Сегодня:

Уважаемая редакция газеты «Частная лавочка»!
В № 46 вашей газеты в статье под названием «Закон принят. Долой закон?» вы спрашиваете мнение новочеркасских казаков о принятом 9 ноября сего года Государственной Думой Российской Федерации законопроекте «О государственной службе российского казачества».
Не расписываясь за всех казаков нашего города, тем не менее, считаю необходимым направить в ваш адрес статью из газеты «Станица» (№ 2 (45), июль 2005 г.), содержание которой нашло горячий отклик среди личного состава станицы «Новочеркасской» Новочеркасского казачьего округа ВКО ВВД. Единственно о чем прошу: при перепечатке если, конечно, решите печатать) сослаться на «Станицу» и ее авторов — Валерия Шукова и Георгия Кокунько.
С уважением,
начальник штаба станицы «Новочеркасской» хорунжий ВКО ВВД А.Н. Писаревский.

ФИЛЬКИНА ГРАМОТА, ИЛИ ФИКЦИЯ ЗАКОНА

Мы уже писали о новой примете: «если Президент что-то публично обещает, сделано будет как раз наоборот». Но тут вдруг вышло как бы опровержение ее: давно обещанный закон о казачестве в апреле был-таки внесен в Думу, а вскоре и принят депутатами в первом чтении!
Проект закона «О государственной службе российского казачества», однако, не содержит определения статуса казака как такового. Действие его предлагается распространить лишь на членов казачьих обществ, включенных в госреестр и принявших обязательства по несению государственной и иной службы. Все остальные, значит, которые не «члены», как бы ни назывались казаками и сколько бы ни было у них предков-казаков — «вне закона»! И весь смысл закона сводится, по существу, к одной фразе: «Реестровые казаки осуществляют государственную службу в соответствии с федеральными законами».
Перечислены формы госслужбы казачества: военная, правоохранительная, пограничная, экологическая, пожарная. В пояснительной записке к законопроекту отмечается, что казачество будет оказывать содействие госорганам в организации и ведении воинского учета, военно-патриотического воспитания призывников, в их подготовке к военной службе и во вневойсковой подготовке во время пребывания в запасе, участвовать в мероприятиях по ликвидации чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, по гражданской территориальной обороне, в природоохранных мероприятиях, охране общественного порядка, борьбе с терроризмом, а также осуществлять иную деятельность на основе договоров казачьих обществ с военными и субъектами РФ.
Такой проект, скорее, можно бы назвать законом о ДОСААФ. Если кто забыл — было такое в советское время, «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту». Занималось допризывной подготовкой, «патриотическим воспитанием» и прочая. Вот оно самое в законе и есть, только добавилась еще существенная функция — несение полицейской службы.
А вот с самой главной казачьей службой — военной — вышел казус. В проекте записано: «Российское казачество для прохождения военной службы направляется по возможности в соединения и воинские части ВС РФ, которым присвоены традиционные казачьи наименования…» Чиновник военкомата будет определять эту возможность — служить в казачьей части или в стройбате. Не забудем и то, что части, коим как бы уже присвоены казачьи наименования, на деле таковыми вовсе не стали!
Если бы хотели создать особые казачьи части, в которых только и проходили бы службу казаки, как было при царе, то был бы — с точки зрения интересов казаков — хоть какой смысл в принятии такого закона. Понадобились бы и деньги на создание таких частей. А для филькиной грамоты денег не надо — как и сказано в пояснительной записке: «принятие данного федерального закона не потребует дополнительных средств из федерального бюджета».
Одна из целей принятия фикции в качестве закона видна из внесенного вместе с проектом «Перечня актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению в связи с принятием федерального закона». Будут, в частности, признаны утратившими силу указы Ельцина о господдержке казачества от 15 марта 1993 г. и о создании Главного Управления Казачьих Войск от 20 января 1996 г. Последний многие тогда восприняли как историческое событие — впервые после поражения белых был создан государственный орган, занимающийся воссозданием казачьих войск. Да, ожидания от работы ГУКВ не очень-то оправдались, но оно все же что-то делало. Путин, придя к власти, немедля Управление похерил, а с ликвидацией Миннаца исчезло и федеральное ведомство, которому формально было поручено ведение реестра. Однако указ еще оставался…
