В мае прошлого года я беседовал с директором Музея истории донского казачества Светланой Сединко об Атаманском дворце. Результатом этого разговора стала публикация «Создаётся новый музей». Тогда Атаманский дворец был большой строительной площадкой: всюду строительный мусор, леса, материалы, кабели, клубки провода. Очень трудно было себе представить конечный результат этого разгрома…
— Сегодня у нас уже три зала полностью отреставрированы, — говорит Светлана Алексеевна, — в конце прошлого года мы получили немного денег для создания экспозиции на этой площади. За время пока шла стройка, за три года, мы успели отреставрировать немало экспонатов для дворца, а кое-что и приобрели. Сейчас продолжаются строительные работы. Хотите сами посмотреть?
Пока мы ехали на стройку, Светлана Алексеевна объяснила, что Атаманский дворец находится на территории города, но является объектом областного подчинения. Поэтому средства на его реставрацию идут из бюджета области. Экспозиционный фонд, «начинка» музея — принадлежит Министерству культуры Российской Федерации. Оно должно финансировать создание музейной экспозиции. Однако Москва охотнее выделяет средства, когда идёт совместное финансирование из бюджетов разных уровней.
Вряд ли горожане, спешащие мимо Атаманского дворца, могут подозревать, какое великолепие скрывают его обшарпанные стены. (Ремонт фасада — в плане 2005 года.) Великолепие — в полном смысле этого слова. Поднявшись на второй этаж, застываешь на пороге большого зала. Того самого, полутёмного, в бытность дворца зданием городской администрации. Сейчас в зеркале паркета (он цвета майского мёда) отражается хрустальным блеском тысячи подвесок фантастической красоты и размера люстра. На потолке — роспись, лепнина, на стенах — узорный накат. Огромный зал пока пуст. Лишь на стенах светильники, да роскошные шторы, золото с пурпуром, на балконной двери.
— Ну как? — спрашивает Светлана Алексеевна.
— Нет слов, — отвечаю.
— Живопись развесим, мебель расставим, вот тогда будет настоящий дворец, — говорит директор музея, — здесь две смежные комнаты — императорские покои, в них останавливались царствующие особы, когда приезжали на Дон. В большей мы развернём экспозицию на эту тему, в меньшей — будет представлена история дворца. Наши сотрудники до сих пор привозят из Москвы немало документов, новой информации на эту тему.
По планам музейщиков, в конце года комплекс «вход, большой зал, императорские покои» станет доступным для посетителей. А открытие музея намечено на май будущего года.
В соседних помещениях работы ещё продолжаются. В части здания, которая обращена к Александровскому саду, расположен ряд помещений, связанных с памятью атамана А. Каледина. Там будет создаваться «калединский комплекс», а где прежде была библиотека, а потом зал заседаний городской Думы, будет воссоздана столовая, в восточном крыле дворца — домовая церковь.
— Давали бы на стройку больше денег — дело быстрее бы шло, — говорит Светлана Алексеевна, — но и то хорошо, что работы идут. Сейчас вот подрядчик этого года, ростовская фирма «Донреставрация», делает гидроизоляцию фундамента, тоже дело нужное. Дворик обязательно приведём в порядок…
В мае будущего года в Ростовской области планируют проводить Дни славянской письменности и культуры. Одним из объектов этих мероприятий должен быть и наш Атаманский дворец.
— Светлана Алексеевна, а посетители паркет не поцарапают?
— А мы уже заказали партию специальных музейных тапочек!
Фото Ю. Ермолаева.