Сегодня: 19 апреля 1246, Четверг

В Новочеркасске в последние годы заметно активизировалась религиозная составляющая общественной жизни. Речь идет, в первую очередь, об исторически доминирующей в нашем регионе православной церкви. Даже после семидесяти лет государственного атеизма Советской власти, русское православие остается крепко, генетически связанным с населением донского края и нашего города. И с этим нельзя не считаться.
С просьбой прокомментировать некоторые вопросы, вызывающие активную полемику в городских СМИ и обществе, а также накануне праздника Воскресения Христова я обратился к благочинному приходов города Новочеркасска отцу Олегу Добринскому.

— Отец Олег, решение об установке на территории ЮРГТУ креста на месте открытия будущей часовни в честь св. Татьяны вызвало сомнения у части интеллигенции. Об этом свидетельствует ряд публикаций в газете «Частная лавочка». Суть возражений в том, что в храме науки студент должен учиться, а не молиться. Что бы Вы могли им ответить?
— Прежде всего, я хотел бы искренне пожалеть этих людей, поскольку они не понимают всей трагедии своего положения. Они так и не поняли того, что произошло с обществом, когда это случилось, все плоды и последствия. Эти люди живут вчерашним днем. К счастью, уже наступил день сегодняшний. И Господь благоволил так, что бесовские силы потерпели поражение. Я имею в виду осквернителей России, коммунистов. Их последователи все еще есть среди горожан. И мне тоже жаль этих людей. Достаточно посмотреть на облик старого Новочеркасска, начала XX века и сравнить с нынешним положением. Очень многое из его неповторимого своеобразия утрачено навсегда и не может быть восстановлено при всем том благом и хорошем усилии, которое сейчас делается в нашем городе. Это коммунисты застроили город безликими прямоугольными коробками из кирпича и бетона, которые уже рассыпаются на глазах. А то, что было, превращено в коммунальные квартиры или снесено. Я даже не упоминаю храмов. Это вообще отдельный разговор. Я считаю, что то решение, которое родилось в ЮРГТУ о строительстве часовни, это голос из глубины души студенчества и преподавателей. Ко мне был направлен ряд писем казачьих обществ, преподавателей, я получил множество обращений студентов, именно студентов, с просьбой, чтобы при университете была часовня. Сейчас, после ее закладки, я встречаю слова благодарности и юношеского восторга со стороны православного студенчества. А на все возражения уже ответил Вадим Ревокатович Климов, человек глубоко порядочный. Впрочем, рядом с его исчерпывающим ответом, опубликованным в этой газете, появился издевательский комментарий редакции с гадкой карикатурой. Что можно на это сказать? Эти люди направляют свои усилия против города, его жителей, против всех хороших преобразований в нем. Любой повод служит только для того, чтобы раздуть скандал и сделать себе имидж. Но это имидж гадкий. Недаром кто-то сказал, что аббревиатуру газеты ЧЛ следует расшифровывать «Чужие люди». Чужие для города и общества. Христианство направляет свои усилия к тому, чтобы общество консолидировать, объединить любовью. Но всегда найдутся бесы в человеческом облике, кто будет общество раскалывать, расшатывать. Я думаю, что строительство часовни – это важнейшее и необходимейшее дело для студенчества, преподавателей и предпринимателей-жертвователей. Это поможет объединить нас всех, сделать сильнее и умнее.
— Ведь до революции церковь Донской Божьей матери находилась вне территории политехнического института, не так ли?
— Да. Это был приходской храм и он не имел отношения к Донскому политехническому. Но и сегодня мы не строим часовню именно и только для данного вуза. Молитва везде одинакова. Человек православный молится Богу всегда и везде. Я думаю, что и студенты знают в какие моменты и перед каким экзаменом стоит как следует помолиться. И трепет внутренний охватывает людей, и благоговение и благодарение потом. Кто хочет, тот входит в храм, кто не хочет – нет. Разумеется, мы не преследуем цели завести студентов в часовню строем. Это индивидуальный выбор каждого. А место будет удобно для доступа всех православных, проживающих поблизости.
— Высказывалось мнение, что строительство православной часовни вызвано не необходимостью, а делается в пику находящемуся напротив католическому костелу?
— Это полная чушь! Хочу сказать, что между православной и католической церквями сейчас существуют прекрасные отношения. С отцом Томашем мы часто общаемся и всегда находим общий язык. В христианстве гораздо больше того, что нас объединяет, чем различий.
