Сегодня: 29 апреля 4435, Воскресенье

К 200-летию Новочеркасска

Франц Сент Воллан родился в 1752 году в Голландии в семье дворянина. В России де Воллан начал службу по контракту с 1787 г. в чине инженер-майора. Участвовал в Русско-Шведской и Русско-Турецкой войнах; строил крепости по южной границе, ставшие городами (Николаев, Одесса, Тирасполь и др.), проектировал и строил каналы, шлюзы, мосты. Был женат на М.Я. де Витте. Закончил службу в высшем генеральском чине. В России его звали Францем Павловичем, а частицу «де», свидетельство дворянского происхождения, часто писали слитно с фамилией — Деволан (с 2002 г. принято писать Франц де Воллан).
Умер 30 ноября 1818 г. Похоронен на Волковском кладбище Санкт-Петербурга. (Николаев, Одесса, Тирасполь и др.), проектировал и строил «Имя Ф. Де Волана должно быть дорого каждому русскому».
В.И. Григорович

Год назад в центре города, на бульваре Платовского проспекта был установлен бюст: «Градостроителю г. Новочеркасска Францу де Воллану. 1752-1818», так написано на пьедестале.
Славный инженер-генерал жил во времена, когда еще не было фотографии, и облики своих современников запечатлевали художники. Вот черно-белая репродукция живописного изображения де Воллана. Такие портреты писались с натуры, поэтому будем считать, что именно таким он и был в пору проектирования Нового Черкасска.
Перед нами уже не молодой человек (ему за пятьдесят; генерал-лейтенантом он стал в 48 лет). Его взгляд озабоченно-сосредоточенный (у высокопоставленного чиновника всегда было много сложной и ответственной работы), лицо чисто выбрито. Прямые с легкой сединой волосы зачесаны так, чтобы прикрыть намечающуюся лысину. А что мы видим на пьедестале? Кудрявого, тонкошеего молодого весельчака с бакенбардами покруче пушкинских. Таким изваял де Воллана ростовский скульптор С. Исаков. Конечно, художник имеет право на некоторую вольность, но не до такой же степени!
Впрочем, в отношении де Воллана изрядную вольность допускали и донские писатели Геннадий Семинихин и Анатолий Корольченко.
В первой книге романа-трилогии «Новочеркасск» (Москва, Воениздат, 1978) Семинихин пишет: «В просторной горнице богатого казачьего куреня жил и работал генерал-лейтенант инженер де Волан. По просьбе Платова хозяин этого куреня есаул Белобородов за хорошую цену сдал свои апартаменты царскому посланцу на полгода (выделено мной. — В.Р.), а сам довольствовался небольшим, белым, тщательно вымазанным известкой флигельком».
Вскоре де Воллан докладывает Платову: «Я не только провел несколько дней в Бирючем Куте, но успел побывать в станицах Усть-Белокалитвенской, Аксайской и на хуторе Арпачине. В этом деловом вояже меня постоянно сопровождали войсковой архитектор Бельтрами и верный сын казачества инженерный капитан Ефимов, с коим мы уже завершили планировку новой столицы тихого Дона города Новочеркасска. Все уже приготовлено к закладке города, дорогой Матвей Иванович».
Описывая далее разговор двух генералов, писатель сделал такую ремарку: «Де Волан встряхнул гривой плохо расчесанных волос». (Выделено мной — В.Р.).
Совсем иным предстает царский посланец в исторической повести Корольченко «Атаман Платов» (Ростов н/Д, 1986): «А вскоре в Черкасск прибыл упомянутый указом (Александра I. — В.Р.) чиновник. Это был знаток инженерского дела генерал-лейтенант Деволан. Небольшого роста, с лысиной во всю голову (выделено мной. — В.Р.), полный величия.
Встретил его Матвей Иванович, как доброго гостя. Отвел лучший дом, сам отобрал денщика, повара и прочую прислугу. Даже писца справного приставил». И через пару страниц: «Почти всю осень (выделено мной. — В.Р.) Деволан с казачьим инженером Ефимовым и войсковым архитектором Бельтрами трудились над планом будущего города, над чертежами зданий.
Деволан, нужно отдать должное, работать умел. Трудился и днем и ночью и заставлял работать помощников».
Помимо совершенно различных внешних характеристик де Воллана, авторы этих произведений произвольно распоряжаются и его временем, которое он якобы посвятил разработке плана Нового Черкасска («полгода», «всю осень»).
В 2002 году в Одессе вышла малоформатная книжка «Моя жизнь в России», содержащая краткие годовые отчеты де Воллана о проделанной им работе и главных событиях его жизни за двадцать пять лет с 1787 по 1811 год. Посмотрим, чем он занимался в 1804 году. Как член комитета по строительству портов адмиралтейства Империи разрабатывал положения и инструкции для служащих портов по их эксплуатации; организовывал закупку леса для Маршанского и Тихвинского каналов; провел инспекцию дорог Петербургской губернии; выполнил ряд поручений по военным портам Прибалтики; руководил закладкой фундаментов большого разгрузочного причала в Систребеке; проверял работы в Кронштадтском порту, а потом на шлюзах Мариинского канала и каналов на Свири; в течение лета составил разметку и планы шлюзов и др. сооружений в районе Тихвинского канала. А еще… цитирую: «Только собравшись продолжить инспекцию в своих прочих районах, получил срочное распоряжение скакать в Черкасск, к Донским казакам, чтобы выбрать место для их новой столицы. Здесь я составил план города и дал указания по его сооружению». И больше ни слова ни о Новом Черкасске, ни о Платове. И в закладке города не участвовал, хотя продолжал работать на юге (исследовал район между Каспием и Азовским морем, занимался восстановлением порта в Таганроге, работал в Феодосиевском порту и т.д.). В 1805 г. де Воллан заболел катаральной лихорадкой. Министр морского флота предложил ему более спокойную должность — генерал-директора по строительству Российских портов, но он отказался и остался в Департаменте путей сообщения, продолжая наматывать «то в коляске, то верхом» по десять и более тысяч верст ежегодно.
Служба талантливого военного инженера была отмечена высокими наградами, в т.ч. орденом Святого Александра Невского, восьмилучевую звезду которого скульптор Исаков почему-то изобразил аж о шестнадцати лучах. Пришлось ему из-за наветов испытать и монаршью немилость. «Я, писал Франц де Воллан, мог упрекнуть себя лишь в том, что служил России, может быть, со слишком большим усердием и честностью, — качества, которые порождают подозрительность у врагов и завистников…». И еще: «А меня, когда умру, не на что будет и похоронить, хотя позади в моей жизни остались такие услуги для государства, как, например, Одесский порт, который дает России больше средств, чем Балтийские порты в Таллине и Нарве. Я уже не говорю о целом ряде городов и поселений на юге Империи, которые обязаны мне своим существованием». Новочеркасск — один из них. Его план, как известно, Александр I утвердил 31 декабря 1804 года.