Да, озвученное Трошевым обещание президента выполнено. Только по-иезуеитски, по-гебистски: по форме — закон о казачестве, по сути — издевательство над оным. Как раз по примете — с точностью наоборот!
Так и с ежегодным обращением президента к Федеральному Собранию будет. Исполнено оно было в лучших традициях докладов бывших генсеков — говорить самые правильные слова и сулить златые горы. Вот и Путин нас несказанно осчастливил: оказывается, по мере достижения окончательной победы его модели «управляемой демократии» страна становится все более свободной!..
Но вернемся к казакам. Делая, в том числе вдалеке от мест традиционного проживания казачества, упор на его привлечение к полицейской службе (против чего казаки исторические всегда протестовали, вплоть до вооруженных выступлений), власть вовсе не выказывает незнание истории и традиций. Нет, все делается совершенно осмысленно. В планах нонешнего «государства Российского» — отнюдь не возрождение казачества с его традициями вольнолюбия и истинной демократии, а создание, наряду с хунвэйбинами марионеточного движения «Наши», еще одного опричного отряда. Глядишь, и сгодится когда. Опять же — «дополнительных средств» не требуется, собственности награбленной возвращать не надо, как и области казачьи воссоздавать… В любом случае: будут под приглядом — значит, не натворят чего!..
Как заявил по случаю рассмотрения проекта закона президентский генерал-советник «по вопросам казачества» Г. Трошев — «мы сознательно избежали в этом законопроекте формулировки о казачестве как о репрессированном народе…» Действительно — зачем им народ? Народ, глядишь, еще о своих законных правах вспомнит!
Учитывая же тягу новообразуемых «казаков» к наделению друг друга всяческими званиями и наградами, Путин решил 7 мая с.г. подписать еще и указ о порядке присвоения т.н. «главных казачьих чинов». Теперь чины от есаула до полковника могут присваивать полномочные представители президента в федеральных округах. С принятием нового закона и этого указа завершается выстраивание казачьей «властной вертикали» — рядовые казаки, урядники и младшие офицеры будут подчиняться своим реестровым атаманам, старшие офицеры — полпредам, а атаманы — лично Владимиру Путину.
В указе, между прочим, отмечено, что «главные казачьи чины» могут присваиваться лишь казакам, на момент присвоения не проходящим действительную военную службу. Тут похоже, в очередной раз казакам напоминают, что их чины-звания остаются как бы игрушечными. «Казачьими», одним словом!..
В заключение — спасибо за прекрасный отзыв о «Станице» («актуальной, необходимой каждому казаку») из недавно пришедшего письма от читателя — есаула из Омска. И за совет редакции — «подумать хорошенько, чьи интересы она защищает». Для подкрепления своей позиции автор письма прислал вырезки из газет с подчеркнутыми местами. Ему «непонятно, почему же мы, казаки, должны защищать эту так называемую «свободу слова», которая выливается в пропаганду самой оголтелой русофобии, и чем «свободнее» СМИ, тем откровеннее русофобия…»
Аргументы есаула не кажутся нам основательными. Свобода слова — древняя основа казачьего образа жизни. Вольный казак всегда имел право свободно и прилюдно высказываться по любым вопросам жизни общины, что необходимо для принятия правильного решения; недаром систему казачьего народоправства часто называют демократией казачьего круга. Если есаул до сих пор не понимает, почему надо защищать свободу слова, предположим: в организации, где он начальник штаба, плохо знают фундаментальные казачьи традиции.
Увы, сегодня свобода слова начальство многих казачьих общин (в том числе реестровых и «Союза казаков») пугает. «Казачьи круги» больше походят на партийные собрания, с заранее известными решениями и «выбранными» атаманами. Вот и сидят некоторые на своих местах уже по полтора десятка лет!..
Филькина грамота вместо закона — тоже пример боязни свободы слова. Уважали бы власти казаков — выставили бы законопроект на всеказачье обсуждение или, по крайней мере, на обсуждение расширенного совета атаманов реестровых и общественных объединений. А получилось, как всегда, по советским лекалам: несвободная Дума штампует принятие проекта, от губернатора Ткачева — типичный «одобрямс» с песнями и плясками перед несвободными телекамерами. Одним словом — «жить стало лучше, жить стало веселей!..»
Вам, есаул, такая жизнь нравится?..