Сегодня:

(Продолжение. Начала в «ЧЛ» №№ 15 и 16 от 19 и 26 апреля 2006 г.).

Итак, вы придумали собаке имя, оба к нему привыкли и, когда вы зовете своего щенка, он радостно к вам подбегает. Да, да, да! Именно радостно! Общение с вами должно доставлять собаке удовольствие (и вам тоже), ведь вы с нею – друзья.
Не забудьте об этом во время обучения своего пса первой и главной команде «Ко мне!». Это действительно самая важная команда, которая не только сделает вашу собаку управляемой, но в будущем может даже спасти жизнь вашего питомца. Представьте, что он в азарте погони за кошкой выскочит на проезжую часть дороги или погонится за человеком, который чем-либо ему не угодил. Эту команду, доведенную до абсолютного автоматизма, собака должна выполнять как робот — при любых условиях и при любых обстоятельствах.
Для того чтобы с легкостью добиться беспрекословного выполнения данной команды в будущем, обучение нужно начать тогда, когда еще не прекратил свое действие рефлекс следования за двигающимся предметом, свойственный раннему возрасту животных. На первых порах команда «ко мне» подается в игре или на прогулке и обязательно сопровождается лакомством, ведь собаки, как и люди, с наибольшим удовольствием делают то, что приятно. Ни в коем случае нельзя подтаскивать щенка силой или подавать команду с угрожающей интонацией. Даже если щенок не хочет подходить, надо отвлечь его от заинтересовавшего предмета, переключить внимание на игру и подозвать к себе по команде. Даже если он заигрался, далеко убежал и не подходил к вам долго-долго, то, в конце концов, когда он все-таки виновато подойдет, обрадуйтесь ему, похвалите: «Ко мне! Ко мне! Молодец! Хорошо!», дайте лакомство и обязательно погладьте.
Не усложняйте пока выполнение этой команды, как этого требуют от взрослых собак (обхода сзади, посадки у вашей левой ноги или перед вами). Эти навыки отрабатываются гораздо позже, на дрессировочной площадке. Сейчас ваша задача – как бы обучить щенка вашему общему с ним языку, чтобы вы понимали друг друга и могли разговаривать.
До 2-2,5 месяцев у щенков происходит процесс образования чрезвычайно стойких условных рефлексов – так называемый процесс запечатления или импритинга. В этот короткий период решается, кто будет предметом привязанности у собаки. Причем, сила запечатления увеличивается, если щенку приходится напрягаться, преодолевать препятствия для достижения цели. Надо воспользоваться этим моментом при первоначальной отработке команды «ко мне». Для этого можно во время прогулки прятаться от щенка, чтобы он вынужден был искать хозяина. Когда же щенок найдет вас, обязательно приласкайте его и дайте лакомство. Не прячьтесь слишком усердно, щенок обязательно должен найти вас сам! Никогда не гоняйтесь за щенком, если он убегает, ведь он не вредничает, он просто играет в «догонялки» и еще не может понять, что вы от него хотите. Сделайте вид, что уходите или убегаете сами, и он помчится за хозяином. И тут снова: «Ко мне! Молодец! Хорошо!» А потом снова отпустите его гулять, снова подзовите и так далее.
Уверяю вас, что очень скоро вы получите отличный результат и сможете на прогулке спокойно отпускать щенка с поводка, не боясь, что потом не дозоветесь его обратно. Моя «ризенша» просто мечтала о команде «ко мне», постоянно оглядывалась и часто подбегала, словно говоря: «Меня еще не звали?», при этом выразительно поглядывая на карман, в котором всегда лежало печенье.
Сделайте щенку все необходимые прививки и начинайте с ним гулять как можно раньше. Если он «пересидел» дома, у него могут возникнуть проблемы в новом для него мире. Он не знает, как надо себя вести, за что будет поощрен, а за что наказан. Не бойтесь гулять в компаниях взрослых собак. При этом не следует вмешиваться в отношения собак, иначе вы выработаете у своего питомца неверные «комплексы». Небольшие разборки в «собачьем обществе», воинственные игры, а иногда и трепки как раз ведут к нормальной адаптации щенка. Оградив его от всего этого, вы получите неполноценную собаку, скорее всего – трусливо-агрессивную. Ваш пес должен быть «своим» среди сородичей: не жалейте и не защищайте его по пустякам – пусть он сам научится принимать взвешенные решения. Но если уж дело дойдет до серьезного конфликта, тут уже защищайте вашу собаку.
Можете постепенно начать обучение командам «сидеть», «лежать» и «стоять» (именно в таком порядке), но не перегружайте щенка, пока он не достиг 3-4 месяцев: каждое занятие не должно превышать 5-10 минут, но заниматься со щенком можно по 5-7 раз в день. Если вы видите, что щенок устал и отвлекается, добейтесь выполнения последней данной ему команды и объявите перерыв – лучше всего переключиться на игру.
Очень важно с первых дней появления в вашем доме собаки обучить ее команде «место». Только ни в коем случае не превратите «место» в место наказания. Это должен быть уютный, удобный уголок дома, где пес может спокойно подремать, не мешая никому и не попадая под ноги.
Команда «место» не должна ассоциироваться с наказанием, будьте терпеливы. Отправив щенка на место, дайте ему игрушку, лакомство и поначалу не держите на «месте» долго. Похвалите и подзовите уже знакомой командой «Ко мне».
Можете улыбнуться, но поймите, что не только вы дрессируете свою собаку, но и она вас. Моя хитрая такса прекрасно поняла, что за выполнение команды «место» можно заработать вкусненького, и время от времени демонстративно мчится на свою подстилку, тут же выглядывая: «Я – здесь. А еда-то где?».
Запомните еще раз: мы пока не так дрессируем щенка (ему это еще рано), как воспитываем. И в связи с этим еще несколько советов.
Вам нравится, когда ваш крошечный пес пытается рычать, охраняя косточку? Не переусердствуйте, особенно если это кобель. С самого момента появления щенка в вашем доме приучайте его к тому, что каждый член семьи, в любой момент может спокойно подойти к его миске во время еды и даже засунуть туда руку. Точно также – спокойно забрать у него кость. Охранять еду от хозяина ваша собака не должна никогда! Эту проверку нужно устраивать регулярно до года.