Так определяет свой жизненный принцип начальник ОМ-1 подполковник милиции Михаил Александрович Собакарев.
По натуре он человек одержимый. Одно перечисление его послужного списка – уже интересный рассказ. За 18 лет его верного и преданного служения правопорядку были и резкие взлеты, и “пике”, которые он совершал в самые неожиданные моменты, чем удивлял как своих сослуживцев, так и руководство. “Синусоиду”, так можно графически представить его служебную карьеру, Михаил Александрович строил не по строгой математической, а по самостоятельно выведенной формуле.
15 ноября 2005 г. подполковник милиции Михаил Александрович Собакарев впервые пересек порог ОМ-1 г. Новочеркасска в должности его начальника. Этот его поступок – очередное профессиональное “пике”. Принятым решением М.А.Собакарев одних удивил, других, наоборот, обнадежил.
— Михаил Александрович, как Вас встретил Новочеркасск?
— После Ростова Новочеркасск, конечно, показался мне очень маленьким. Но, тем не менее, он меня поразил, как своей красотой, так и предстоящим объемом работы.
Переезд в столицу донского казачества не случаен. После назначения на должность руководителя УВД К.В. Кохно, он пригласил меня в свою команду. Зная его по прежней работе, просто не смог ему отказать. И, хотя прошло всего ничего с момента моего приезда в Новочеркасск, я совершенно не жалею о совершенном поступке.
— Наш разговор проходит в праздничные дни. Насколько напряженными они оказались для ваших сотрудников?
— Так как разговариваем мы 8 января, то на данный момент могу говорить только о том, как народ вел себя в первые дни нового 2006 года. Самое напряженное для нас время — 1-го января, можно разбить на два условных этапа: “хмельное” и “похмельное”. Первое – это с 2-х ночи до 5 часов утра и с 14-00 до 18-00. Именно в эти промежутки времени дежурной группе часто приходилось выезжать по вызовам и улаживать пьяные бытовые скандалы.
Что касается трупа девушки, которую обнаружил 1 января в районе остановки возле кинотеатра “Космос” охранник этого заведения, то в настоящее время доподлинно установлено, что причиной её смерти стало злоупотребление спиртными напитками в праздничную ночь.
Еще в этот день для одной семьи, проживающей на ул. Кривопустенко, празднование Нового года закончилось разочарованием. Встречали они его не дома, а, вернувшись из гостей, обнаружили, что в квартире побывали воры. Деньги и ценности они не взяли. А вот автомобильная магнитола исчезла.
Всего за 8 дней января поступило свыше 200 сообщений о преступлениях и происшествиях. Самыми “горячими” были для всех сотрудников 1 и 2 января.
— Михаил Александрович, с какими трудностями Вам пришлось столкнуться в первые дни работы? И можно ли уже сегодня говорить о положительных изменениях к лучшему?
— Первое, на что я обратил внимание, приступив к исполнению обязанностей руководителя отдела милиции, так это на специфичность города. Большое количество учебных заведений, воинских частей, следовательно, много молодежи. А именно эта категория населения города наиболее склонна к совершению правонарушений. В городе не на всех улицах есть освещение, в темноте люди часто становятся объектами нападений грабителей.
Поэтому, ознакомившись с обстановкой в районе, я принял решение об усилении патрулирования в городе сотрудниками всех подразделений в вечернее и ночное время за счет своего личного времени. Особое внимание мы обращаем на самые криминогенные участки. Это студгородок, район Азовского рынка и пр. Баклановский. Такая форма работы позволила за короткий срок добиться раскрываемости преступлений с сотовыми телефонами до 40% и сбить на 30% вал уличной преступности. Так что считаю, что небольшие успехи уже есть.
— У населения преобладает негативное отношение к милиции. Но, тем не менее, когда случается беда, первых, кого зовут на помощь, – это сотрудников правоохранительных органов…
— Милиция, на сегодняшний день, та силовая структура, которая в состоянии прийти на помощь в любой ситуации, как бы плохо о ней ни думали. Нам обижаться на общественное мнение некогда, нужно каждому конкретному человеку, обратившемуся за помощью, помогать. Иногда приходится работать не только за себя, но и за другие городские службы. Так, к примеру, бывают такие звонки, когда на том конце провода кричат, что у них воруют трубы. Дежурная группа выезжает по указанному адресу и оказывается, что там просто прорвало трубу.
Тем, кто распространяет о милиции негативную информацию, предлагаю представить, что они оказались в городе, с улиц которого на некоторое время исчезли сотрудники ППС, участковые, служба ГАИ. Уверен, тут же началось бы “броуновское движение” и все бы стали набирать хорошо знакомый номер “02”. Сотрудники милиции – исполнители законов. Увы, не все они совершенны. И куда как проще всю вину за несовершенство законов взвалить на нас, чем винить в этом тех, кто их пишет и утверждает. Они далеко, а мы — вот, только трубку телефона сними.
— А может ли только хорошая работа милиции повлиять на изменение криминальной обстановки в городе?
