Сегодня:

На передышку не дается времени, когда беседуешь с самим собой. Порой в голове крутятся одни и те же мысли, и всеобщий командир не срабатывает на переворачивание пластинки. Тогда на помощь приходит чистый лист бумаги или собеседник, которому ты можешь что­то доверить. Я решил поделиться своими размышлениями и надеюсь, что это будет интересно и полезно не только мне.
С уважением О.Мацнев.

…Поймать момент? Это же не ловля блох, чтобы торжествовать при успехе. А когда к моменту приделывают какое-нибудь название, то это уже ловля блох на патефоне и торжество в случае успеха достигает своего апогея. Момент надо не ловить, а создавать через предчувствие, предвидение и с помощью ожидания. Только колоссальные многолетние труд и терпение до щелчка затвора твоего фотоаппарата могут привести тебя к созданию момента и, главное, — к его осознанию. И тогда работает не сам момент, а отношения в моменте, тогда-то и происходит откровенный и глубокий разговор с самим собой и зрителем если у последнего, конечно, хватит мудрости не отрицать непонятное, а, отрицая свое отрицание непонятного, попытаться вместе с тобой разобраться и понять, что же ты сделал на самом деле и, может быть, даже помочь тебе увидеть в твоей работе нечто такое, что ты сам не доглядел. Это, конечно, в том случае, если работа на самом деле глубока и содержательна.
Не надо превращать успех в прелюдию к восторгу. Успех должен быть прелюдией к еще большему труду. Но не всякий труд приводит к переходу количества в качество. Можно истратить огромное количество денег, сделать тысячи фотографий, получить десятки похвальных отзывов от друзей и неискушенных зрителей, даже поогорчаться от критики дилетантов, но это не изменит качество вашего мышления, не поможет вам глубже видеть и понимать людей и взаимодействие предметов и явлений. Только изучение опыта тысячелетий и современности, только непосредственное общение с людьми, признанными в профессиональном мире и почитаемыми миллионами людей высокого культурного и образовательного уровней, помогут приобрести ту энергетику и знания, которые дадут вам возможность творить свой собственный мир и открывать его другим людям.
Одна из моих учениц поступила в Сорбонну в Париже на специальность «Кинофотоискусство и дизайн», в первые же месяцы обучения выиграла фотоконкурс, и ее отправили на стажировку в академию фотографии в Нью-Йорк. Так вот, стажировка в Нью-Йорке началась с изучения камеры-обскура и работе на ней. Это в мире, где современные технологии фотографии развиты в несоизмеримо большей степени, чем в России! Почему? Да потому что в Америке очень развиты традиции реализма в фотоискусстве, а традиции осуществляются только с помощью изучения и освоения опыта предшествующих поколений. Какие бы ни были у птицы крылья, она никогда не сможет полететь, не оттолкнувшись от земли!
Деятельность папарацци меня не интересует, их симбиоз со звездами шоу-бизнеса основан на эксплуатации примитивных интересов людей, и чем примитивнее звезды и папарацци, тем в большей степени они нуждаются друг в друге и тем в большей степени они удовлетворяют интересы приматов и, я думаю, что если всех их перемешать и поменять местами, то в общечеловеческой культуре ровным счетом ничего не изменится.
Когда что-то неизвестное кружится над головой, всегда хочется узнать, что же за птица пытается коснуться твоего плеча, а для этого надо учиться замирать перед тайной, которая прячется в неуловимом взмахе крыла и в этом движении почувствовать неуловимое дуновение идеи, которая вдруг и заставит тебя нажать на кнопку твоего фотоаппарата. Фотограф – это засада, это огромный комок терпения, это в какой-то степени человек-невидимка, но это не подглядывание в замочную скважину, это – умение присутствовать и быть незаметным, как воздух, когда он чистый.
Выставка – это плод долгих поисков и размышлений, это спектакль, в котором должна быть и фабула с завязкой и кульминацией, это и мелодия, которая должна звучать в какой-то определенной тональности, это – неторопливое содружество ума и души фотографа, которое молнией пробивает подкорку зрителя и через сердце достигает его ума, предлагая ему материал для размышления. Поэтому я не участвую в коллективных выставках, где из разных ненаписанных и даже еще не задуманных книг понадергано по странице и эти страницы располагаются каким-то бессмысленным и бессистемным образом, побуждая зрителя лишь посмотреть, сказать: «Ах, как красиво!», повернуться, забыть и уйти в обыденную несчастливость своей жизни.

