«- А Баба-Яга — против!!!»
(Советский мультфильм эпохи Олимпиады-80).
ВЕСКИЙ АРГУМЕНТ спора звонко шлепнулся
в лужу. От поднятых мячом брызг ловко увернулась защита ограждения и его противники. Чей-то дед тряхнул стариной — вернул мяч на площадку. Там, под ногами ребят постарше, аккуратно возилась в песке малышня.
Второй час в Черемушках шло «галочное» мероприятие — сход граждан. Этим путем представители Департамента городского хозяйства пытались узнать общественное мнение. Общество раскололось. Мнения не хотели совпадать. Народ спорил — в рамках дозволенного. Стянутая для охраны общественного порядка милиция откровенно скучала.
Допрошенный мной участник произошедших накануне баталий четвероклассник Аленькин рассказывал почти с восторгом:
— Тут вчера такое было! Они уже пилить начали. А ребята как выскочили! Если бы не Михаил Юрьевич, футбольных ворот бы уже не было!
«Вчера», то есть в прошлую среду, ребята во главе со своим тренером защищали спортивную площадку не от хулиганов. Они отражали нападение ОМОН и работников ЖКХ.
В четверг последние тактику сменили. Зам. мэра по коммуналке Мавдриков командным голосом начал общение с народом. Из толпы прозвучал вопрос. Настоящий полковник повернулся к любопытному могучим телом: «Вы из какого дома?» Названный адрес в сценарий не вписывался. И адресат получил по заслугам: «Я вас сюда не приглашал!»
Гражданского человека — главного архитектора Александровского слышно было значительно хуже. Но главное народ понял: сыр-бор, причина его — в ограждении. Отошли от проекта строители, своевольничают. Вам, мол, местные жители, и решать: пилить столбы али «спартаковцев» миловать.
Тут появились заготовленные заранее канцелярские принадлежности, и народ на капотах сгрудившихся автомашин начал отдавать свои голоса «за» и «против».
В ПРОШЛОМ ГОДУ общественная организа-
ция клуб «Спартак» выиграл муниципальный грант на оборудование спортивной площадки. Адрес клуба — улица Буденновская, 237/2; спортплощадка, понятно, рядом. И проект, который победил в конкурсе, назывался просто: «Олимпийцы во дворе». То есть прямо здесь, под окнами родного дома, под неусыпным вниманием мам и пап, дети становятся пусть не чемпионами, но закаляют дух и тело.
Проблема оказалась именно в том — в «окнах родного дома». Место, где планировали стройку, окружали еще два здания: жилые дома по ул. Буденновской, 203/2 и пер. Магнитному, 12. И когда «спартаковцы» начали стройку, местные активисты принялись писать.
Писали они в разные инстанции и слова находили разные. Что лишают, мол, местных жителей места отдыха, захватывают землю, будет здесь не спортплощадка, а платная парковка — излагали дворовые сведения в жанре научной фантастики.
А «Спартак» между тем обратился к мэру Волкову с просьбой совершенно конкретной — выделить территорию, прилегающую к спортивному клубу, для обустройства спортивной площадки. Мэр предварительное «добро» дал, окончательное за главным архитектором оставил. А потом клубовцы по разным инстанциям пошли, с разными службами проект согласовывать.
Деньги, по условиям гранта, им выделили только на оборудование спортивной площадки. Строительство же ее должно было быть вкладом самой общественной организации. И они вкладывали! Тем более что сроки (по тому же гранту!) поджимали.
Завезли 16 КамАЗов глины (бесплатно в «МИТОСе» дали), 4 машины песка — все это ребята сами с тренерами разгрузили. Принесли из бывшего детсадика ПО «Магнит» старые железки — никому не нужные, выровняли, покрасили. Повозились немало с бетоном. И вышла … площадка! Нет, не спортивная, детская. Так сказать, попутно построенная, никаким грантом не предусмотренная и не оплаченная. Для всех детей — не только «спартаковских».
А строительство спортивной площадки ДГХ приостановил. Якобы на том основании, что они спилили два дерева. Поторопились — так были уверены, что им все документы уже подписаны. И совесть была чиста: взамен двух старых деревьев ребятами было посажено 16 кленов и 5 берез. В результате вышло: административный штраф руководству 2 тысячи и остановка строительства.
Спасибо начальнику спорткомитета Савойскому — разрешение на строительство им дали снова. Правда, пока стройка стояла, обещанное в «магнитовском» садике старое ограждение украли неизвестные. А какая ж спортплощадка без ограждения — мяч вылетит, в окно попадет или по чьей-нибудь машине ударит?
Что странно — строительство возобновить разрешили без ограждения. И сейчас все снова в него уперлось. Или просто повод — то самое ограждение?
Пока стройка стоит, деньги гранта лежат на счету «Спартака» мертвым грузом. И вне всякой логики! Муниципалитет проект (спортплощадку) одной рукой поддержал, средства выделил. Другой же строить не дает, а что построено, сам же пилит. Руководство благотворительного фонда «Новочеркасск», из которого деньги выделены, уже дважды предписывало вернуть средства обратно. И дважды Савойский просил продлить действие договора, ведь должен же когда-то вопрос решиться положительно!
