Юрий Иванович Толмачёв не один десяток лет своей жизни отдал искусству маркетри – мозаике по дереву. Тематика разнообразна: натюрморты, пейзажи, порт-реты, многое другое. Цветы в его работах совсем как живые, точно издают весенний аромат. Инкрустированные им шкатулки – лучшее украшение любого интерьера. Они, как в сказке, самое дорогое, что есть в душе автора: доброта, нежность и тепло.
Работы Ю.Т. создают настроение трепетного любования красотой и душевным покоем. Волшебство мастера ведёт зрителя в энергетику чистой и возвышенной ду-ховности. Он вскрывает всё новые «глубинки» в этом старинном творчестве! Как сказал Эдвард Григ: «Искусство не знает возраста – это всегда восходящая звезда».
Из книги отзывов о произведениях этого создателя маркетри:
»Умение видеть материал, недюжинная работоспособность и желание дарить людям радость – в этом весь Ю.И. Толмачёв, мастер декоративно–прикладного искусства, кото-рый открывает людям красоту и обаяние дерева, тайну постижения прекрасного».
Справка: Толмачёв Ю. И. родился в 1937 году. Выпускник Московского авиацион-ного института. 16 лет на заводе Сухого занят был герметичностью самолётов. В 1972 го-ду вступил в общество «Природа и Творчество». Участник городских, всероссийских и международных выставок (Чехословакия, Индия, Франция, Германия, Бельгия). За ус-пешные экспозиции награждён серебряной медалью ВВЦ. Шесть раз избирался председа-телем секции «инкрустация по дереву». Многогранен – наряду с историческими сюжета-ми из жизни православной Руси («Софийский собор. Вологда», «Святогорский мона-стырь») удаются пейзажи, натюрморты, зарисовки уголков Москвы, Санкт–Петербурга.
»Помню, как сейчас, – вспоминает Юрий Иванович – маленькую станцию Рыбное Рязанской области, дорогую мне деревню Валищево. В летнюю пору, когда идешь в со-седнее Ногино или в Баграмово, испытываешь упоение от птичьего гомона, чарующих об-разов природы: кудрявых берёз, густого разнотравья, Есенинского ромашкового луга, ма-ленькой речушки, скрывающейся в своих извилинах. Это родина моих родителей, а значит и моя. Торжество красоты, сила добра – повсюду, их долго искать не надо». Плодом вдох-новения от всего виденного и стало творчество мастера в технике маркетри. В его работах органично сливаются композиционная и пластическая фантазия ритмически усложнённых по–Врубелевски решений, инженерно–точная планировка и стилевые особенности факту-ры спилов дерева, лиричность архитектурных форм культовых сооружений и торжествен-ная лаконичность декора городских пространств.
Замечательная поэтесса Мария Веселовская–Толмаш, даря ему книгу «В плену у грусти», написала: «С огромным удовольствием и благодарностью за ваш талант!» Вот замечательные строки из её стихотворения:
О, Вдохновенье, посети меня!
Явись зарею, пламенем огня,
Закатом солнца на исходе дня,
Раскатом грома, танцами дождя, Дыханьем моря, жемчугом ручья,
Лазурью неба, трелью соловья,
Прощальным криком в небе журавля…
О, Вдохновенье, не покинь меня!
С чего же начинался его творческий путь? Впервые, рассказывает Юрий Иванович, я увидел работу, составленную из природного материала – кусочков разноцветного шпона, в пионерском лагере. Меня это заворожило. Я освоил технику маркетри. Кстати, она дос-тупна каждому, приглашаю. Так зародилась любовь к дереву, к творчеству, которую про-нёс через всю жизнь. Впоследствии сам уже вёл детский кружок, обучал этому ребятишек.
Какое же воздействие производят на зрителя такого рода произведения? Не меньшее, чем живопись. Благодарить за выразительность надо их непосредственную участницу, Мать–природу и одухотворённое мастерство человеческих рук. Ибо никакой палитре обычного художника не передать ту сказочную красоту, богатство и разнообразие оттен-ков, которую несёт в себе удивительная текстура древесины.
