Сегодня:

Обыкновенный вандализм

Наши читатели горячо откликнулись на тему состояния кладбищ Новочеркасска, начатую в «ЧЛ» № 41 от 19 октября 2006 г. («Умирать противопоказано») и № 44 от 9 ноября 2006 г. («Пропал без вести. На кладбище Новочеркасска»). Сегодня мы публикуем некоторые из пришедших откликов.

Давайте вспомним, что такое «кладбище»? Это место захоронения умерших, отведенный с соблюдением этических, санитарных и экологических требований участок земли. Согласно Земельному кодексу РФ — это земля историко-культурного назначения. А теперь посмотрим с этих позиций на кладбище г. Новочеркасска в районе Старой Ростовской дороги — оно, безусловно, вызывает слезы, но не только слезы скорби по усопшим, а злые слезы — от самого вида этой территории!
Я местный житель, и мне не безразлично, в каком месте и в каком состоянии находится городское кладбище, как соблюдаются, прежде всего, правила обустройства мест для усопших. Городское кладбище хранит историю Новочеркасска. За последнее время мне часто приходится хоронить друзей, товарищей на этом кладбище. И что же я увидела в первой половине сентября 2006 года, провожая в последний путь своего товарища? Его похоронили на бывшей свалке!
Меня душили слезы больше от того, как он будет покоиться вечно на территории, которая не подготовлена под кладбище. Просто территорию бывшей свалки разровняли грейдерами, идти невозможно, опасно, кругом стекла, металлические предметы, не говоря о грязи и неровностях. Кроме того, через него проходят линии электрических передач высокого напряжения.
Прежде чем отводить место, оно должно быть обследовано геодезистами, геологами с целью нахождения на определенном расстоянии воды, а там вблизи проходит балка. И рядом, за лесополосой, тоже балка. Кладбище вблизи балки подтапливается водами. Где же санэпиднадзор? Существуют определенные санитарные правила! И прежде чем отводить места под захоронения, необходимо обеспечить подъездные пути: асфальт, тырса, щебенка. Наше же кладбище не отвечает всем этим требованиям.
На что я еще обратила внимание? При захоронении граждане необоснованно захватывают большие участки земли, а ведь в законе Российской Федерации «О погребении и похоронном деле», четко указано, что отвод земельного участка для размещения места погребения осуществляется бесплатно органами местного самоуправления и не более 2 кв.м. на одного человека, еще можно 2 кв.м. на пережившего супруга. Но пройдитесь по всем захоронениям города, и что же вы увидите? Ограды окружают от 15 до 50 кв.м. земли, а похоронен один человек, ну, может, двое. Как это понимать? Почему нарушается законодательство? А на старом кладбище, вопреки всем нормам, произвели захоронения на дорогах, по которым горожане могли проехать, чтобы нормально похоронить человека. Теперь это невозможно. На старом кладбище много засохших деревьев, между могил груды мусора, старых памятников, но вывезти все это нельзя, т.к. на дорогах захоронения.
Я считаю, что лицам, ответственным от Администрации г. Новочеркасска за данный участок работы, надо навести надлежащий порядок в местах захоронения граждан. И еще — огромная просьба следить, чтобы не разоряли памятники 19-20 веков — ведь это наша история.
Мне очень хочется, чтобы мое печальное письмо нашло отклик в сердцах жителей города и тема была продолжена.

Н.Александрова, жительница Новочеркасска.

КАЗАКИ ГОТОВЫ ПОМОЧЬ

Это – отклик на письмо Таисии Осташиной, опубликованное в последнем номере «Частной лавочки». Действительно, крик души!
Бедная женщина описывает, что сделали с могилой ее дедушки, участника Великой Отечественной войны. Горько и больно читать строки упрека жителям города, где прошли самые счастливые годы Таисии Осташиной.
Эта женщина абсолютно права. В Новочеркасске в плачевном состоянии не только старое кладбище, где похоронены предки донских казаков, великих воинов, ученых, художников всех времен – и военных, и мирных. На новых кладбищах на старых костях строятся целые дома для умерших нуворишей и богатых цыган. Все дорожки заняты могилами бывших влиятельных людей города.
Не удивительно, что женщина не смогла найти могилу своего деда.
Я прошу городскую Думу создать комиссию по проверке положения дел на кладбищах города и выработать меры по наведению должного порядка.
Казаки Всевеликого Войска Донского готовы принять самое активное участие в этой работе.

Владимир Филонов,
начальник Политуправления МСОО «Всевеликое
Войско Донское».

23 июня я подал заявление прокурору города: просил провести расследование по фактам вандализма на кладбище Соцгорода и микрорайона Октябрьский. Накануне, 22 июня, в годовщину начала Великой Отечественной войны, я увидел, что многие могилы осквернены, памятники разбиты, могильные плиты выворочены. Я считал необходимым найти вандалов и привлечь их к уголовной ответственности.
В прокуратуре мое заявление приняла пом. прокурора Мовсаева Т.С.; его зарегистрировали в книге регистрации за № 1-1139-пр06 и выдали мне талон-уведомление № 62.
Через некоторое время я получил ответ за подписью заместителя прокурора В.Г. Гузикова о том, что мое заявление передано по подследственности в УВД г. Новочеркасска для проведения проверки. Это было 30 июня 2006 г. На этом все и закончилось. Из милиции я до сих пор никаких ответов не получал, меня никто никуда не вызывал и не опрашивал. Кстати, в милицию попало два моих заявлений: одно переслали из прокуратуры, а второе я сам тогда же, 23 июня, отдал в УВД.
На кладбище сегодня все в том же виде. Вандалы, думаю, гуляют на свободе. А я даже не знаю, возбуждено или нет уголовное дело. А если в возбуждении отказано, то по какой причине?

Александр Заброда, председатель Совета председателей домовых комитетов микрорайона Соцгород и Жилучастка.