Сегодня:

Один день лета — целый год кормит. Общеизвестно. А что есть такой день в году, который целых пять кормит, знаете? От которого зависит, сколько денег останется у Вас в кошельке. Один такой день был совсем недавно, 20 марта. Не угадали еще? Это выборы. Неожиданным стечением обстоятельств я там оказалась наблюдателем на избирательном участке. Немного волновалась, первый раз боишься что-то сделать не так, страшно, что не выдержишь целый день. Мне сказали только, чтобы считала число проголосовавших . Подумала, чтобы не запутаться, считать тогда, когда человек бросает бюллетень в урну. Сама решила, что стоит тщательно осмотреть урну перед голосованием, чтобы не было двойного дна или стенок, но нет ничего. Стенки тонкие пластмассовые по всей длине, мой напарник даже постучал по ним, чтобы проверить, тот ли звук? Звук был тот. Люди пошли сразу, даже ждали, пока урны опечатают. Сначала тонкой струйкой, потом ручеек, то совсем никого, то даже очередь небольшая, но все равно людей было мало!
К вечеру явка на нашем участке была. Начало темнеть, людей совсем не стало. А до 22.00, до закрытия, было ой как далеко. Милиционер возмущался, что за неделю до выборов у них усилены наряды. а такого удлиненного режима работы не было даже на президентских выборах. Режим местных выборов — решение местной администрации. После 19.30 на наш участок пришло 19 человек. За час до закрытия пришел последний мужичок с просроченным паспортом. Близилось время Х, начальница дала команду закрыть двери. Но к ящикам сразу не кинулись. Она объявила, сколько бюллетеней выдано, посчитали, сколько осталось, и стали их гасить. Боже, сколько их было. Если на нашем участке проголосовало 24% избирателей, то 76%-ти, «до лампочки» эти выборы. Благодаря тому, что в комиссии были мужчины и ловкие женщины, с этим все-таки справились. Гасить — это значит отрезать нижний уголок у каждого бюллетеня. Потом вскрыли переносную урну и, наконец, большие ящики. Бюллетени не хотели выпадать. Один даже прилип к стенке. И вот сортировка. Раскладывая по кучкам, эмоциональные женщины комментируют: «Ой, сколько много «против всех». Может выйти на 2-е место». Вышел на 3-е. Наш кандидат проиграл, выиграл от «Единой России». Одна бабуля, рассматривая его портрет перед голосованием, комментировала: «Он нам крышу перекрыл». Наш кандидат присутствовал при подсчете, держался мужественно, хотя ему пришлось услышать, что о нем думают люди. Некоторые, кроме галочки писали еще чего-нибудь. Я его успокаивала, что, мол, на следующих победите, еще сильно молодой, а голосовали в общем люди пожилые, молодых совсем мало.
Число бюллетеней из ящиков совпало с тем, что мы и наши соперники насчитали в течение всего дня. Вбросов не было. На выборы можно ходить, обмана нет. Только нужен контроль. Если наблюдателя нет или его выгнали, не дали подсчитать или увезли урну, не считая, тогда ой. А работа нашей избирательной комиссии была честной.
Нечестной, несправедливой, грязной была предвыборная борьба. Выдавливание кандидатов, выдвинутых от КПРФ, выкрутило им руки, втянуло в длительные судебные тяжбы в то время, когда другие стучались в каждый дом, в каждую квартиру. «Стучитесь, и вам откроют». Постучаться не дали, путь к сердцам людей был закрыт.
Почему подавляющее большинство игнорирует выбор? Пропустим тех, кому в выходной день просто лень вставать с дивана. Другая часть думает, что все уже решено где-то наверху, т.е. выборы нечестные. Но тогда бы людям в ящики не бросали агитацию, и для контроля есть те же наблюдатели. Третьи кивают на административный ресурс. Это серьезный момент, по разным источникам 10% или даже 25%. Если на выборы придут тоже 25%, то этот фактор может быть решающим. Поэтому, чтобы ресурс подавить, надо пошевелиться, поработать. Вроде не трудно одеться, найти паспорт и немного прогуляться до ближайшего участка. В этот день начальство и подчиненные меняются местами. Народ выбирает себе работников, «слуг»: мэра, депутатов, президента. В этот день тебя терпеливо ждут на участках, смотрят на бумажку в твоих руках, заглядывают тебе в глаза. Ты сегодня начальник, а не раб.
По моим наблюдениям, с теми, кто не пропускает выборы, хорошо расплачиваются. Массовая активность пожилых людей обеспечивает им стабильную пенсию, которую к тому же повышают. Студент, а тебе когда повышали стипендию? Уровень пенсии выше зарплаты работающего населения бюджетной сферы: воспитателя детсада, учителя, соцработника. Если тот же пенсионер и рабочий придут в поликлинику, то отношение к ним меняется. Пожилые люди обижаются на недостаточное внимание врачей: «Лечат не старых, а молодых. Нужны работники, а не старики!»
Зато на выборах наши старики заказывают музыку, потому что дома не сидят. Чрезвычайно пассивны на выборах мамочки, имеющие детей, потому и детские пособия 70 рублей. Молчат студенты — потому их в армию берут, отмена отсрочек в связи с учебой прошла в Думе уже два чтения. Не хотели встать с койки в студенческой общаге, теперь 2 года помаршируют. «Не плачь студентка, пройдут дожди». На Украине на майдане студенты отстаивали свое будущее, свою страну. Первый результат — срок службы в армии был сокращен с 2-х до 1 года.
Свои выборы мы проспали в декабре 2003 года, когда выбрали депутатов в Госдуму, в результате пришли такие, которые залезли в карман даже к старикам. Я имею в виду закон «О монетизации льгот». Проспали и президентские, теперь выборы последовательно отменяют, зачем новой власти риск, сами все назначают, может тогда и старикам на пенсии не придется тратиться.
В результате выборов лично в моем кармане стало пусто, туда влезла и федеральная и местная власть своими законами и распоряжениями.
Нам выборы были «до лампочки», теперь мы им «до фонаря».