А в чём же уникальность маркетри?
Она заключается в том, что простые детали из шпона, благодаря своим необыкно-венным природным данным (рисунку, цветовой гамме, блеску на плоскости среза), спо-собны воспроизвести массу картин: тут и бескрайняя пустыня, и блик на воде, и цветение луга, и таяние снегов. Магия, энергетика дерева необыкновенны, неисчерпаемы.
»Когда берёшь дерево для мозаики, – говорит мастер, – ощущаешь его теплоту, мно-гообразие и глубину оттенков. Оно живёт и дышит в руках, поражая сочностью цвета. Материал этот вибрирует лишь в своём, присущем ему одному, ритме, но в унисон с че-ловеческим восприятием окружающего. Прикасаясь к тонким пластинкам, оказываешься вовлечённым в яркий мир светоносных энергий. Рождается сильный эмоциональный всплеск. При обмене биоэнергией с деревом получаешь положительный импульс, чувство уверенности в своих силах. Оно превращается в готовность творить, воссоздавать пре-красные образы, окружающие нас».
Вот уже около 30 лет мастер преданно служит своему делу, поражая трудолюбием и умелым обращением со шпоном. В студии Кольцовой С.И. он познал азы художественной грамоты, получил необходимые навыки. Результатом этого стала совместная с нею работа «Маки», характерная воздушностью, теплотой цветовой гаммы, неподдельностью эмоций.
Участие в работе клуба «Природа и Творчество» под эгидой ЮНЕСКО и общества Охраны природы привело к новому творческому этапу. Красной нитью стала тема Право-славия, воплотившаяся в произведениях «Свято–Троицкая лавра» и «Новгород. Софий-ский собор с колокольней». Первое отличается утончённостью архитектурных форм (и включено в список всемирного наследия ЮНЕСКО), второе дышит яркостью, высокой духовностью Собора. Обе работы включены в альбом «В согласии с вечностью» (проект в числе трёх лучших для Ассоциации ЮНЕСКО вошёл в канун 2000 года в Национальную программу «Европа: Общее наследие»).
По эскизам известного пейзажиста и портретиста Фёдорова Валерия (которого среди профессионалов называют «новым Врубелем»), но в ином цветовом решении созданы маркетри «Скоморохи», «Русь», «Вдохновение» и другие. В них отчетливо прослежива-ются национальный дух и богатая история славян. Тесно сотрудничал Ю.И. Толмачёв и с другим художником – Владимиром Луговым (картины «Свеча», «Не уходи»). Произведе-ния Ю.Т. экспонировались во многих странах, получили высокую оценку посольств.
Тематика работ этого мастера обширна. Им изготовлены предметы декоративно-прикладного искусства: шкатулки, журнальные столы, игральные доски. Они прекрасно вписываются в современный интерьер, гармонируя с изысканными элементами дизайна. Каждое произведение выглядит как самостоятельное, как законченный ансамбль с умело подобранной текстурой, разнообразием форм и оттенков.
Завершением определенного этапа развития мастерства Ю.Т. стала персональная выставка в Москве, на Кутузовском проспекте. Посетители записали, что картины-маркетри греют им душу, что каждый россиянин видит в них широкую натуру соплемен-ников. Поражала их ясно видимая небывалая трудоёмкость работ, великолепие представ-ленных образцов этой полузабытой, но богатой традициями техники.
Сегодня слишком мало высококлассных мастеров занимается этим интересным и оригинальным искусством. Специалисты сулят ему вторую жизнь, новый виток в истории культуры, большое будущее. И действительно, чудесные узоры древесины долго будора-жат воображение, радуют глаз приобретателя маркетри, приглашают к сопереживанию.
Хочется верить, что в недалеком будущем работы этого замечательного мастера смо-гут увидеть и сотни жителей Столицы Донского Казачества – города Новочеркасска.