Трудовые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии Федеральным законом от 17.12.01 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Согласно ст. 2 вышеназванного Федерального закона под трудовой пенсией понимается ежемесячная денежная выплата, осуществляемая в целях компенсации гражданам той заработной платы или иного дохода, которые они получали, будучи застрахованными. Таким образом, законодатель поставил зависимость пенсии работника от получаемого им заработка. Можно сказать, что, как и ранее, размер пенсии напрямую зависит от размера официально начисленной заработной платы. Ведь именно на эту зарплату, а не ту, которая порой выдается работнику по одной из понравившихся работодателю схем, производится начисление страховых взносов.
Статьей 3 Закона о трудовых пенсиях право на получение трудовой пенсии закреплено за гражданами Российской Федерации, застрахованными в соответствии с Федеральным законом от 15.12.01 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».
В соответствии со ст. 7 Закона о трудовых пенсиях право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет при наличии не менее пяти лет страхового стажа — суммарной продолжительности периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в ПФР, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
Трудовая пенсия по старости состоит из базовой части, страховой части и накопительной части. Порядок назначения, перерасчета размеров и выплаты трудовых пенсий регулируется ст. 18 Закона о трудовых пенсиях.
Размер трудовых пенсий по старости определяется в порядке, установленном ст. 14 Закона о трудовых пенсиях, по следующей формуле:
П = БЧ + СЧ + НЧ, где
П — размер трудовой пенсии по старости;
БЧ — базовая часть трудовой пенсии по старости;
СЧ — страховая часть трудовой пенсии по старости;
НЧ — накопительная часть трудовой пенсии по старости.
Базовая часть трудовой пенсии по старости является государственной гарантией минимального пенсионного обеспечения и устанавливается в фиксированном размере, одинаковом для всех граждан, но ее размер постоянно индексируется. Так, если с 1 января 2002 года размер базовой части трудовой пенсии составлял 450 руб. в месяц, то с 1 марта 2005 года он был установлен в сумме 900 руб. в месяц, а уже с 1 августа 2005г. — 954 рубля.
Размер страховой части трудовой пенсии по старости определяется по формуле:
СЧ = ПК / Т, где
СЧ — страховая часть трудовой пенсии по старости;
ПК — сумма расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, учтенного по состоянию на день, с которого указанному лицу назначается страховая часть трудовой пенсии по старости;
Т — количество месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости, применяемого для расчета страховой части указанной пенсии, составляющего 19 лет (228 месяцев).
На период с 2002 до 2013 годы установлен сокращенный ожидаемый период выплаты трудовой пенсии. В 2004 году он составляет 14 лет (168 месяцев), а затем ежегодно будет возрастать, пока к 2013 году не достигнет 19 лет (228 месяцев).
По установленным правилам размер страховой части трудовой пенсии устанавливается исходя из расчетного пенсионного капитала, поделенного на ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости. Расчетный пенсионный капитал, как это установлено ст. 20 Закона № 167-ФЗ, формируется из общей суммы поступивших в ПФР страховых взносов на основании данных индивидуального (персонифицированного) учета, подтвержденных данными органов Федерального казначейства.
После 1 января 2002 года расчетный пенсионный капитал застрахованного лица формируется из страховых взносов, уплаченных за него работодателем. В связи с чем, размер страховой части трудовой пенсии напрямую зависит от суммы поступивших в бюджет ПФР страховых взносов за период трудовой деятельности работника.
Максимальный тариф взносов на обязательное пенсионное страхование на протяжении пяти лет остается неизменным — 14 процентов.
Одна из проблем, затрагивающих интересы пенсионера — это не только отражение в полном объеме в бухгалтерском учете всех выплат, произведенных в его пользу в период работы, но и начисление на них страховых взносов.
На страницах экономических и бухгалтерских изданий нередко встречаются предложения экспертов и консультантов о легальной минимизации налогов, в том числе и единого социального и страховых взносов. Что же, закон действительно позволяет минимизировать налог и взносы.
Не отражая в базе для начисления страховых взносов отдельных выплат, работодатель, прежде всего, преследует свои интересы — ведь на каждый начисленный рубль заработной платы ему нужно начислить 14 копеек страховых взносов.
Несмотря на значительное снижение в 2005 году максимальных ставок единого социального налога с 35,6% до 26,0%, высвободившиеся средства, особенно в сфере малого бизнеса, за редким исключением были направлены на повышение оплаты труда работников. Необходимо отметить, что организации и индивидуальные предприниматели, применяющие специальные налоговые режимы (УСНО, ЕНВД, ЕСХН) вообще не уплачивают ЕСН. Их обязанность — исчислить и уплатить страховые взносы.
