Сегодня:

История и современность

На предпасхальном казачьем субботнике по приведению в порядок монументов дореволюционных захоронений казаки станицы Новочеркасской работали неподалеку от самого, пожалуй, внушительного памятника старейшего городского кладбища. Памятник этот установлен был на могиле Р.А. Хрещатицкого – генерала от кавалерии, 100 лет назад умершего в Хабаровске, но погребенного в Новочеркасске. И несколько новочеркасских казаков высказали автору этих строк пожелание: они, мол, охотно прочли бы об этом человеке в одной из новочеркасских городских газет, так как надпись на его намогильном памятнике слишком скупа.
А надпись та сообщала: «Войска Донского генерал от кавалерии Ростислав Александрович Хрещатицкий. 30 марта 1841 года – 20 января 1906 года. Командующий войсками Приамурского округа, приамурский генерал-губернатор. Войсковой наказный атаман Приамурского казачьего войска». И не более того. Правда, на другой стороне памятника имелась еще эпитафия: «Чиста моя совесть пред Богом и Государем, / Всю жизнь я отдал служебному долгу». Но никаких дополнительных сведений из биографии Р.А. Хрещатицкого она уже не давала.
Пришлось черпать сведения о погребенном из других источников. И вот что удалось узнать о нем.
* * *
Ростислав Александрович Хрещатицкий происходил из известного казачьего рода, представители которого прославились еще в Отечественную войну 1812 года. Родился он в станице Луганской Земли войска Донского в 1841 году. И отец его, Александр Павлович, и дед, Павел Степанович, были походными атаманами действовавших на Кавказе донских казачьих полков.
Образование Ростислав Хрещатицкий получил в пажеском Его Величества корпусе, шефами которого были российские императоры. Пажеский корпус отличался от кадетских корпусов тем, что имел дополнительные классы, после окончания которых пажи производились в офицеры. Воспитанники пажеского корпуса выпускались, как правило, в гвардейские части. Если же они шли служить в части армейские, то их выпускали с более высоким чином. Так как Р.А. Хрещатицкий выпускался в действовавший на Кавказе армейский донской казачий полк, то он, после производства в офицеры, начал службу в 1861 году сразу сотником.
Через три года Ростислав Александрович был переведен в лейб-гвардии Казачий полк, из которого в 1869 году был направлен в Новочеркасск войсковым есаулом при войсковом наказном атамане войска Донского М.И. Черткове. Здесь он был произведен в полковники и в 1871 году прикомандирован к учебному кавалерийскому эскадрону «для прохождения курса», то есть для учебы. А через 2 года полковник Хрещатицкий был назначен командиром 12-го донского казачьего полка, который комплектовался верхнедонцами.
Командуя 12-м полком, Р.А. Хрещатицкий принял участие в русско-турецкой войне 1877-1878 годов в составе Рущукского отряда. За отличия в этой кампании он был награжден орденами Св. Владимира с мечами IV и III степеней, Св. Анны с мечами II степени и золотым оружием (шашкой) с надписью «За храбрость». За эти и другие отличия полковник Хрещатицкий в 1880 году был произведен в генерал-майоры и в 1881 году назначен командиром бригады кавалерийской дивизии. Так как в кавалерийские дивизии включали лишь по одному казачьему полку, то в подчинении бригадных генералов из казаков оказывались не только казачьи, но и легкокавалерийские полки. А в подчинении генералов дивизионных были также полки тяжелой кавалерии – драгунские. Но таковые оказались в подчинении Хрещатицкого лишь после того, как он стал генералом корпусным.
А до этого генерал-майор Хрещатицкий с 1888 года по 1891 год побыл окружным начальником Таганрогского округа Области войска Донского, с 1891 года по 1893 год – командиром гвардейской кавалерийской бригады, а в 1893 году был назначен командиром 2-й казачьей сводной дивизии с производством в чин генерал-лейтенанта. В 1898 году последовало назначение Р.А. Хрещатицкого командиром армейского корпуса. Во время пребывания на этой должности он и был произведен в 1904 году в генералы от кавалерии. После этого «полный генерал» Хрещатицкий был назначен 14 ноября 1904 года высочайшим (т.е. императорским) приказом командующим войсками Приамурского военного округа и войсковым наказным атаманом Приамурских казачьих войск, к которым относились Амурское и Уссурийское казачьи войска. «Приамурского» же казачьего войска, которое упоминается в надписи на постаменте памятника, как такового, не существовало. Поэтому можно считать, что в той надписи допущена ошибка.
Это назначение стало пиком карьеры донского казака Хрещатицкого Ростислава Александровича. Если на Дону донцы назначались атаманами лишь до середины XIX века, то Р.А. Хрещатицкий стал войсковым атаманом из числа донцов после более чем полувекового перерыва. К этому моменту он был награжден рядом новых орденов: Св. Станислава I степени, Св. Анны I степени, Св. Владимира II степени и Белого Орла. Последний орден был в свое время польским орденом, но после присоединения части Польши к России им стали награждать и офицеров русской императорской армии. А генерал Хрещатицкий как раз командовал корпусом, дислоцированным на территории царства Польского.
К сожалению, на должностях командующего войсками военного округа, генерал-губернатора и войскового наказного атамана генерал Хрещатицкий пробыл всего 14 месяцев, так как 20 января 1906 года он умер. Столь краткий срок не дал ему возможности, как сказано в одном из дореволюционных изданий, «проявить себя выдающимся администратором и устроителем казаков, которых он страстно любил, к какому бы войску они ни принадлежали». Но Ростислав Александрович успел проявить себя в других (помимо боевых) делах. Долгое время он состоял членом комитета по устройству и образованию войск и членом особых комиссий по разработке казачьего обмундирования и конского снаряжения. Занимался он и вопросами разработки тактики боевого применения казачьих частей и подразделений, особенно при атаке лавой. Им также был разработан наконечник казачьей пики, утвержденной в 1891 году высочайшим приказом и принятой на вооружение степовых казачьих войск.
Будучи большим любителем и знатоком донской старины, Р.А. Хрещатицкий собирал казачьи песни, сборник которых им и был издан для донских казачьих полков. Им также был предложен войсковой марш, составленный из мотивов этих песен. Но все это давно осталось в прошлом и никем уже не помнится.
* * *
В настоящее же время о Р.А. Хрещатицком напоминает лишь намогильный памятник донцу, достигшему заметного в Российской империи служебного положения. Вернее, гранитная часть этого памятника, так как все его металлические детали безвозвратно утрачены. Детали из цветного металла (сабля с гардой и ряд других деталей) были ободраны с памятника в те же годы, в которые лишился своих металлических частей и памятник Я.П. Бакланову. А в годы постсоветского безвременья дошла очередь и до черного металла. Чугунные цепи (не столь массивные, как у памятника Ермаку, но тоже довольно увесистые), ограждавшие памятник генералу Хрещатицкому и крепившиеся к фигурным гранитным столбикам, были сорваны с последних самым варварским способом – верхушки столбиков были попросту отбиты.
Со временем к памятнику знаменитому донцу вплотную подступили могилы усопших, носивших явно не донские фамилии. Да так близко, что при фотографировании монумента перед ним оказывается стела с надписью «Баласанов Мачук Керопович», а позади него – стела с надписью «Тахтамышян Аведык Мелконович». Не зря, видно, гласит народная мудрость: «Свято место пусто не бывает».