— Еще один аргумент против строительства часовни в ЮРГТУ составлен в духе модного на Западе понятия политкорректности. Мол, если здесь учатся много студентов других вероисповеданий, то наличие только православного храма будет оскорблять их чувства. Ваше мнение?
— Почему мы должны смотреть на Запад? Мы, как граждане, требуем уважать право большинства! Право на религиозно-национальное самосознание, право на русское по духу общественное устройство, право на религиозное образование. А Европа сама оказалась в глубоком кризисе из-за размытости своих границ, аморфности и этой самой политкорректности. Мы такого не допустим. Кто нам запретит строить свои храмы на своей земле?
— Как Вы относитесь к открытию памятников славным сынам России и Дона?
— Это не самоцель. Если мы говорим, что в городе стоят и строятся памятники достойным людям, героям войны и труда, то не надо забывать, что есть и угодники божьи, свидетели Христовой жизни, которым посвящены храмы. Я думаю, они – превыше. Это подлинный непререкаемый идеал для формирования человека. В православной традиции никогда не было такого отношения к памяти предков, чтобы увековечивать их статуями. Это традиция западная, повелась на Руси от государя Петра I. Но даже до советских времен на памятниках героям всегда присутствовала религиозная символика с именами погибших, чтобы каждый мог помянуть пред Богом в вечности их преславные имена. Большевики своровали эту традицию, как и все остальное. «Дьявол – это обезьяна Бога» — сказал Тертуллиан.
— Вы не раз высказывались за введение уроков православия в городских учебных заведениях. Почему это так важно и с какого момента должно начинаться религиозно-нравственное формирование личности?
— Оно должно начинаться с момента зачатия! У нас в стране совершается 4 миллиона абортов в год. Этим совершается страшное преступление перед Богом. Любая трагедия, любой геноцид уносит гораздо меньше человеческих жизней! Формируется человек от зачатия, матерью своей, домом своим, семьей своей и затем школой. Я думаю, что в школе преподавание основ православной культуры все-таки будет введено, несмотря на скулеж отдельных личностей. И будет вестись с первых классов до самого выпуска.
— Не секрет, что очень многие из наших сограждан считают себя православными, но на исповедь не ходят, не причащаются и редко прибегают к молитве. Что можно сказать таким «условно верующим»?
— Да, сейчас большинство людей на вопрос, верующий ли он человек, отвечают: «крещеный». Таких примерно 70-80 процентов. Люди у нас крестят детей, венчаются, в вечный путь уходят через церковные врата. Дайте им право на нормальное религиозное воспитание детей и новое поколение будет православным уже не по названию, а по сути. К сожалению, пока все еще сказывается старый шрам, ожог от советского времени, который предстоит преодолеть. Новый человек рождается в покаянии. Прежние грехи не исчезают никуда, но происходит обновление.
— Традиция посещать на Пасху кладбища сложилась в советские времена. Как к этому относится Церковь?
— О почивших мы молимся каждый день. У Бога мертвых нет! Конечная цель христианства — это вечная жизнь. В советский период храмы были совершенно уничтожены, действующими оставались лишь единицы. Во всей Русской Церкви было едва больше ста приходов. Но народ нашел выход – в первый день пасхальной недели потоки людей шли на кладбища, несли с собой пасхальное яйцо и возглашали победу жизни над смертью словами: «Христос воскрес!» И никакие секретари коммунистических обкомов, горкомов вместе с органами НКВД не могли этого остановить. Теперь мы имеем возможность правильного религиозного воспитания и необходимо понять, что первый пасхальный день нужно отдать празднику, радости воскресения Христова. А уж на второй неделе пасхальной, во вторник, совершается поминовение усопших. Этот день в Русской Православной Церкви именуется Радоницей. Именно тогда проводятся массовые панихиды на могилах усопших, связывая опять же их память с воскресением Спасителя.
— В канун Пасхи, самого большого праздника христиан, что Вы могли бы пожелать своей пастве?
— Бог есть Любовь. Самое лучшее пожелание в канун Воскресения Христова всем православным и людям других вероисповеданий, чтобы любовь Божья всегда пребывала с нами, просветляла нас, сохраняла в чистоте жизнь, наполняла нас всех радостью!

Фото Николая Склярова
row['name']