Сегодня:

Открывается дверь… меня приглашают войти в музей Крылова, захожу, вижу много больших картин (прямо глаза разбегаются)… И среди них в ожидании прохаживается высокий, в сером костюме, с блестящими добрыми глазами человек. О чем-то задумавшись, он останавливается… Я подхожу ближе и понимаю, передо мною стоит Валерьян Тихонович, тот самый художник, воспеватель абхазских красот, чьи картины побывали на зональных, областных, региональных, республиканских и всесоюзных выставках. А за рубежом работы, предоставленные Валерьяном Лазаренко, пришлись по вкусу Франции, Канаде, Германии и теперь присутствуют там в частных коллекциях.
ейчас Валерьян Тихо-нович преподает в Новочеркасской художественной школе (лучшие ученицы пошли по его стопам в мир живописи – Ирина Бодрова, Елена Цыганкова и Людмила Юркова) и является членом творческой группы “Мишкинские бугры”. Каждое воскресенье он вместе со своими коллегами ходит на этюды, где художники делятся своими впечатлениями о картинах, обсуждают свои работы и восхищаются таким высоким искусством как живопись. Валерьян Тихонович рассказал мне случай из жизни, связанный с одной из картин, присутствующих в данный момент на выставке. А называется эта работа “Рыбацкие будни. Починка сетей”.
— Дело в том, что теме “рыбаков” я давно уделяю особое внимание. С ней связаны мои детство и юность. Когда я жил в Сухуми (столица Абхазии), то часто мой этюдный материал был о местном рыбколхозе. И даже моя дипломная работа посвящалась “Труду рыбака”. “Где шторм да ветер, там вся жизнь — борьба, бесстрашье — наш морской закон” – это меня будоражило и увлекало. Разные зарисовки сейнеров и “малого флота” – лодок, баркасов; зюйдвестки и иглицы — в буднях перед путиной для меня как художника особая романтика и аромат.
Когда Валерьян Лазаренко делился своими впечатлениями о создании картин, я невольно повернулась именно к той, где сидят три рыбака с сетями, а сзади сочно-бирюзовое море контрастирует с нежно-голубыми небесами в перистых облаках. Внутри как-то само собой появилось ощущение морской свежести и прохладного ветра… Немного поразмыслив, я спросила: “А как к вам приходит вдохновение?” Сразу же Валерьян Тихонович оживился, по-особому его переполняли эмоции и желание поделиться своими ощущениями во время создания новой картины…
— Когда творишь, все забываешь, не слышишь если чайник на кухне гудит, телевизор работает или радио голосит… Все исчезает, нет ни времени, ни суеты…
— Возникала ли у вас инициатива создать что-нибудь неординарное, приходят ли в голову внезапные образы, которые можно было бы перевести на холст?
— Я предпочитаю отталкиваться от конкретных людей, образов. Скажем, если это портрет, то рисую не выдуманного, а реального человека, внутренний мир которого пытаюсь показать, донести до других. Вообще картины, будь то пейзаж, ноктюрн или натюрморт (в этих жанрах работает Валерьян Тихонович А.Ш.) – это работа настроения, чувственного восприятия. Пока будущую картину не прочувствуешь, ты и за всю жизнь не сможешь ее создать…
— А что Вы больше всего хотели бы, чтоб люди увидели благодаря вашим картинам?
— Жизнь и красоту, можно выразиться и по-другому – красоту жизни – все эти горы, реки, поля; этот сладкий донской виноград, эту калину; белую сирень, осенний отсвет над водой от деревьев, луг после дождя, этот вековой ковыль и даже “зимний серый день” хочется оснежить так, чтобы стал он более ясным…
— Ваша аудитория – люди разных возрастов или выставки посещает конкретный круг ценителей искусства?
— Кто интересуется, тот и приходит. В основном, художники, друзья, ну и, конечно, любители живописи.
— Есть ли такие известные живописцы, на которых Вы равняетесь, ну или те, кто вам ближе?
— Дубовской, Крылов, Васильев – их работы притягивают меня своей эпичностью, лирикой и романтичностью.
— Я знаю, что недавно Вы отметили свой юбилей и 46-летие творчества, скажите, за такой долгий период живопись для Вас просто работа, увлечение или что-то более значимое?
— Вся моя жизнь! Сколько себя помню, рисовать начал где-то уже с трех лет, и сегодня любовь к этому искусству также существует внутри меня.
— А какая тематика картин планируется Вами для последующей выставки?
— Собираюсь продолжать тему казачества, истории Донского края.
— Для каждого творца созданные им произведения будут все самые близкие и любимые. И все же, есть ли у вас та картина, которую Вы считаете законченной полностью, не требующая доработок?
— Такая картина есть и ее название “Табак Абхазии. Горы”.
На данном этапе Валерьян Тихонович Лазаренко состоит в Союзе художников России, его работы украшают картинную галерею Сухуми, Музей истории донского казачества в Новочеркасске и т.д. Много работ художник посвятил улицам нашего города, особенно привлекает работа, где памятник Ермаку возвышается над стайкой голубей, собравшейся на покрытой снегом соборной площади… Часто Валерьяном Тихоновичем используется и производственная тема, посвященная НЭВЗу, сами сюжеты притягивают своей динамичностью. Художник рисует движение, людей за работой, выделяя наиболее интересные моменты, и пусть его кисть запечатлеет как можно больше красоты в нашей такой быстротечной жизни…

Фото Николая Склярова
row['name']