— Нет. Пока люди, в первую очередь, сами не побеспокоятся о сохранности своего добра, порядка не будет. Мы привыкли брать пример с Запада. Так вот, там никому не придет в голову жить по принципу: “Моя хата с краю”. У нас же никто не проявляет инициативы, чтобы помочь милиции в работе по раскрытию преступлений. У населения практически отсутствует правосознание. Поэтому то, что на Западе называется содействием в работе полиции, у нас считается зазорным. Вот простой пример. В отделении работает “телефон доверия”. Его номер 2-31-88. Сказать, что он перегружен, не могу. Но иногда раздаются звонки, благодаря которым мы получаем сообщения о готовящихся или совершаемых преступлениях. Этих сообщений мало. Но радует уже то, что среди населения есть неравнодушные люди.
Большую помощь по правовому всеобучу населения нам оказывает администрация города, помогая в размещении рекламы на улицах города и в издании брошюр.
— За эти два месяца не возникло ли сомнение в том, что “ноша оказалась не по силам”? Не тоскуете ли о старой работе?
— Еще ни разу не поймал сам себя на мысли, что сожалею о том, что сменил административную работу на практическую. Предложение, сделанное мне Константином Валентиновичем Кохно, пришлось по душе. Я по складу характера человек, любящий работу с людьми, а не с бумагами. Состояние души — постоянно помогать людям, с каждым годом не угасает у меня, а разгорается с новой силой.
О старом месте работы не сожалею. Во мне от природы заложен здоровый карьеризм. Так что, уверен, что меня еще ждут впереди новые жизненные этапы.
— А какие изменения ждут правоохранительные органы в 2006 году?
— Это все зависит от решений Президента и Правительства. Что же касается непосредственно нас, то самое приятное изменение, которое должно произойти уже к лету – это переезд всего отдела милиции на ул. Красный Спуск, 1. В последнее время там располагался городской туристический клуб. А ведь если углубиться в историю, то это бывшее здание железнодорожной полицейской жандармерии. Так что мы переезжаем в “родные пенаты”.
Сейчас городская администрация и ГУВД Ростовской области прилагают все усилия, чтобы поскорее провести все ремонтные работы.
Мы же, переехав в “новое”, более удобное здание, получим, кроме всего прочего, новый стимул к работе. В нашем распоряжении будет свой спортивный зал и тир. Так что подготовка специалистов будет более качественной.
— Михаил Александрович, что бы Вы пожелали горожанам в новом 2006 году?
— Бдительности и еще раз бдительности. И, конечно же, не самоустраняться от интересов общества. Только наша совместная работа может дать положительные результаты. Тогда наш город будет спокойным не только днем, но и в ночное время суток.
ОТ РЕДАКЦИИ.
Мы же в свою очередь желаем, чтобы при следующей нашей встрече с М.А. Собакаревым на страницах газеты читатели смогли убедиться, что криминогенная ситуация в городе улучшилась, преступлений стало меньше, а родная милиция стала беречь нас трепетнее и внимательнее.
Врезки:
Точка отсчета – это 1987 год, когда сбылась его давнишняя мечта. В этот год сразу после окончания школы он поступает во Владикавказское высшее военное командное Краснознаменное училище МВД СССР. Через 4 года молодой лейтенант отправляется служить в г. Алма-Ату, куда его направили по распределению. Но в 1992 году в связи с тем, что страна распалась на 15 самостоятельных государств, пришлось из столицы Казахстана переехать в Минеральные Воды. В этом курортном городе М.А.Собакарев меняет военные погоны на милицейские и начинает работать в городском отделении милиции рядовым оперуполномоченным. Работа сразу понравилась.
Чтобы стать классным специалистом, он поступает в 1993 г. на заочное отделение Ростовского юридического института. Тогда еще совсем молодой опер и предположить не мог, что этот красивый город станет для него знаковым, как в личной жизни, так и в профессиональной. В 1997 г. свои “сессионные” приезды он сменил на постоянное место жительства в большом южном мегаполисе по причине семейных обстоятельств. Здесь “карьера опера на земле” у Михаила Александровича началась в Октябрьском ОВД. И уже через полгода его назначают начальником уголовного розыска этого же ОВД. Впоследствии ему неоднократно приходилось менять место работы.
После Октябрьского ОВД М.А. Собакарев работал ст. оперуполномоченным УВД г. Ростова, потом начальником убойного отдела этого же УВД.
Но наступает момент, когда его “синусоида” вновь пересекает иксовую координату. В жизни “опера” со стажем этой точкой пересечения стал 1999 г. В этот год он по семейным обстоятельствам просит перевести его “на землю – простым опером”. Руководство ГУВД пошло навстречу и удовлетворило просьбу. Михаила Александровича переводят в Советский ОВД г. Ростова на должность заместителя начальника уголовного розыска.
Зная его работоспособность, “отдыхать” в райотделе руководство ГУВД М. А. Собакареву не позволило. В 2003 г. следует новое назначение – старший оперуполномоченный УУР ГУВД РО. А в 2004 г. он возглавляет отдел по противодействию незаконному обороту наркотиков в ГУВД РО.
Фото Николая Склярова