Неуплата или частичная уплата начисленных страхователем страховых взносов на обязательное пенсионное страхование приводит к занижению размера страховой части и, как результат, занижению трудовой пенсии работника в целом.
Нередки случаи, когда работник, как правило, уже столкнувшийся с проблемой начисления ему пенсии, по суду обязывает предприятие уплатить страховые взносы, начисленные на его официальную заработную плату. Предприятие может даже заплатить эту сумму страховых взносов, но к окончательному разрешению вопроса о пенсии работника данный платеж не приведет, т.к. в ПФР должна быть внесена вся сумма начисленных работодателем за год страховых взносов на финансирование страховой части трудовой пенсии.
Гораздо хуже положение работника, за которого работодатель вообще не уплачивал страховые взносы или начислял зарплату в минимальном размере, установленном в Российской Федерации.
На первый взгляд выплата заработной платы в конверте устраивает обе стороны: с работника не удерживается налог на доходы физических лиц, а работодатель экономит на ЕСН, взносах на пенсионное страхование и страхование от несчастных случаев на производстве.
Пока человек молод и здоров, имеет хорошо оплачиваемую работу, он вряд ли задумывается о будущем, по крайней мере, о ближайшем.
Но настало время — и вы получили свою первую пенсию. Если ее размер покажется вам очень скромным, попробуйте подсчитать, какой она могла быть, если бы вся ваша зарплата была официально оформлена.
***
Межрайонная ИФНС России N 13 по Ростовской области сообщает.
Одним из приоритетных направлений работы с налогоплательщиками является развитие системы представления налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности в электронном виде. Отчётность в электронном виде может формироваться в утвержденных форматах с помощью программ, разработанных ФНС России (Налогоплательщик ЮЛ), а также с помощью программных продуктов семейства «1С «. Возможность выгрузки форм налоговой и бухгалтерской отчётности в электронном виде из данного программного продукта подтверждена сертификатом ГНИВЦ ФНС России. Полный перечень сертифицированных программ размещён на официальном интернет-сайте ГНИВЦ по адресу: http://www.gnivc.ru/sertif/32.htm.
***
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо Федеральной налоговой службы от 26.05.2005 № 01-2-02/605 и сообщает следующее.
1. Статьей 11 Налогового кодекса Российской Федерации (далее -Кодекс) определено понятие «бюджеты (бюджет)», которое применяется в следующем значении: федеральный бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации (региональные бюджеты), бюджеты муниципальных образований (местные бюджеты).
Под понятием «внебюджетные фонды» понимаются: государственные внебюджетные фонды, образуемые вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством.
Тем самым, в целях налогообложения, Кодексом проводится разграничение между понятиями «средства бюджетов» и «средства бюджетов государственных внебюджетных фондов».
Кроме этого, пунктом 4 статьи 143 Бюджетного кодекса Российской Федерации четко определено, что «…средства государственных внебюджетных фондов не входят в состав бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации», т.е. и данным кодексом проводится разграничение между понятиями «средства бюджетов» и «средства бюджетов государственных внебюджетных фондов».
При этом средства, поступающие в доход Пенсионного фонда Российской Федерации на основании статьи 2 федеральных законов от 08.08.2001 № 125-ФЗ «О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2001 год» и от 29.05.2002 № 61-ФЗ «О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2002 год» из федерального бюджета, передаются в этот фонд в соответствии с законодательством Российской Федерации по строго целевому назначению для выплаты пенсий и пособий.
Аналогичная норма установлена статьёй 1 Федерального закона от 23.12.2003 № 186-ФЗ «О федеральном бюджете на 2004 год», согласно которой в доходы федерального бюджета на 2004 год зачисляются поступления единого социального налога, направляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату базовой части трудовой пенсии.
Средства, поступившие в Пенсионный фонд Российской Федерации из федерального бюджета, не должны расходоваться на содержание его органов. В связи с изложенным считаем, что действие нормы подпункта 15 пункта 1 статьи 238 Кодекса не распространяется на выплаты, производимые в пользу работников органов государственных внебюджетных фондов, поскольку данные организации финансируются не за счет средств бюджетов. 2. Согласно пункту 1 статьи 237 Кодекса при определении налоговой базы налогоплательщиком, производящим выплаты в пользу физических лиц, учитываются любые выплаты и вознаграждения (за исключением сумм, указанных в статье 238 Кодекса), вне зависимости от формы, в которой осуществляются данные выплаты, в частности, полная или частичная оплата товаров (работ, услуг, имущественных или иных прав), предназначенных для физического лица — работника, в том числе коммунальных услуг, питания, отдыха, обучения в его интересах.
В подпункте 2 пункта 1 статьи 238 Кодекса приведен перечень компенсационных выплат, устанавливаемых законодательством Российской Федерации, законодательным актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, которые не подлежат налогообложению единым социальным налогом (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством). Данный перечень является исчерпывающим.