Гламурная фотография – это сахарин для не слишком умных людей. Меня от нее тошнит, хотя иногда приходится этим заниматься.
Самый дорогой фотограф это не значит самый богатый. Богатство – это вопрос количества, а не качества. Под качеством подразумевается не только техническая его составляющая, но, что важнее, и художественная и идейная стороны вопроса. На дешевой и примитивной фотографии можно заработать гораздо больше, чем на дорогой, но глубокой и содержательной. По крайней мере так обстоят дела в наших краях.
Не уезжаю потому, что и в нашем городе есть люди, которые знают и понимают, чем я на самом деле занимаюсь, и я верю, что есть еще много тех, кому было бы интересно познакомиться с моим творчеством и понять его.
Мне все равно с кем или с чем работать. Для меня важно выразить свое отношение или найти свою любовь к человеку, которого я фотографирую, или предметам, или событиям.
Предметный мир не бездушен сам по себе, каков он – это зависит от нас. Задача фотографа — научить телеграфный столб разговаривать с нами. А сверхзадача – научить людей понимать его!
Жизнь — это сеть событий, в которой есть узлы, нити и пустые ячейки, и хорошо, если фотограф в своей работе умеет отличать одно от другого и от третьего.
В арсенале знаний фотографа должно быть все – наука и искусство, политика и экономика, психология и социология, философия и религия, литература и музыка, в общем все, чем богаты человеческие дух, мысль и культура. И в последнюю очередь – экспозиция, фокусировка, точка съемки, пиксели, оптика, марка фотоаппарата и т.д.
Теория нерешающего мгновения предполагает поиск и отображение ситуаций, в которых нет экстремума жизни, но есть пространство, которое может объяснить нам жизнь в ее экстремальных проявлениях.
Фотография пришла в мир для того, чтобы научить людей понимать друг друга. А мы применяем ее для того, чтобы обманывать друг друга.
Открытия предполагают наличие тайны, а какая может быть тайна, когда стилисты, имиджмейкеры, парикмахеры и визажисты навязывают фотографу свое узкоискусственное и запрограммированное на ширпотреб видение человека в качестве манекена для их скользящих по поверхности кожи идей. Сапожник и портной становятся королями, а фотография – служанкой, собирающей протухшие звезды на задворках базара.
Если я фотографирую человека, то для меня на первом месте моего внимания стоит та жизнь, которую он прожил, даже если это восьмимесячный ребенок, на втором — его характер, душевное состояние, ум, далее – настроение, которое удалось создать, потом пропорции тела и черты лица и на последних и самых незначимых местах – макияж, прическа, одежда и аксессуары.
Жизнь животных и жизнь людей с точки зрения фотографии мало чем отличаются от жизни швейной машинки – и то, и другое крутится и крутится, а на самом деле бесконечно остается на месте.
Классика, эротика, эпатаж – приходится работать с этими пограничными состояниями волеизъявления заказчика, но мне это нравится, если не пересекает границы пошлости.
Кольца Ньютона, фрагментарное явление на поверхности негативной пленки отсутствуют на матрице, но вместе с ними уходит романтика взаимодействия живого материала с живым светом.
Математика подсчитывает, сколько еще осталось у нас времени на творческую самостоятельность, а фотография оплачивает нам нашу несостоятельность.
Выплеск времени сказывается на нашем восприятии неподвижности, зафиксированной в фотоснимке, и нужно очень хорошо владеть навыками композиции, чтобы не подчинить себя давлению сиюминутности.
Вопрос технического совершенствования – это не вопрос приобретения дорогой фотоаппаратуры, это умение недостатки техники превращать в достоинства с точки зрения художественной выразительности вашей работы.
Эссеистика фотографии включает в себя целый арсенал композиционных приемов для выражения вашего отношения к миру и событиям, которые в нем происходят. Фотографии можно и нужно уметь читать, как читают романы и стихи. Самые глубокие и содержательные снимки далеко не всегда кажутся выразительными с общепринятой точки зрения понимания красоты, и только те люди, которые тонко видят поэзию, чувствуют гармонию и понимают смысл, заложенный в композиции, могут очень долго рассматривать невзрачную на первый взгляд фотографию.
Искусствоведы западного мира уже давно и глубоко озабочены тем, что компьютерные технологии убивают основную суть получения фотографического изображения – невмешательства в объективную реальность мира и способность фотографа через это невмешательство передавать свое понимание окружающей действительности и своего отношения к ней. Фотография в компьютерно высокоразвитых странах утрачивает свой исследовательский и философский смыслы и становится декоративным придатком гламурных и рекламных изданий, а в лучшем случае – исходником для графических упражнений дизайнеров.
Мечта, вернее, желание, переходящее в потребность, есть. Хочу создать авторский курс фотографии, в котором речь шла бы в основном об искусстве и культуре фотографии, о ее эстетике и философии, не исключая, конечно, и технику владения фотоаппаратурой и технологию обработки изображений в компьютерных программах.
Фотограф – это не профессия, это образ и смысл жизни, без этого и не стоит брать в руки камеру. Фотография – это необходимость, как дыхание, мы дышим, даже зная, что воздух отравлен, но не можем не дышать. Фотография – это целая планета, на которой есть и чистая вода, и чистый воздух, и кто захочет, найдет их! Фотография – это любовь к тому, что нас окружает и непреодолимое желание выразить эту любовь…
Озарение в фотографии приходит тогда, когда в снимке соединяются три света: тот физический свет, который освещает объект съемки, свет, вызванный фотографом из того, с кем он работает, и собственный свет фотографа, если этот свет – внутренний, а не отраженный.
Для меня скука смертная вылизывать и выхоливать композиции, за которыми ничего не стоит, кроме сахарина или масляного масла. Это занятие для любителей со стажем или новичков, изучающих законы изобразительного искусства. В первую очередь мне важна идея, положенная в основу одной работы или серии фотографий, или при разработке целого направления в творчестве, которое включает в себя не только фотографию, но и эссеистику, поэзию и вообще всевозможные литературные проявления. И происходит это потому, что фотография для меня – искусство слова, т.е. она глубоко литературна и это с одной стороны, а с другой – мне и еще есть что сказать своим читателям.
Я много разговариваю со своими заказчиками перед съемкой и во время нее. Это дает мне возможность понять, что я хочу увидеть в этом человеке, чем он ценен для меня и за что я могу полюбить его. А заказчику это дает возможность увидеть такие стороны жизни, которые он раньше не замечал, и это зачастую ведет его в мою студию еще и еще раз.
Неинтересно рассматривать фотографию, содержание которой заканчивается пределами собственной плоскости. Фотография должна двигаться вглубь не только с точки зрения перспективы, а, что важнее, с точки зрения содержания. Но для этого фотограф в первую очередь должен быть содержателен.
row['name']