МАВДРИКОВА уже не видно, Александровс-
кого тоже, и только взрослые под контролем милиции собирает подписи. А дети держат плакат с надписью: «Мы не так представляли себе заботливых бабушек» и еще: «Вам «Спартак» не по зубам».
Дети эту площадку строили. Все лето, каждый день — тренировались и строили, строили и тренировались. И первые соревнования на недостроенной площадке провели: «Спорт против наркотиков» — поставили ворота и прямо на песке играли.
Они строили, а голосуют — взрослые.
Дед этого внука — за спортплощадку и спорит с другим дедом, который без внука:
— Спортивная площадка — она должна быть, по правилам, огорожена.
— Не надо нам этого. Зачем нам забор?
— Так он не сплошной — сетка!
— Не надо.
Приходится прийти на помощь:
— Дедушка, вы ребенком были?
— Был.
— В футбол играли?
— Да.
— А стекла били?
— Нет, — отрекается бывший идеальный ребенок.
— Ну, а хоть морду кому?!
— Было…, — теплеет ярый противник сетки «рабица».
С бабушкой в ярком халате беседую долго. Ее главный аргумент — «они на этом бизнес сделают». И еще — «у них там все армяне». Нельзя армянам дать заработать, пусть от этого наши русские хоть сдохнут! Или пойдут пить и колоться по подъездам и гаражам за неимением спортплощадки.
Молодая мама — тоже в числе противников:
— Моей дочке это не нужно, она еще маленькая.
— Но ведь дети растут!!!
Непробиваемо…
Не уходит с места события Савойский, пытается найти компромисс:
— Я понимаю, что занятия спортом достаточно шумные. Но можно установить время работы площадки. Например, с 9-ти утра до 6-ти вечера. А потом, чтоб никто порядок не нарушал, площадку закрывать на замок.
— А!!! Вот и получается, что она не для всех!!!
Но не все так безнадежно. И в толпе находится жуткое количество бабушек, мам, дедов и отцов, которым, хоть сейчас, мяч в руки.
— Меня просили в нашем дворе поставить детскую площадку, как здесь сделали, — делится с нами один папа. — Я узнавал: такая, если ее купить, 59 тысяч стоит. И у нас отказались деньги платить. А тут сами ребята построили!
Долго не уходит домой бабушка с внуком, которого по малолетству (ему только 8) на строительство еще не взяли. Но они оба переживают, рассказывают, как много получил мальчишка за прошедший год от занятий спортом.
«За» многие из живущих в общежитии ПО «Магнит», они, кстати, вышли защищать детей и тренеров от ОМОН и работников ЖКХ:
— У них там, — кивают на 12-й дом по переулку Магнитному, — всего шесть детей. Потому они, в основном, против.
А депутат Городской Думы Журавлев выходит на глубокие обобщения:
— Дети всегда беспокойство для взрослых, потому что они дети. Просто многие взрослые забыли, что они когда-то сами были детьми. Выступают против площадки те люди, кто думает только о себе и не думают о будущем поколении. Чиновники почему-то считают, что они должны быть на стороне общественного мнения, но не на стороне истины. Увы, часто общественное мнение и истина расходятся. Я общественному мнению подыгрывать не собираюсь. Площадку нужно довести до ума.
ЭТО НЕ ПРАВДА, что
истина рождается в спорах. Просто человек, принимающий решение, часто утверждает в качестве истины точку зрения той стороны, которая ему нужней, важней и выгодней. В споре, о котором мы рассказали, две стороны. Мне ближе третья — та сторона, где дети.
А уж что там решит городское начальство — дело пока темное.
— А чего к нам мэр не приехал? — размышляли участники схода в Черемушках.
— Да нету его в городе.
— Почему? Был. Вчера по телевизору показывали, какую-то площадку открывал.
— Так он только на открытие площадок ездит, а на закрытие — нет…
Спортивная площадка «Спартака» в этом микрорайоне четвертая. С тремя проблем не было. Построили их за деньги городского бюджета и предприятий, народ сказал «спасибо», поаплодировал. Привычка к халяве — «Вы нам должны»? А если кто по своей инициативе, своими силами — тот сразу на подозрении: какая ему в том прибыль?
Дети сейчас в клуб бегут каждый день. И первый вопрос Алле и Михаилу Липчанским: «Площадка будет?» И те отвечают: «Будет!», потому что нельзя допустить, чтобы убили то, что дети делали своими руками. Иначе этими руками они потом не захотят делать ничего или сделают что-нибудь такое… На первый раз стекло разобьют той бабушке, что в Департамент жаловалась.
А спортивную площадку, между прочим, хотели открыть в канун открытия Олимпиады в Греции. Кстати, дедушки, может, наши футболисты проигрывают, потому что ваши внуки мало во дворах в футбол играют?