Понятие компенсации применительно к трудовым отношениям, а также случаи предоставления компенсаций, связанных с выполнением работником своих трудовых обязанностей, установлены Трудовым кодексом Российской Федерации.
В соответствии со статьей 164 Трудового кодекса Российской Федерации компенсацией признаются денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных предусмотренных федеральным законом обязанностей.
Поскольку предоставляемая государственным и муниципальным служащим в соответствии с областными законами Ростовской области компенсации на довольствие и лечение не связаны с возмещением затрат в связи с выполнением ими трудовых обязанностей, то подпункт 2 пункта 1 статьи 238 Кодекса в отношении таких выплат не применяется.
В то же время, денежная компенсация работникам, занятым в государственной системе социальных служб Краснодарского края, установленная постановлением главы администрации Краснодарского края в целях реализации Закона Краснодарского края, не облагается единым социальным налогом, если в должностной инструкции работника или локальном нормативном акте организации указано, что работа данного физического лица или категории лиц носит разъездной характер и денежные средства выдаются ему в под отчет на разъезды по вопросам служебного характера. В остальных случаях они подлежат обложению в установленном порядке.
3. В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 238 Кодекса не подлежат обложению единым социальным налогом государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по временной нетрудоспособности, пособия по уходу за больным ребенком, пособия по безработице, беременности и родам.
Пособия в Российской Федерации являются одной из форм социальной помощи. Это могут быть как регулярные, так и единовременные выплаты из средств социального страхования или средств бюджетов, всех уровней.
К государственным пособиям относятся пособия, выплачиваемые за счет средств государственных внебюджетных фондов и средств в эти фонды, направляемых из федерального бюджета.
Так, в соответствии с Федеральным законом от 31.12.2002 № 165-ФЗ «Об основах государственного социального страхования» к государственным пособиям относятся:
— трудовые пенсии (по старости, инвалидности, по случаю потери кормильца);
— единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;
— единовременное пособие при рождении ребенка;
— ежемесячное пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет;
— пособие по безработице;
— социальное пособие на погребение;
— стипендии.
Таким образом, пособия, установленные Законами субъектов Российской Федерации и имеющие социальный характер (в частности, единовременные пособия в связи с выходом на пенсию), по нашему мнению, не являются объектом обложения единым социальным налогом.
Что касается пособий, установленных Законами Псковской области от 19.02.2002 № 174-03 и от 08.05.1996 № 18-03 (подпункты а) и б) вопроса 3), то поскольку таких видов пособий не предусмотрено федеральным законом и они не имеют социальной направленности, то подлежат обложению единым социальным налогом.
4. Как отмечалось выше, понятие компенсации, а также случаи предоставления компенсаций, связанных с выполнением работником своих трудовых обязанностей установлены Трудовым кодексом Российской Федерации.
Доплата работникам организаций угольной, сланцевой промышленности и шахтного строительства, постоянно занятым на подземных работах, за нормативное время их передвижения в шахте от ствола к месту работы и обратно, установленная постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.1998 № 452, не является компенсацией в смысле статьи 164 Трудового кодекса, а относится к расходам на оплату труда, в связи с чем подлежит обложению единым социальным налогом.
5. В законодательстве содержится несколько определений понятия «сельскохозяйственный товаропроизводитель».
В соответствии с Федеральным законом от 08.12.1995 № 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» к сельскохозяйственным товаропроизводителям относятся физические или юридические лица, осуществляющие производство сельскохозяйственной продукции, которая составляет в стоимостном выражении более 50% общего объема производимой продукции, в том числе рыболовецкая артель (колхоз), производство сельскохозяйственной (рыбной) продукции и объем вылова водных биоресурсов в которой составляет в стоимостном выражении более 70% общего объема производимой продукции.
Федеральный закон от 09.07.2002 № 83-ФЗ «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей» содержит иное определение «сельскохозяйственного товаропроизводителя». Согласно данному Закону под сельскохозяйственными товаропроизводителями понимаются организации, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели, доля выручки которых от реализации произведенной, произведенной и переработанной ими сельскохозяйственной продукции в общей выручке от реализации продукции (выполнения работ, оказания услуг) за предшествующий год составила не менее 50 процентов.
Учитывая положения пункта 7 статьи 3 Кодекса о толковании всех противоречивых актов законодательства о налогах и сборах в пользу налогоплательщика, применение пониженных ставок по единому социальному налогу возможно теми налогоплательщиками, которые соответствуют критериям Федерального закона от 08.12.1995 № 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» или Федерального закона от 09.07.2002 № 83-ФЗ «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей». При этом готовая продукция может оцениваться как по фактической производственной себестоимости, так и по нормативной себестоимости.