Сегодня:

Наш город во всем необычен. Как- никак — столица. И порядки здесь не такие как везде. Мне, как и многим горожанам, приходится часто пользоваться автобусами. То, что наблюдала я, уверена, наблюдали и многие другие. Итак, еду из центра города по маршруту № 14. В автобусах этого маршрута нет кондуктора. Видимо, экономят. И вот один человек, явно приезжий, не знакомый с нашими столичными порядками, заходит в среднюю дверь. Помните, чтобы веселее было, у нас ввели такой порядок, чтобы на маршруты, обслуживающие, прежде всего, бывший Промышленный район, пассажиры входили в автобус «на первую дверь» и сразу оплачивали проезд? Но это же в нашем городе, мы — столица!
Еще не трогаясь с места, водитель через громкую связь взывает: «Мужчина, оплатите проезд!». Но мужчин в автобусе много. Приезжий не понимает, что это обращаются к нему. Следует диалог, который возможен, видимо, только в Новочеркасске: «Слушай, ты, козел, вошел на среднюю дверь, зенки разуй — вход на первую дверь. Оплати проезд!» и так далее с вариациями. В ответ мужчина, довольно интеллигентного вида, отвечает, что он приезжий, и надо бы остановки объявлять, а не «строить» людей. А вообще везде в других городах, где он был, не вход, а выход на первую дверь. Так было и в автобусе, в котором он ехал с вокзала. Да и вообще, так везде. Сказав все это, мужчина, продравшись сквозь тесно стоящих людей, тем не менее счел за благо оплатить проезд и замолчать. Водитель же еще долго солировал на тему о том, какие козлы попадаются непонятливые. Мол, для них крупно написали, что надо входить на первую дверь!
Так получилось, что буквально в этот же день у меня были и другие интересные наблюдения в нашем городском транспорте. Например, в маршруте № 1, который шел от терапевтического корпуса в центр. Кстати, у всех образованных людей Новочеркасска возникает вопрос: почему на трафарете этого маршрута указан конечный пункт как «Поликлиника»? Это же безграмотно. Больница и поликлиника — это не одно и тоже. Уж не знаем, кто у нас в городе такой грамотей! Так вот, у автовокзала в первую дверь вошла старушка. А на этом маршруте все наоборот: оплата при выходе. Ну, и конечно, водитель стал ей выговаривать: «Куда лезешь, старая? Здесь выход! Вот станешь со своими шмотками — весь проход загородишь!». А бабуля в ответ: «Я, сынок, приехала к внучику. Он у меня в колледже учится. Гостинцев ему везу. Знаешь, как молодые есть хотят! Посмотри, сынок, я инвалид и всегда везде садилась на первую дверь». Водитель и не подумал помочь сесть старому человеку. Вступил в перепалку. «У нас выходят на первую дверь. Тогда и платят. Ты, старая, людям мешаешь! Нечего переться на первую дверь». И под нос пробурчал: «Надоели эти инвалиды, сил нет».
Я с ужасом представила, если потом старушка пересядет по незнанию, например, в автобус маршрута № 3. Не иначе подумает бабушка, что попала в сумасшедший дом. А, в самом деле, по чьей инициативе, по чьему злому умыслу так «развлекают» ежедневно горожан?
Но это еще не все. Пришлось мне также ехать автобусом 4-го маршрута. У Азовского рынка машина остановилась. Не выключив двигатель и не открыв двери для пассажиров, водитель ушел в диспетчерскую. И, видимо, комфортно ему там было, а может, время по графику позволяло, но так или иначе, а не было его минут 10 точно, может, даже больше. От работающего на холостых оборотах двигателя пассажирам стало дурно. Кому-то даже плохо с сердцем. Попытались открыть окно. Ан, нет. Оно на зиму уже закреплено…
А дальше — вновь перепалка при движении. Вновь неуважение к людям. Водителю надо за дорогой следить, а не выяснять отношения с людьми. К тому же, помнится, было указание мэра выключать на этой остановке двигатель, чтобы не травить ожидающих свой маршрут пассажиров. Не делают этого! Похоже, нет нужды у нашего пассажирского предприятия экономить топливо, да и экология их не волнует. Забота одна: как повысить стоимость проезда.
Понятно, что высокие чины городской администрации в автобусах не ездят, не слышат, не видят всех этих унижающее человеческое достоинство ситуаций, не слышат оскорбляющих речей. Удивляет также то, что наши отцы города — военные, любящие единообразие, не ввели его здесь для блага горожан и приезжих. Может, этим хотят произвести неизгладимое, глубокое впечатление на гостей города?! Знай наших! Мы — столица! Да, мы «Великий город», как поется в скороспелом гимне.
Мария Тузловская.

ЧТОБ НЕ ПУТАТЬСЯ В ДВЕРЯХ
«Вход только на переднюю дверь! Оплата при входе!» Куски желтой пленки с этими фразами, приклеенные у передней и задней дверей автобусов, стали давно привычными для новочеркасцев, живущих в бывшем Промышленном районе. Они-то и приучили их садиться в автобусы через переднюю дверь, а выходить через остальные двери.
Но вот приезжает «провинциал» в бывший Первомайский район и пытается пересесть в автобус маршрута № 1, следующий, скажем, в сторону авто- или железнодорожного вокзала. Бросается он по привычке к передней двери автобуса, откуда выходят пассажиры, а двери захлопываются перед самым его носом. Почему? Потому, что в автобусах маршрута № 1 работают кондукторы, и входят там пассажиры через средние и задние двери.
Но в последнее время кондукторов на автобусах становится все меньше, а работающих без них водителей — все больше. Но пленок с текстами они у дверей почему-то не наклеивают, а тычат в «мелкокалиберные» надписи «вход» и «выход» пальцем и призывают «разуть глаза», «смотреть в оба» и к другим подобным действиям. Но надписи эти и днем-то с огнем не каждый заметит, а в поздних утренних и в ранних вечерних сумерках — и подавно.
Вот и хочется обратиться к руководству НПОПАТ: те автобусы, которые не можете обеспечить кондукторами, обеспечивайте такими же пленками с текстом, какие имеются на автобусах, обслуживающих бывший Промышленный район. А порядок посадки в автобусы должен быть одним и тем же во всем Новочеркасске, а не зависеть от того, по какому району нашего города проходит большая часть их маршрутов.