны были просто передать мои бумаги в областную администрацию. А уж там и должны были решать, положено ли мне звание «Ветеран труда» или нет. Но в собесе даже документы принять отказались. А из областного министерства труда и социального развития, куда я их подал свои бумаги, пришел отказ.
— Чем же они это объясняли?
— Тем, что «Победитель соцсоревнования» – это, якобы, ведомственный знак отличия в труде. Что документы на него подписаны руководством и профкомом треста «Кавсантехмонтаж», а не Минмонтажспецстроя СССР и ЦК профсоюза. Но ведь это отговорка! Мы же помним, что в Советском Союзе была централизованная распределительная система. Такие награды учреждались не в нашем тресте, а на уровне ЦК КПСС и Совмина СССР! Короче, я решил подать в суд и на областное министерство, и на это самое МУСЗН. Но, увы, первое решение суда оказалось не в мою пользу…
— А почему вы решили продолжить борьбу?
— Да, наверное, потому, что нашел союзника. Случайно узнал, якобы у нас в Ростове подобное моему дело уже было выиграно в суде. Стал искать этого первопроходца. Им оказался Юрий Петрович Галата. Человек он юридически грамотный, по-хорошему въедливый даже. Юрий Петрович досконально изучил все юридические тонкости, собрав целый портфель переписки с областными и федеральными инстанциями, вплоть до Госдумы. С его помощью я и стал дальше бороться за свои права.
— И чего вы в итоге добились?
— Областной суд, в котором я обжаловал решение суда районного, не согласился с доводами соцзащиты и отправил дело на новое рассмотрение. Не скажу, что быстро, но в итоге я выиграл. Звание «Ветеран труда» мне присвоили, однако в собесе по-прежнему не торопились оформлять мне документы. Но я уже набрался опыта и решил проучить этих бюрократов по полной: потребовал от собеса возмещения морального вреда за два года мытарств. И в результате получил 3 461 рубль компенсации. Потом я прикинул, сколько денег переплатил за квартиру, газ и телефон, пока не имел льгот. Составил смету своих убытков и снова подал в суд на собес. И они присудили выплатить мне еще 6 930 рублей!
— А как, если не секрет, распорядились деньгами?
– Да, выплатили-то их прямо под Новый год. Часть суммы оставил себе, а еще купил внуку детскую железную дорогу, он давно о ней мечтал.

СОВЕТ ОТ ЮРИЯ ГАЛАТЫ
По поводу отказов в присвоении звания «Ветеран труда» нам в Ростове удалось выиграть 14 судебных дел. Но лишь Павел Добровольский прошел весь путь, взыскав и моральный вред, и компенсацию за переплаченные им коммунальные услуги. За 10 лет в моем архиве собралась обширная переписка с Генпрокуратурой, Минюстом, Госдумой. Поначалу достаточными для присвоения звания признавались наградные документы, подписанные лично министром или его замом. Потом требования смягчились. Казалось, вот-вот дело окончательно прояснится, но тут вышел 122-й Закон «О монетизации льгот», который передал этот вопрос в ведение регионов. Теперь субъекты РФ самостоятельно определяют условия присвоения этого звания. В итоге – полный разнобой! Например, у нас в Ростовской области с 1 октября этого года вступил силу новый региональный закон. По нему претендовать на статус ветерана труда могут мужчины, если их трудовой стаж — 45 лет, а женщины — 40 лет. При этом на территории Ростовской области мужчины должны отработать не менее 30 лет, а женщины – не менее 25 лет. Как говорится, комментарии излишни…
Поэтому тем, кто, получив отказ органов соцзащиты, решит обратиться в суд, я советую внимательно изучить региональный закон о Ветеранах труда и на его основании писать исковое заявление.

РОСТОВСКИЙ ПЕНСИОНЕР ПАВЕЛ ДОБРОВОЛЬСКИЙ: “КАК Я ВЫБИЛ ЗВАНИЕ “ВЕТАРАН ТРУДА”, ПОЛУЧИЛ ПРИБАВКУ К ПЕНСИИ И ЛЬГОТЫ